Система фиксированных и плавающих курсов валют

Важным участником ва­лютного рынка является государство в лице Центрального банка или Министерства финансов. При этом государство может не только осуще­ствлять валютные интервенции, но и устанавливать режим определения курса национальной валюты.

Две альтернативные позиции государства в отношения режима уста­новления валютного курса сводятся к следующему.

1. Государство жестко фиксирует обменный курс национальной валюты на определенном уровне, беря на себя обязательства по поддержанию ее ста­бильности. Фиксированные курсы очень удобны для бизнеса, так как позволяют прогнозировать предпринимательскую деятельность.

2. Государство позволяет валютному курсу свободно колебаться под влиянием спроса и предложения. На практике две указанные крайности редко встречаются в чистом виде. Отказ от фиксированных валютных курсов и переход к плавающим курсам был официально признан в решениях Ямайской конференции в 1976 г. Решения этой конференции означали создание третьей по счету мировой денежной системы на основе гибких валютных курсов, которая сохраняется по настоящее время.

60. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС — таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае — пассивным. Частью платежного баланса являются баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, который включает сальдо экспорта и импорта товаров, баланс "невидимых" текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну).

17. Компоненты совок спроса и уровень планируемых расходов
Кеинсианская эконом. теория доказала, что полн. занятость в нерегул. экономике может возник. только случайно. Равновесие спроса и предложения не совпадает с полной занятостью ресурсов. Согласно классической экономической теории, основным фактором, определяющим динамику сбережений и инвестиций, является ставка процента: если она возрастает, то домашние хозяйства начинают относительно больше сберегать и меньше потреблять из каждой дополнительной единицы дохода. Рост сбережений домашних хозяйств со временем приводит к снижению цены кредита, что обеспечивает рост инвестиций. Согласно кейнсианской экономической теории не ставка процента, а величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережений. При этом сберегается та часть дохода, которая остается после осуществления всех потребительских расходов. Влияние ставки процента вторично и играет относительно небольшую роль по отношению к воздействию дохода на потребление и сбережения. В то же время, динамика инвестиций определяется прежде всего динамикой процентных ставок, что находит отражение в соответствующих функциях потребления, сбережений и инвестиций.

53. Эффект Оливера-Танзи. Эффект вытеснения
В случае монетизации дефицита обычно возникает сеньораж доход государства от печатания денег. В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи- сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляци­онного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, т.к. за это время происходит обесценивание денег, в ре­зультате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит гос­бюджета и общая неустойчивость финансовой системы: могут возрасти.
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться не­посредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов центрального банка государст­венным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме от­сроченных платежей. В последнем случае правительство покупает това­ры и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в ча­стном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы за­страховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накашиваются в отношении предпри­ятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредст­венно финансируются центральным банком или же накапливаются, уве­личивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные плате­жи в отличие от монетизации официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разде­ление оказывается весьма условным.
Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.



Наши рекомендации