Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложен.
В буквальном переводе термин «инфляция (от лат.Inflationозначает «вздутие, т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютамсохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые ученые добавляют к этому перечню еще и золото, придавая ему, по-прежнему, роль всеобщего эквивалента, наряду с деньгами.
Напомним, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в улучшения качества продукции, ухудшения условийдобычитопливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а вопределенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатель инфляции призван дать количественную оценку инфляционных процессов.
Индексы — это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они расчитываются по отношению к базовому периоду.
Индекс потребительскихИндекс потребительских
цен текущего года - цен базового года
Темп инфляции = --------------------------------------------------------------------------------* 100%
Индекс потребительских цен базового года
Например, если в 2004 г. индекс на потребительские товары был равен 113,6, а в 2005 г. — 118,3. Следовательно, уровень инфляции 2005 г. вычисляется следующим образом: Темп инфляции = 118,3-113,6/118,3*100 = 4,1%
Так называемое "правило величины 70" дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
Приблизительное количество лет,70
необходимых для освоения темпов =---------------------------------------------
инфляции Темп ежегодного увеличения уровня цен (%)
Существует несколько индексов цен:
-индекс потребительских цен — первый из них. Он измеряет стоимость "корзины" потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);
-индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;
-индексы количества наличных денег в обращении и выпуска денег в обращение;
-индекс стоимости жизни — показатель, характеризующийдинамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительскихрасходов населения).
Выделяют и другие, менее известные и идексы цен:
1. индекс оптовых цен производителя;
2. дефлятор валового национального продукта (ВНП), т.е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этотиндекс более универсален по сравнениюпотребительских цен, ибо измеряет poст не только потребительских, но и всех других цен).
В качестве косвенного показателя уровня используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют оповышениистепени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.|
Рост цен вызывается двумя причинами - повышением спроса над предложением (инфляция спроса) и увеличением издержек производства (инфляция издержек).
Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производства. Избыточный спрос приводит к взлету цен.Избыток денег образуется при дефиците товаров. Подобная ситуация на внутреннем рынке нашей страны наблюдалась в 70-80-х гг.
Инфляция спроса представляет монетаристский вариант| объяснения этого процесса. Монетаристы считаю, что цена определяется количеством денег в обращении:
М * V
Р= --------------
Y
Где М- денежная масса, V- скорость обращения денег; Y –реальный объем производства.
Отсюда следуют базовые причины инфляции: а) рост денежной массы; б) повышение скорости обращения; в) падение объемов выпуска продукции.
Рост денежноймассы в обращении, влекущий за собой рост совокупного спроса, может быть вызван различными причинами: ошибочной денежно — кредитной политикой
центрального банка, покрытием бюджетного дефицита с помощью «печатного станка», резким расширением кредита, ростом использования долговых обязательств населения в качестве средствплатежа.
Опыт показывает, что почти во всех странах инфляция порождается дефицитом государственного бюджета.
Чтобы финансировать дополнительные расходы, государство выпускает бумажные деньги, не обеспеченные товарной массой. Подобная практика выпуска «нематериальных денег» представляет собой своего рода инфляционный налог. Печатание дополнительных денег ничего не стоит государству,но позволяет наращивать расходы. Налог падает на общество,прежде всего на тех, кто имеет сбережения, хранит наличные деньги. Ценность старых денег, находящихся у населения, стремительно падает.
Другой канал развитияинфляции связан с ростом скорости обращения денег, превышающим рост производства. Скорость оборота может повыситься в результате технических нововведения в банковском деле, изменения законодательства или использования ценных бумаг в качестве средств накопления.
Быстрый рост цен также сокращает реальные кассовые. Это связанос тем, что альтернативные затраты поддержания реальной кассы на прежнем уровне становятся очень высокими. Население и фирмы стремятся быстрее совершать покупки, происходит "бегство" от денег. Скоростьобращения денег имеет тенденцию к периодическому повышению.
Третьей причиной инфляции является сокращение реального объема национального производства.
Падение производства обусловливает инфляцию издержек.Механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки.
Возможны два исходных момента:
а)издержки начинают расти в результате повышения заработков, давления профсоюзов, требования рабочихивсилу удорожания сырья и топлива (рост цен на импорт, изменение условий добычи, повышение транспорты расходов и т.п.);
б)производители повышают цены, используя свое монополистическое положение, создавая его путем сговора.
Инфляция издержек представляет кейнсианский вариант объяснения инфляции. По Дж. Кейнсу, цена зависит соотношения прироста заработной платы отстает от роста производительности труда. Пока прирост заработной отстает от роста производительности труда, инфляция отсутствует, когда прирост заработной платы превышает прирост производительности труда, развиваются инфляционные процессы.
Повышение заработной платы необязательно влечет собой рост цен. Ее увеличение может быть компенсировано уменьшением прибыли, так что общий уровень цен остается неизменным. Однако предприниматели, не будучи в состоянии отказать в повышении заработной плат под давлением профсоюзов, не могут смириться с уменьшением прибылей. Они попытаются повысить цены с тем, чтобы восстановить прежнее соотношение между заработной и прибылью. Но это возможно только в условиях несовершенной конкуренции, когда фирма обладает рыночной мощью и способна воздействовать на цены
В отличие от инфляции спроса, инфляция издержек, по мнению ряда экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства и снижение производственных издержек.
В реальной действительности выделить два вида инфляции довольно трудно. Важно учитывать, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен. В современной экономике все более важную роль стала играть инфляция издержек.
Кроме перечисленных причин источников инфляции могут бытьинфляционные ожидания. Население и хозяйственные объекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасаются товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно, закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции.
Виды инфляции и ее особенности.В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие рынков, различают открытую скрытую (подавленную) инфляцию. Впервые в научный оборот эти понятия ввел шведский экономист Б. Хансен.
Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте и цен.
Скрытая (подавленная) характеризуется тем, что цены и заработная плата находятся под жестким контролем государства, а основной формой ее выражения является всеобщаянехватка товаров.
В свою очередь, открытая инфляция может протекать с разной скоростью. С позиции темпа роста цен (первый критерий) различают:
-ползучую инфляцию, когда рост цен составляет 3-4% в год;
-галопирующую инфляцию, когда инфляционныетенденции принимают стремительный характер, и годовой рост цен составляет десятки и сотни процентов;
- гиперинфляцию, когда цены растут астрономическими темпами, достигая многих тысяч процентов в год.
Четкую границу между галопирующей инфляцией и гиперинфляцией определить очень трудно, однако формальный критерий существует. Он был введен американским экономистом, учеником М. Фридмана Ф, Каганом, предложившим считать началом гиперинфляции месяц, в котором рост цен впервые превысил 50%, а концом - месяц, предшествующий тому, в котором рост цен падает ниже этой величины и не достигает ее вновь, по крайне мере, в течение года. В перерасчете на год по принципу сложного процента такая инфляция будет развиваться с годовым темпом порядка 13000%.
Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирована цена 200 раз выше (темп роста инфляции - 2000%). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время.Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достиг 33000%.Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильоновновых форинтов (единиц с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия— соотносительности роста цен по различным тарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста: а)сбалансированная инфляция; б) несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной — цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
Несбалансированность инфляции — большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантовинвестирования. Промышленность развиваться в этих условиях не может, индустриальное возрождение нереально. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость и предсказуемость инфляции) выделяют:
а) ожидаемую;
б) неожидаемую.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степен надежности;неожидаемая - возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем, в 100 раз, в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т.д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой — особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Социально—экономические последствия инфляции.Последствия инфляции многообразны, противоречивы, зависят от вида инфляционного процесса. Кроме того, большое значение играет способность хозяйственных агентовпрогнозировать будущий темп инфляции. Если люди могли бы точно предвидеть параметры развития экономики, инфляция не представляла бы серьезной опасности, однако; в реальной жизни большинство населения не способно осуществлять точные прогнозы.
Инфляция, даже являясь полностью ожидаемой, представляет собой несанкционированный налог государства,уплачиваемый частным сектором. Его уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он уплачивается автоматически, поскольку денежный капитал обесценивается во время инфляции. Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству.Инфляционный налог показывает снижение стоимости реальных денежных остатков. Он обычно является регрессивным: более бедные люди несут большую тяжесть инфляционного налога, чем более богатые.
Другой канал перераспределения доходов в пользу государствавозникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой номиналов, дополнительно выпущенных банкнот, и затратами на их печатание называетсясеньоражем. Он равен количеству реальных курсов, которое может получить государство в замен напечатанных денег. Сеньоражравен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянно реальную стоимость своих денежных остатков.
Прогнозируемая инфляция снижает экономическое благосостояние индивидов. Ожидания высоких темпов роста приводит к повышению процентных ставок и тем самым увеличивает альтернативные издержки хранения денег. В результате падает спрос на деньги — население сокращает свои средние кассовые остатки, чаще посещает банки и стремится быстрее потратить наличные деньги на товары и услуги, вложить их в необесцениваемые активы. Эти издержки называют "башмачными" издержками инфляциипоскольку от частого посещения банков стираются обувные подметки.
Другим следствием прогнозируемой инфляции является то, что называется издержками меню.
Постоянный рост цен вызывает необходимость осуществлять расходы на смену прейскурантов, каталогов, ценников, настройку телефонных, торговых и других подобных автоматов. Фирмы, пытаясь снизить "издержкименю", обозначают цены в твердой валюте или в условных единицах и т.д.
Кроме инфляционного налога государство может получить дополнительные доходы от частного сектора из-за влияния инфляции на налогообложение. При прогрессивной системе налогообложения номинальных доходов инфляция способствует повышенному изъятию средств удомохозяйств.Рост цен обычно приводит к росту номинального дохода индивидов. Они попадают в группу с более высокой налоговой ставкой. В результате при неизменном или уменьшающемся реальном доходе налоговые платежи возраста Располагаемый доход домохозяйств уменьшается из-за взаимодействия инфляции и налоговой системы.
Так как основная часть подоходного налога уплачивается населением с минимальными и средними доходами, то более бедные люди несут большие потери.
При непрогнозируемой инфляции главное ее последствие усиление перераспределительных процессов, в результате чего одни группы населения резко богатеют, другие столь же стремительно нищают. В отношениях между кредиторами и заемщиками в условиях инфляции существенную выгоду получают последние, т.к. взятые ими займы обесцениваются. Кредиторы же теряют ровно столько своего богатства, на сколько произошло непредвиденное повышение цен. Однако, если кредитор будет вынужден уплатить налог на свойноминальный процентный доход, его потери станут еще больше. В аналогичной ситуации окажутся и владельцы других финансовых активов: банковских депозитов, акций, облигаций, наличных денег.
Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов. Группы, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько система индексации дохода позволяет им сохранить реальный заработок. Продавцытоваров и ресурсов, занимающие монопольное положение на рынке, могут увеличить свой доход. Чаще всего в условиях инфляции возрастает богатство и у владельцев peaльных активов (недвижимости, антиквариата, драгоценностей, произведения искусств и т.п.). Все это, в конечном счете, ведет к быстрому социальному расслоению населения, глубокому имущественному неравенству.
Неожиданные высокие темпы инфляции усложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. В результатеувеличиваются неопределенность и риск ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки и прибыли. Инвестиции начинают носить краткосрочный характер, снижается удельный вес спекулятивных операций.
Инфляция оказывает воздействие на конкурентоспособность отечественных товаров. С одной стороны, рост цен приводит к снижению конкурентоспособности национальных товаров. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безработицы и разорение товаропроизводителей. С другой стороны, рост цен вызывает снижение обменного курса национальной валюты. При фиксированных ценах на некоторые товары внутри страны их становится выгоднее экспортировать за рубеж. Это приводит к дефициту данной продукции.
К сказанному следует добавить, что продолжительная инфляция стимулирует растущий спрос на иностранную валюту.Усиливаются утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что, в свою очередь, еще больше ускоряет рост цен.
Инфляция порождает не только экономические, но и социально-политические проблемы. Во времена высоких темповроста цен, особенно в период галопирующей инфляции и гиперинфляции, подрывается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность. Неслучайно большинство восстаний и революций XIX - XX вв. происходили в периоды драматического роста цен. Вот почему проблема предотвращения инфляции - одна из главных макроэкономических задач государства.
Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Для изучения феномена инфляции нередко используется кривая Филлипса. Она указывает на наличие обратной связи между движением цен (и заработной платы) и уровнем безработицы. Эту связь впервые установил австрийский экономист Филлипс. Он обратил внимание, что в условии депрессии наблюдается рост безработицы. С наступлением подъема происходит рост цен (повышенный спрос на товары) и уровень безработицы снижается.
Эта зависимость выводится на основе следующих рассуждений. Как известно, уровень заработной платы иуровень занятости взаимосвязаны. С повышением заработной платы занятость растет, а безработица снижается. Но повышение заработной платы означает рост издержек, аследовательно, и цен. Повышение цен, как правило, означает снижение безработицы. Рост цен (т.е. инфляция) выступает в качестве платы за сокращение безработицы.Инфляция и безработица - две острые и взаимосвязанные проблемы. Чем выше темпы инфляции, тем ниже размеры безработицы. Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждены заниматься поиском работы.Это зависимость представлена графически на рис.12.1.
Рис.12.1. Кривая Филлипса; VN-ecTecTBenный уровень безработицы,
Ры-темп роста цен при этом уровне
При выработке экономической политики приходится выбирать: либо инфляция, либо безработица. Практически идет поиск наиболее приемлемого сочетания двух "зол".
Практика показала, что кривая Филлипса наиболее применима для коротких периодов времени. В долгосрочном периоде (5-10 лет) она становится вертикальной, ибо в длительный период времени даже низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции, которую по нарастающей генерируют такие монополисты, как профсоюзы и фирмы, через неуклонное повышение заработной платы и товарных цен. Проще говоря, возникает так называемая стагфляция – сохранение высокой безработицы при одновременном инфляционном росте цен.
По этой же причине правительства большинства стран, в том числе США и Англии, перешли к теории естественного уровня безработицы, которая используется по сей день. Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. Естественный уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в различных в отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика, т.е. обеспечение естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных, не всегда достигает своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует довольно-таки важный недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться, ее темпы не могут быстро сократиться. Так же необходимо заметить, что естественный уровень безработицы не всегда является социально приемлемым.
Следует отметить, что в современных условиях оказывают влияние и ожидания на поведение людей, производственную активность населения, а не только рост цен. Если они рациональны, то рационально и поведение.
Сама инфляция становится теперь зависимой от степени доверия к действиям правительства. Политика выбора между безработицей и инфляцией теряет свою актуальность. Основные акценты смещаются в сторону изучения факторов под влиянием которых формируются ожидания.
Антиинфляционная политика. Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поискеадаптационной политики, т.е. в приспособлении к инфляции другой — в попытке ликвидировать инфляциюантиинфляционными мерами.
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики в своих действиях учитывают инфляцию, и прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег.
В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции — индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является государственное регулирование инфляционных процессов. Для антиинфляционного регулирования используется два типа экономической политики:
- политика, направленная на сокращения бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии совершенствование налоговой системы. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпов прироста денежной массы в пределенных пределах (в соответствии с темпов роста ВВП),
-политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из таких средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины, согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.п. Активная борьба с инфляцией, называемая дефляционной политикой, обычно приводит к падению темпов роста ВВП и даже к его сокращению (дефляции). Бороться с инфляцией - это значить ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, но не устранять полностью. Инфляцию нельзя ликдировать раз и навсегда, поскольку глубинная основа существования — циклический характер развития рыночной экономики, остается. Поэтому инфляция, как и безработица являются постоянными спутниками рыночного хозяйствования, а государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен — важнейшая цель макроэкономического регултрования.
Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Практически действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер. Выбор определяется конкретной социально — экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием и промышленности, масштабами бюджетного дефицита и вариантами его финансирования и т.п.
12.3 Специфические формы и причины безработицы в РК.Проводимая правительством РК на протяжении нескольких лет жесткая монетарная политика привела к естественному последствию - обуздание инфляции за счет роста безработицы. Безработица в РК проявляется во всех вышеперечисленных формах:
1) циклическая безработица, как результат экономического кризиса в стране;
2) фрикционная безработица, как результат массовой эмиграции населения в другие страны в поисках лучшей жизни;
3) структурная безработица, как результат многолетней закрытости экономики от внешнего мира и необходимости соответствия современным реалиям с переходом к рыночным отношениям.
Наряду с этими формами безработицы основной процент составляет скрытая безработица. Она связана, во-первых, с тем, что многие предприятия, работая в режиме неполного рабочего дня и сокращая объемы производства, вынуждены отправлять своих работников в отпуска без содержания, и, во-вторых, люди больше предпочитают сами трудоустраиваться, а не обращаться на биржу труда в силу несовершенства работы последней.
Можно выделить следующие проблемы на рынке труда в РК:
1. Растет неравномерность уровня занятости в различных регионах страны.
2. Растет продолжительность безработицы.
3. Изменяется социальная структура занятости.
4. Растет вторичная занятость.
5. Уменьшается численность работающих в отраслях материального производства и науки и увеличивается в непроизводственной сфере.
6. Растет доля женщин и молодежи в составе безработных.