Режим плавающих валютных курсов

Режим плавающих валютных курсов. Введение плавающих вме­сто фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огром­ные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, по­кончить с внезапными перемещениями «горячих» денег, валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. Поэтому страны предпочитают режим регулируемого плавания валютного курса, поддерживая его разными методами валютной политики. Возврат к твердым валютным паритетам маловеро­ятен. Вместе с тем обязательства стран—членов МВФ по регули­рованию валютных курсов расплывчаты и декларативны, хотя устав Фонда предусматривает введение стабильных, но регулиру­емых паритетов.

Таким образом, проблемы Ямайской валютной системы поро­ждают и объективную необходимость ее дальнейшей реформы. Прежде всего речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется их стремлени­ем усовершенствовать мировой валютный механизм, который является одним из источников нестабильности мировой и наци­ональных экономик. Но соперничество трех центров лежит в ос­нове валютных противоречий.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы стра­ны ЕС создали собственную международную (региональную) ва­лютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СОЮЗА (ЕС)

Характерная черта современности — развитие региональной эко­номической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являют­ся: 1) интернационализация хозяйственной жизни, усиление между­народной специализации и кооперирования производства, пере­плетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность.

Процесс сближения, взаимопереплетения национальных эконо­мик, направленный на образование единого хозяйственного комп­лекса в рамках группировок, нашел выражение в ЕС. Европейское сообщество — наиболее развитая региональная интеграционная группировка стран Западной Европы; функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957г. шестью странами — ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидер­ландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. — Греция; с 1986 г. — Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. Ломейскую кон­венцию (1984 и 1989 гг.) об ассоциации с ЕС развивающихся стран подписали 66 государств Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов (АКТ). Группа средиземноморских стран (Турция, Ал­жир, Тунис, Марокко, Ливан, Египет, Иордания, Сирия), а также Кипр и Мальта ассоциированы с ЕС на основе двухсторонних соглашений. Созданию «Общего рынка» предшествовало образо­вание странами ЕС интеграционной группировки Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г.; Европейское сооб­щество по атомной энергии (Евратом) создано одновременно с ЕЭС. Центростремительные тенденции привели к созданию в 1967 г. группировки под названием Европейские сообщества, включающей ЕС, ЕОУС, Евратом. Они имеют основные общие органы и проводят единую политику.

90-е годы ознаменовались новым расширением ЕС, прежде всего за счет стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). С 1993 г. создано Европейское экономическое пространст­во, к которому присоединились страны ЕАСТ (Европейской ас­социации свободной торговли), кроме Швейцарии, — торгово-экономической группировки, созданной в 1960 г. по инициативе Великобритании.* На основе Европейских соглашений ассоцииро­ванными членами ЕС ныне являются также страны Восточной и Центральной Европы — Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Болгария и Румыния. С ноября 1993 г. вступило в силу Мааст­рихтское соглашение об образовании Европейского политическо­го, экономического и валютного союза (сокращенное название — Европейский союз (ЕС)).

Первоначальные члены ЕАСТ — Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария К 1970 г к ним присо­единились Исландия, в 1986 г — Финляндия, в 1991 г. — Лихтенштейн. После перехода Великобритании, Дании, Португалии, Швеции и Финлян­дии в ЕС значение Ассоциации значительно снизилось.

Цели ЕС следующие: 1) создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни; превратить ЕС в супергосударство, 2) укрепить позиции западноевропейского центра для противоборства с монополиями США и Японии на мировом рынке, 3) коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны — бы­вшие колонии западноевропейских держав.

Западноевропейская интеграция отличается тремя особенно­стями.

Во-первых, ЕС прошли путь от общего рынка угля и стали шести стран до интегрированного хозяйственного комплекса и по­литического союза 15 государств. В перспективе к ЕС присо­единятся и страны Восточной и Центральной Европы (по клас­сификации ЕС к ним относятся также Литва, Латвия, Эстония), возможно, Мальта, Кипр, Турция. Заключили соглашения о парт­нерстве и сотрудничестве с ЕС Россия (24 июня 1994 г.) и ряд других стран СНГ.

Во-вторых, институциональная структура ЕС приближена к структуре государства и включает следующие органы:

• Европейский совет (с 1974 г. совещания глав государств и правительств стран-членов стали верховным органом ЕС);

• Совет министров — законодательный орган (принцип кон­сенсуса с июля 1987 г. заменен принципом квалифицированного большинства с вступлением в силу Единого европейского акта;

в 50 комитетах работают послы стран-членов);

• Комиссия ЕС (КЕС) — исполнительный орган;

• Европейский парламент — консультативный орган, контро­лирует деятельность КЕС и Совета министров, утверждает бюд­жет ЕС, его полномочия расширены в соответствии с Маастрихтс­ким договором;

• СудЕС — орган надзора за соблюдением правовых норм;

• Экономический и социальный комитет — консультативный орган в составе представителей предпринимателей, профсоюзов и т.д.

В-третьих, материальной основой интеграционного процесса служат многочисленные совместные фонды, часть которых сфор­мирована за счет общего бюджета ЕС.

Неотъемлемым элементом экономической интеграции является валютная интеграция — процесс координации валютной полити­ки, формирования наднационального механизма валютного регу­лирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций. Необходимость валютной интеграции обусловлена следующими причинами. 1. Для усиления взаимоза­висимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы требуется валютная стабилиза­ция. 2. Нестабильность Ямайской мировой валютной системы потребовала оградить ЕС от дестабилизирующих внешних фак­торов путем создания зоны валютной стабильности. 3. Западная Европа стремится стать мировым центром с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара, на которой основана Ямайс­кая валютная система; противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.

Механизм валютной интеграции включает совокупность валю­тно-кредитных методов регулирования, посредством которых осу­ществляются сближение и взаимное приспособление националь­ных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валют­ной интеграции являются: а) режим совместно плавающих валютных курсов; б) валютная интервенция, в том числе коллективная, для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса; в) создание коллективной валюты как международного платежно-резервного средства; г) совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют; д) международные реги­ональные валютно-кредитные и финансовые организации для ва­лютного и кредитного регулирования.

Валютная сфера в отличие от материального производства в наибольшей степени тяготеет к интеграции. Элементы валют­ной интеграции в Западной Европе формировались задолго до создания ЕС. Западноевропейской интеграции предшествовали соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Фра­нцией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и при­соединившимися к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии; соглашения 1948 и 1949 гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами ОЭСР: (Европейский платежный союз (ЕПС) — многосторонний клиринг 1950—1958 гг.).

Постепенно сложились условия для валютной гармонизации — сближения структур национальных валютных систем и методов валютной политики; координации — согласования целей ва­лютной политики, в частности путем совместных консультаций; унификации — проведения единой валютной политики. Однако процесс валютной интеграции начинается на стадии создания эко­номического и валютного союза, в пределах которого обеспечива­ется свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодатель­ства в этой сфере. Процесс интеграции включает несколько этапов, направленных на создание единого рынка и на этой базе экономи­ческого и валютного союза.

В 1958—1968 гг. (переходный период) был образован таможен­ный союз. Были отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф на ввоз товаров из третьих стран в целях ограждения ЕЭС от иностранной конкуренции. К 1967 г. сложился аграрный общий рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд ЕС в целях модернизации сельского хозяйства и поддержки фермеров от разорения. Таможенный союз допол­нялся элементами межгосударственного согласования экономичес­кой и валютной политики. Были сняты многие ограничения для движения капитала и рабочей силы.

Однако интеграция в сфере взаимной торговли промышлен­ными и аграрными товарами ослабила национальное государст­венное регулирование экономики. Назрела необходимость созда­ния наднациональных компенсирующих механизмов. В этой связи страны ЕС приняли в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. При разработке ее проекта столкнулись позиции «монетаристов» (во главе с Франци­ей), которые считали, что вначале надо создать валютный союз на базе фиксированных валютных курсов, и «экономистов» (в основ­ном представителей ФРГ), которые предлагали начать с фор­мирования экономического союза и предпочитали режим плаваю­щих валютных курсов. Этот спор завершился компромиссным решением глав правительств ЕС в 1969 г. в Гааге о параллельном создании экономического и валютного союза. Поэтапный «план Вернера», принятый 22 марта 1971 г. Советом министров ЕС, был рассчитан на 10 лет (1971—1980 гг.).

На первом этапе (1971—1974 гг.) предусматривались сужение пределов (до ± 1,2%, а затем до 0) колебаний валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют, унификация ва­лютной политики на основе ее гармонизации и координации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. На втором этапе (1975—1976 гг.) намечалось завер­шение этих мероприятий. На третьем этапе (1977—1979 гг.) пред­полагалось передать наднациональным органам «Общего рынка» некоторые полномочия, принадлежавшие национальным прави­тельствам, создать европейскую валюту в целях выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировались создание единой бюджетной системы, гармони­зация деятельности банков и банковского законодательства. Ста­вились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕС по типу ФРС США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

Процесс валютной интеграции в этот период развивался по следующим направлениям:

• межправительственные консультации в целях координации валютно-экономической политики;

• совместное плавание курсов ряда валют ЕС в суженных пределах («европейская валютная змея»);

• валютная интервенция не только в долларах, но и в марках ФРГ (с 1972 г.), чтобы уменьшить зависимость ЕС от американс­кой валюты;

• введение европейской расчетной единицы (ЕРЕ), приравнен­ной вначале к 0,888671 г чистого золота, а с 1975 г. — к корзине валют ЕС;

• формирование системы межгосударственных взаимных кре­дитов в целях покрытия временных дефицитов платежных балан­сов и осуществления расчетов между банками;

• создание бюджета ЕС, который в значительной мере исполь­зуется для валютно-финансового регулирования аграрного «Об­щего рынка»;

• установление к 1967 г. системы «зеленых курсов» — фик­сированных, но периодически изменяемых в области ценообразо­вания и расчетов при торговле сельскохозяйственными товарами; эти курсы отличаются от рыночных и центральных курсов валют стран «Общего рынка»;

• введение системы валютных компенсаций — налогов и суб­сидий в форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары, которые до введения ЭКЮ устанавливались в сельскохо­зяйственных расчетных единицах, равных доллару и пересчитыва­емых в национальную валюту по «зеленому курсу». Так, после девальвации французского франка в августе 1969 г. в связи с повышением «зеленого курса» и цен в стране были введены налог на экспортируемые сельскохозяйственные товары из Франции в ЕС и выплата «отрицательной» компенсационной суммы, т.е. суб­сидии из бюджета ЕС по импорту аграрных товаров во Францию из ЕС. Аналогичная система, но с выплатой экспортных субсидий и введением налогов по импорту аграрных товаров была установ­лена для ФРГ после ревальвации марки в 1969 г. ФРГ платила «положительные» компенсационные суммы, в бюджет ЕЭС, с 1999г. наметилась тенденция к уменьшению этих субсидий;

• создание межгосударственных валютно-кредитных и финан­совых институтов — Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), Европейского фонда развития (ЕФР), Европейского фонда валют­ного сотрудничества (ЕФВС) и др.

Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе, «план Вернера» потерпел провал. Это было обусловлено разног­ласиями в ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредит­ных отношений, дифференциацией экономического развития стран-членов, кризисами 70-х — начала 80-х годов и другими факторами. Длительный застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов.

Режим «европейской валютной змеи» оказался малоэффектив­ным, так как не был подкреплен координацией валютно-экономической политики стран ЕС. В итоге часто изменялись курсовые соотношения в целях уменьшения спекулятивного давления на отдельные валюты. Некоторые страны покидали «валютную змею», чтобы не тратить свои валютные резервы для поддержа­ния курса валют в узких пределах. С середины 70-х годов одни страны (ФРГ, Нидерланды, Дания, Бельгия, Люксембург и пери­одически Франция) участвовали в совместном плавании валют­ных курсов, другие (Великобритания, Италия, Ирландия и пери­одически Франция) предпочитали индивидуальное плавание своих валют.

В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. В проекте председателя Ко­миссии ЕС Р. Дженкинса (октябрь 1977 г.) упор был сделан на создание европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран — членов ЕС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу проекта, предложенного Францией и ФРГ в Бремене в июле 1978 г. В итоге затяжных и трудных переговоров 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ее цели следующие: обеспечить достижение экономической интеграции, создать зону ев­ропейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандар­те, оградить «Общий рынок» от экспансии доллара.

ЕВС — это международная (региональная) валютная система — совокупность экономических отношений, связанная с функциони­рованием валюты в рамках экономической интеграции; государст­венно-правовая форма организации валютных отношений стран «Общего рынка» с целью стабилизации валютных курсов и стиму­лирования интеграционных процессов. ЕВС — подсистема миро­вой валютной системы (Ямайской). Особенности западноевро­пейского интеграционного комплекса определяют структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской валютной системы.

1. ЕВС базировалась на ЭКЮ — европейской валютной еди­нице. Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валют­ной корзины, включающей валюты 12 стран ЕС. Доля валют в корзине ЭКЮ зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств — членов ЕС, их взаимном товарообороте и уча­стия в краткосрочных кредитах поддержки. Поэтому самым весо­мым компонентом ЭКЮ — примерно 1/3 — являлась марка ФРГ. В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, однако «от­носительный вес» колебался в зависимости от рыночного курса валют. Так, в октябре 1993 г. доля марки ФРГ равнялась 32,6%, французского франка — 19,9, фунта стерлингов — 11,5, итальянс­кой лиры — 8,1, датской кроны — 2,7% и т.д.

2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовала его в ка­честве реальных резервных активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% офици­альных золотых резервов стран ЕВС в ЕФВС. Центральные банки внесли в фонд 2,66 тыс. т золота (в МВФ 3,2 тыс. т). Взносы осуществлялись в форме возобновляемых трехмесячных сделок «своп», чтобы сохранить право собственности стран на золото. ЭКЮ, полученные в обмен на золото, зачислялись в официальные резервы. В-третьих, страны ЕС ориентировались на рыночную цену золота для определения взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в ЭКЮ.

3. Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний ( ± 2,25% от центрального курса, для некоторых стран, в частности Италии, ± 6% до конца 1989 г., затем Испании с учетом нестабильности их валютно-экономического положения. С августа 1993 г. в результате обострения валют­ных проблем ЕС рамки колебаний расширены до ± 15%).

4. В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным бан­кам кредитов для покрытия временного дефицита платежных ба­лансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

Создание ЕВС — явление закономерное. Эта валютная система возникла на базе западноевропейской интеграции с целью созда­ния собственного валютного центра. Однако, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывает отрицательные по­следствия нестабильности последней и влияние доллара США. Сравнительная характеристика ЭКЮ и СДР позволяет выявить их общие черты и различия. Общие черты заключаются в природе этих международных счетных валютных единиц как прообраза мировых кредитных денег. Будучи жироденьгами, они не имеют материальной формы в виде банкнот, зачисляются на специальные счета соответствующих стран и используются в форме безналич­ных перечислений по ним.* Их условная стоимость определяется по методу валютной корзины, но с разным набором валют. За их хранение на счетах сверх лимита эмитент выплачивает странам проценты.

* В 1987 г. бельгийское казначейство в ознаменование тридцатилетия подписания Римского договора выпустило золотые и серебряные монеты достоинством 50 и 5 ЭКЮ соответственно. Но они не имеют легального обращения и используются нумизматами и тезавраторами, которые приобретают их по рыночной цене.

Однако имеются различияЭКЮ и СДР, которые определяют преимущества первых.

1. В отличие от СДР эмиссия официальных ЭКЮ была частично обеспечена золотом и долларами за счет объединения 20% офици­альных резервов стран—членов ЕВС. В распоряжение ЕВФС пере­ведено из центральных банков (сделка «своп») 2,3 тыс. т золота.

2. Эмиссия ЭКЮ более эластична, чем СДР. Сумма выпуска официальных ЭКЮ не устанавливается заранее, а корректируется в зависимости от изменения золото-долларовых резервов стран— членов ЕВС. При этом недостатком является влияние на эмиссию колебаний цены золота и курса доллара. Эмиссия частных (ком­мерческих) ЭКЮ банками более соответствовала потребностям рынка. Ее эмиссионный механизм включал две операции:

• «конструирование»ЭКЮ, т.е. создание по просьбе клиента депозита в составе валют, входящих в ее корзину;

• «слом корзины»ЭКЮ, т.е. купля и продажа на еврорынке этих валют (или одной из них по согласованию банка с заемщи­ком) для выплаты депозитов.

3. Объем эмиссии ЭКЮ превышал выпуск СДР.

4. Валютная корзина служила не столько для определения курсаЭКЮ, сколько для расчета паритетной сетки валют, кото­рой не располагала ни одна другая международная валютная единица.

Механизм регулирования курсов валют в ЕВС основан на следующих принципах:

Таблица 3.2

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕ РИСТИКА СДР И ЭКЮ

Критерий СДР (январь 1970 г.) ЭКЮ (март 1979 г. — декабрь 1988 г.)
1. Эмитент Международный валютный фонд 1) Европейский фонд валютного сотрудничества (официальная ЭКЮ); с 1994 г. — Европейский валютный институт — 1998 г.) 2) частные банки (частная или коммерческая ЭКЮ) Относительно эластичный. Сумма эмиссии корректируется в начале квартала и распределяется в зависимости от изменения официальных золото-долларовых резервов стран — членов ЕВС
2. Характер эмиссии и распределения принцип Неэластичный. Заранее устанавливаемая сумма на определенный период (1970—1972 г. — 9,3 млрд СДР, 1979—1981 гг. — 12,1 млрд). СДР распределя­ются пропорционально размеру квоты страны в ка­питале МВФ  
3. Форма денег Безналичная Безналичная
4. Способ эмиссии и форма использования Запись на счета центральных банков и безналичные перечисления по ним (записи в бухгалтерских книгах) Запись на счета центральных банков (или коммерческих банков) и без­наличные перечисления по ним  
5. Объем эмиссии Незначителен: 21,4 млрд СДР, в том числе 20,6 млрд на счетах стран и 0,8 млрд на счетах МВФ Значителен: транши квартальных выпусков ЭКЮ колеблются от 45 млрд до 55 млрд. единиц. Эмиссия частных ЭКЮ в несколько раз больше  
6. Обеспечение Эмиссия без предварительного перевода золота, долларов и иных активов. До 1974 г. было золотое содержание СДР Эмиссия обеспечивается предварительным переводом центрального банка страны—члена ЕВС в ЕФВС (с 1994 г. в Европейский валютный институт) 20% официальных золото-долларовых резервов
7. Метод опре­деления условной сто­имости Вначале стоимостной паритет единицы СДР фиксировался в долларах США волевым решением МВФ; с 20 июля 1974 г. определяется на базе корзины 16 валют, с 1981 г. — 5 валют (доллар США, марка ФРГ, иена, французский франк, фунт стерлин­гов)1 Оценка ЭКЮ на базе корзины 12 валют стран—членов ЕВС. Пере­смотр центральных курсов раз в пять лет или по требованию любой страны—члена ЕВС  
8. Режим валютного курса Режим валютного курса — индивидуально плавающий Совместное плавание курса валют в пределах ± 2,25%, с августа 1993г. ± 15%  
9. Функции Масштаб валютных соизмерений, международное платежное и резервное средство Масштаб валютных соизмерений, международное платежное и резерв­ное средство  
10. Сфера использования Узкая. В основном в официальном секторе (цент­ральные банки стран — членов МВФ, 10 междуна­родных организаций) Широкая сфера. В официальном (центральные банки ЕС, международ­ные и региональные организации) и частном секторах (банки, фирмы)  
11. Процентные ставки за хранение (использование) сверх установленных стра­нам лимитов Средневзвешенная процентных ставок по краткосрочным финансовым инструментам в пяти странах, валюты которых входят в корзину СДР Средневзвешенная официальных учетных ставок центральных банков ЕС  
12. Пределы восстановления и обязатель­ного приема Пределы восстановления странами на своих счетах СДР (30% в 1970—1978 гг., 15% с 1979 г.) отменены с мая 1981 г. Лимит обязательного приема СДР стра­ной от других стран — 200% выделенной ей суммы Нет лимитов восстановления ЭКЮ на счетах стран-членов и их при­ема от других стран
С 1999 г. марка ФРГ и французский франк заменены евро с сохранением прежней доли  
         

а) на базе центральных курсов в ЭКЮ рассчитывались взаим­ные курсы в форме матрицы с установленными интервенцион­ными точками в пределах допустимых колебаний курсов валют ± 2,25; с августа 1993 г. + 15%. Льготный режим колебаний ± 6% установлен для испанской песеты в 1989 г., для итальянской лиры — в 1978—1989 гг.;

б) на основе показаний предупредительного индикатора от­клонений, когда фиксировалось достижение 3/4 пределов колеба­ний курсов вЭКЮ, проводились превентивные регулирующие меры, в частности внутримаржинальная валютная интервенция путем изменения процентных ставок с целью влияния на валют­ный курс;

в) валютная интервенция на базе созданной в ЕВС системы взаимного кредитования включала кредиты «своп» центральных банков, фонд краткосрочного кредитования при ЕФВС. С 1985 г. разрешено использовать официальные резервы в ЭКЮ для приоб­ретения необходимой валюты, что повысило роль европейской валютной единицы.

С сентября 1987 г. (соглашение, подписанное в Ниборге) рас­ширены возможности и гарантии внутримаржинальных интервен­ций. Немецкий федеральный банк получил указание предоставлять кредиты в марках центральному банку страны, курс которой падает, но еще не достиг интервенционной точки, при условии, если это не повлияет на стабильность денежного обращения в ФРГ. Одновременно увеличен срок кредитов «своп». Тем самым создан механизм взаимной поддержки курсов валют, ориентиром которого являлась ЭКЮ.

5. Уникален режим курса валют, в частности к ЭКЮ, основан­ный на их совместном плавании («европейская валютная змея») с пределами взаимных колебаний, что способствовало относитель­ной стабильности ЭКЮ и валют стран—членов ЕВС.

6. В отличие от СДР ЭКЮ использовались не только в офици­альном, но и частном секторах. ЭКЮ служила: базой парите­тов и курсов валют ЕС; валютной единицей в совместных фондах и международных валютно-кредитных и финансовых организаци­ях; валютой единых сельскохозяйственных цен; средством меж­государственных расчетов центральных банков ЕС при про­ведении валютной интервенции; базой многовалютной оговор­ки главным образом по еврокредитам; валютой кредитов. Част­ные (коммерческие) ЭКЮ использовались как валюта еврооблигационных займов, синдицированных кредитов, банковских де­позитов и кредитов. Более 500 крупных международных органи­заций использовали ЭКЮ при предоставлении кредитов. С 1984г. ТНК в ЕС публиковали прейскуранты, выписывали счета-фак­туры и осуществляли расчеты в ЭКЮ. В ЭКЮ совершались фьючерсные и опционные сделки, которые использовались для страхования валютного и процентного риска. Для облегче­ния расчетов в ЭКЮ в 1986 г. был создан межбанковский валют­ный клиринг.

Расширение сферы применения ЭКЮ обусловлено тремя ос­новными причинами:

• валютная корзина ЭКЮ и режим «европейской валютной змеи» уменьшали валютный риск;

• любой банк мог «контролировать» ЭКЮ в соответствии с ее валютной корзиной, прибавляя или изымая из нее валюты по согласованию с клиентом;

•ЭКЮ удовлетворяли потребность мирового хозяйства в сра­внительно стабильной мировой валюте как альтернативе неста­бильному доллару.

Материальной базой регулирования в ЕС, включаяЕВС, явля­ется специфический кредитный механизм.

Во-первых, используется созданный в рамках ЕС взаимный кредит центральных банков и государств-членов:

а) сверхкраткосрочный кредит ЕФВС, затем ЕВИ в среднем на 45 дней с правом пролонгирования на 3 месяца;

б) валютный кредит центральных банков сроком на 3 месяца с правом двукратного продления. Эти кредиты безусловные и предоставляются автоматически;

в) среднесрочные финансовые кредиты (от 2 до 5 лет) для выравнивания фундаментального неравновесия платежного балан­са. Эти межгосударственные кредиты страна-член может получить лишь с разрешения Совета министров ЕС при условии проведения определенной стабилизационной программы и использования кре­дита частями (траншами).

Во-вторых, с организацией ЕВС создан дополнительный кре­дитный механизм для выравнивания диспропорций экономичес­кого развития стран-членов в двух основных формах:

а) совместные займы стран ЕС на мировом рынке (с 1975 г.) для кредитования стран-членов с крупным дефицитом платежного баланса.

б) введен новый инструмент сообщества (НИС) с марта 1979 г. для долгосрочного кредитования инвестиций в области энергети­ки, телекоммуникаций, а также для мелких и средних предпри­ятий.

Для наименее развитых стран—членов ЕС предоставляют­ся льготы, субсидии, кредиты Европейского инвестиционного банка.

Наиболее реальные достиженияЕВС: успешное развитиеЭКЮ,которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя еще не стала ею в полном смысле, режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах, относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения, объединение 20% официальных золото-долларовых резервов; раз­витие кредитно-финансового механизма поддержки стран-чле­нов; межгосударственное и элементы наднационального регу­лирования экономики. ДостиженияЕВС обусловлены поступа­тельным развитием западноевропейской интеграции. Каковы при­чины?

1. Новое политическое мышление, преодоление идеологии и по­литики национализма и разобщенности.

2. Признание, что экономическая интеграция, хозяйственная взаимозависимость государств выгоднее, чем протекционизм, раз­общенность и автаркия.

3. Компромиссные решения для преодоления противоречий (принцип согласия).

4. Делегирование части суверенных прав наднациональным органам.

5. Преобладание прагматизма над доктринерством, ориента­ция на конкретные программы с учетом согласия стран-чле­нов. Так, переход на новый принцип голосования от единогласия (т.е. право вето) к большинству голосов растянулся на 20 лет с 1965 г. и был зафиксирован в 1985 г. после преодоления раз­ногласий.

6. Постепенное утверждение принципа поэтапности движения («шаг за шагом») к цели вместо провалившихся максималистских проектов и шоковой терапии, характерных для 50—60-х годов. Например, первый договор о ЕОУС (1951 г.) предусматривал интеграцию лишь двух отраслей промышленности; второй — о ЕС (1957 г.) ставил задачу создания таможенного союза и «Общего рынка»; третий — Единый европейский акт (1986 г.) наметил переход к единому внутреннему рынку к концу 1992 г., четвер­тый — Маастрихтский договор о переходе к политическому, эко­номическому и валютному союзу.

7. Гибкость при выборе направлений и методов экономической интеграции, неоднократное изменение их приоритетов с учетом потребности стран-членов. Так, в 60-е годы приоритет был отдан образованию таможенного союза, общего рынка товаров и рабо­чей силы; в 70-е годы — борьбе с инфляцией и региональной политике для смягчения безработицы и оказания помощи отста­лым районам; в 80-е годы — завершению формирования «Общего рынка» и научно-технической интеграции; в 90-е годы — созданию экономического и валютного союза. Причем степень согласования экономической и валютно-кредитной политики различна: от при­оритета наднациональных решений до координации их с наци­ональным законодательством.

8. В ЕС большое внимание уделяется механизмам (политичес­ким, правовым, административным, валютным, финансовым, кре­дитным), которые регулируют принятие и реализацию решений.

Тысячи компетентных экспертов и комиссий ЕС в Брюсселе соби­рают, обрабатывают, распространяют информацию, организуют исследования и дискуссии, готовят решения с учетом разногласий и контролируют их выполнение.

Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС нема­ло трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся следующие.

1. Периодически происходит официальное изменение валютных курсов (16 раз за 1979—1993 гг.). Наиболее слабые валюты (датс­кая крона, итальянская лира, ирландский фунт, бельгийский франк и др.) девальвируются, а более сильные (марка ФРГ, голландский гульден) ревальвируются. Так, осенью 1992 г. разразился очеред­ной валютный кризис в ЕС. Итальянская лира и фунт стерлингов были девальвированы и временно вышли из «европейской валют­ной змеи». В 1993 г. объектом атак на валютных рынках стал прежде всего французский франк. В августе 1993 г., чтобы избе­жать краха ЕВС, были значительно расширены пределы колебаний курсов до ± 15%. Изменение паритетов обычно сопровождается обострением противоречий стран ЕС.

2. СлабостьЕВС обусловлена значительным структурным не­равновесием экономики стран-членов, различиями в уровне и тем­пах экономического развития, инфляции, состоянии платежного баланса. Отсталые районы в Италии, Ирландии, Греции, Пор­тугалии требуют дополнительных дотаций для решения структур­ных проблем в рамках региональной политики.

3. Координация экономической политики наталкивается также на нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.

4. Частные ЭКЮ не были связаны с официальными ЭКЮ единым эмиссионным центром и взаимной обратимостью.

5. Выпуск ЭКЮ довольно скромно влиял на взаимные опера­ции центральных банков стран ЕС, хотя с 1985 г. их право исполь­зовать ЭКЮ для погашения взаимной задолженности расширено с 50 до 100%.

6. Функционирование ЕВС осложняется внешними факторами. Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывает дестабилизирующее воздействие на ЕВС. При снижении курса доллара курсы западноевропейских валют повышаются, а при повышении — снижаются в разной степени, что требует пересмот­ра их курсовых соотношений. ЕВС продолжает испытывать влия­ние доллара, так как 60% международных расчетов в ЕС осущест­вляются в американской валюте.

После двухлетних дебатов важной вехой в развитии валютной интеграции в ЕС явился Единый европейский акт, принятый в мае 1987 г. В середине 80-х годов сложились новые условия, усилились экономическая взаимозависимость и межгосударственное регулирование. Во-первых, сформирована разветвленная институцион­но-организационная структура. Во-вторых, изменения в валют­ной сфере были органично увязаны с завершением либерали­зации движения капиталов и образованием единого рынка. Пе­реломный этап в развитии западноевропейской интеграции — программа создания политического, экономического и валютного союза, разработанная комитетом Ж. Делора (председатель КЕС) в апреле 1989 г.

«План Делора» предусматривал:

• создание общего (интегрированного) рынка, поощрение кон­куренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений монопольным положением, полити­кой поглощений, слияний, государственных субсидий;

• структурное выравнивание отсталых зон и регионов;

• координацию экономической, бюджетной, налоговой поли­тики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономи­ческого роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенст­вования методов его покрытия;

• учреждение наднационального Европейского валютного ин­ститута в составе управляющих центральными банками и чле­нов директората для координации денежной и валютной поли­тики;

• единую валютную политику, введение фиксированных ва­лютных курсов и коллективной валюты — ЭКЮ.

Кроме того, поставлена задача образования политического союза ЕС к 2000 г., обязывающего страны-члены (большинство входит в НАТО) проводить общую внешнюю политику и полити­ку в области безопасности.

В связи с проектом создания Европейского центрального бан­ка и единой валюты потребовалось изменение Римского договора (1957 г.). Для валютного союза необходимо: 1) участие валют в «европейской змее»; 2) соблюдение странами единых преде­лов колебаний курса валюты; 3) соединение официального и част­ного секторов функционирования ЭКЮ по линии унификации по­рядка и субъектов эмиссии и введение их взаимной конвертируе­мости.

На основе «плана Делора» к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматрива­ющий, в частности, поэтапное формирование валютно-экономического союза. Договор о Европейском союзе подписан 12 страна­ми ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифициро­ван и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Позднее к ЕС присоединились Австрия, Финляндия, Швеция.

В соответствии с Маастрихтским договором экономический и валютный союз реализуется в три этапа.

Наши рекомендации