В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного

Учебный год, 2 семестр

«Основы экономики»

Семинар № 1 (учебная неделя13 – 18 февраля 2017 г.)

Тема: Предмет и метод экономической теории. Базовые экономические понятия.

Вопросы для обсуждения:

1.Экономика, ее роль и место в жизни общества.

2.Основные этапы развития экономической теории. Экономия - наука о воспитании достойных граждан (экономическая мысль Античности и Средневековья). Политическая экономия - наука о богатстве народов (меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия). Экономикс - наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов. Неоклассическое направление. Кейнсианство. Монетаризм. Новая классическая экономика. Теория общественного выбора. Институционализм.

3.Методы исследования в экономической теории. Эмпирический и статистический методы. Причинно-следственный метод и экономические категории. Формальная логика как метод экономического исследования. Диалектика как метод политической экономии. Позитивная и нормативная экономика. Экономические модели и эксперименты.

4.Основополагающие экономические принципы: экономические потребности; ресурсы и факторы производства; проблема редкости и экономический выбор, альтернативные издержки, фундаментальные организационно-экономические проблемы, производственные возможности.

5.Человек как субъект хозяйственно-экономической деятельности. Модели человека в экономической теории. Место экономической идеологии в исследовании экономических проблем. Классификация идеологий М.Вебера.

6.Структурные составляющие экономической системы. Основные ступени развития экономических систем. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Концепция глобализации и экономической безопасности.

7.Типы экономических систем: рыночно-регулируемые, центрально-управляемые и смешанные экономические системы. Основные принципы функционирования. Социально-ориентированная смешанная экономика: сущность, модели, методы регулирования.

Задачи и упражнения для семинарских занятий и самостоятельной работы:

1. Магазин продовольственных товаров предлагает своим по­стоянным покупателям приобрести 5%-ную дисконтную карту за 200 р. При наличии карты каждая покупка обходится покупате­лю на 5% дешевле. Срок действия карты — один месяц

a. Приобретет ли такую дисконтную карту постоянный по­купатель магазина, если он посещает магазин 6 раз в месяц, делая каждый раз покупки на 500 р.?

b. Если стоимость покупки при каждом посещении мага­зина постоянна и составляет 500 р., то каким должно быть число посещений магазина, чтобы покупателю было выгодно приобрести предлагаемую дисконтную карту?

c. При каком минимальном значении стоимости покупок (она предполагается фиксированной и одной и той же по величине) покупатель не откажется купить предлагае­мую дисконтную карту, если в этом магазине он делает покупки 5 раз в месяц?

2. Ольга Степановна 3раза в месяц делает покупки в гипермаркете. В среднем стоимость одного похода в него составляет 200р. Магазин предлагает своим постоянным покупателям приобрести 5%-ную дисконтную карточку за х р. (при наличии карточки каждая покупка обходится в среднем на 5% дешевле). Срок действия карточки — 1 год.

a) Считая уровень цен и среднюю стоимость покупки Оль­ги Степановны неизменной, при какой максимальной цене карточки она не откажется ее приобрести (для оп­ределенности считаем, что банкам она не доверяет и хра­нит деньги только дома)?

b) Как изменится ответ задачи, если карточка накопитель­ная и после приобретения товаров на сумму 4000 р. скид­ка на все последующие покупки увеличивается до 10% ?

3. Учительница Иванова хочет купить 2 кг конфет любимого сорта. Существует два магазина, где она может это сделать. В одном магазине конфеты стоят 260 р./кг и их можно купить без оче­реди, в другом — 200 р./кг, но необходимо отстоять 0,75 ч в очере­ди. Известно, что у нее есть возможность дополнительного зара­ботка за счет занятий с отстающими учениками. Определите ставку почасовой оплаты труда этих занятий, при которой она не откажется выбрать дорогой магазин.

4. На путешествие самолетом из Москвы в Барнаул менеджер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет 4 дня. Авиабилет стоит 1 тыс. р., а железнодорож­ный билет — 580 р. Сколько должен зарабатывать в будний день менеджер (в воскресные дни он не работает), чтобы ему было все равно, с чисто экономических позиций, лететь или ехать поездом в следующих ситуациях:

a) лететь в будний день, ехать поездом 4 будних дня;

b) лететь в будний день, ехать поездом 3 будних дня и 1 вы­ходной;

c) лететь в будний день, ехать поездом 2 будних дня и 2 вы­ходных;

d) лететь в выходной день, ехать поездом 4 будних дня;

e) лететь в выходной день, ехать поездом 3 будних дня и 1 выходной;

f) лететь в выходной день, ехать поездом 2 будних дня и 2 выходных?

5. Яхта, на борту которой находилось 6 человек, потерпела крушение. Троих выбросило на необитаемый остров А, остальных троих — на необитаемый остров В. Выяснилось, что потерпевшие кораблекрушение на каждом из островов могут существовать, пи­таясь кокосовыми орехами и черепашьими яйцами. Каждый из попавших на остров А мог в течение светового дня собрать либо 20 кокосов, либо 10 черепашьих яиц. Из попавших на остров В один в течение светового дня мог собрать либо 10 кокосов, либо 10 черепашьих яиц, другой — либо 15 кокосов, либо 10 черепашьих яиц, третий — либо 20 кокосов, либо 10 черепашьих ниц. Нужно:

a) построить КПВ экономикикаждого острова и объяснить ее форму;

b) дать объяснение существованию альтернативных издер­жек каждого из продуктов в экономике острова А и в эко­номике острова В.

6. В таблице представлены производственные возможности двух стран — Апельсинии и Лимонии:

Производственные возможности
  Апельсиния Лимония
Лимоны (млн шт.)
Апельсины (млн шт.)

a) Какая из стран в производстве какого продукта имеет абсолютное преимущество?

b) Имеют ли эти страны сравнительное преимущество в производстве указанных продуктов?

c) В отношениях международной торговли кто из них ско­рее всего будет экспортером, а кто импортером апельси­нов? Кто скорее всего будет экспортировать, а кто им­портировать лимоны?

d) Определите условия взаимовыгодной торговли между двумя странами.

7. На одном поле фермер может произвести 500 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля при максимальном объеме выращиваемого картофеля, равном 1000 т. Постройте кривую производственных возможностей фермера.

8. В Казахстане один работник производит 1 т мяса или 20 ц пшеницы в год, в Кыргызстане – 2 т мяса или 10 ц пшеницы. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса специализируются 400 тыс., а в Кыргызстане – 100 тыс. человек. Президенты стран подписывают соглашение об экономическом сотрудничестве, включая эффективное разделение труда в производстве хлеба и мяса. Как будет выглядеть совокупная кривая производственных возможностей двух государств по производству мяса и пшеницы?

Проверочная работа

Задание 1. Найдите соответствие.

1. Марксизм А Справедливая цена
2. Маржинализм Б Монетаризм
3. Меркантилизм В Каутилья
4. Ж.Кальвин Г Предельная полезность
5. Ф.Аквинский Д Протекционизм
6. Платон Е Прибавочная стоимость
7. Артхашастра Ж Протестантская этика
8. Фридмен З Социализм

Задание 2. Выберите верный ответ.

1. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:

а) рыночные экономические отношения;

б) крупную торговлю и ростовщические операции;

в) натурально-хозяйственные отношения.

2. По концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости

(ценности) товара лежит:

а) затратный принцип;

б) морально-этический принцип;

в) затратный и морально-этический принцип одновременно.

3. Автором термина «политическая экономия» является:

а) Аристотель;

б) Ф. Аквинский;

в) А. Смит;

г) А. Монкретьен;

д) К. Маркс.

В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного

богатства является:

а) превышение экспорта над импортом;

б) превышение импорта над экспортом;

в) рост заграничных инвестиций.

5. Что из перечисленного исследует микроэкономика?

а) Объем частных инвестиций в России в 2000 году

б) Организацию мирового рынка нефти и изменения в ее цене

в) Последствия обесценения курса рубля для российских экспортеров

г) Инфляционные последствия кризиса 1998 года в России

6. С точки зрения Аристотеля, к сфере хрематистики относится:

а) земледелие и ремесло;

б) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

в) мелкая торговля

7. Учение Ф. Кенэ о «чистом продукте» исходит из того, что последний создается:

а) в торговле; б) в сельскохозяйственном производстве; в) в промышленности

8. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к:

а) регулированию налогов;

б) наращиванию инвестиций;

в) контролю над денежной массой.

9.Труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» принадлежит:

а) А. Смиту; б) Д. Рикардо; в) С. Миллю. г) Дж.М.Кейнсу

Наши рекомендации