Производственный потенциал. Производственный потенциал отражает экономическое развитие любой страны, выступает как фактор ее устойчивого развития
Производственный потенциал отражает экономическое развитие любой страны, выступает как фактор ее устойчивого развития.
Производственный потенциал определяется возможностью отраслей национальной экономики производить конкурентоспособную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозку грузов, оказывать качественные услуги и т.д.
Основными составляющими производственного потенциала являются:
1. Совокупность производственных мощностей отраслей и межотраслевых комплексов.
Беларусь в настоящее время обладает значительным производственным потенциалом: 152,6 трлн рублей, что по объёму эквивалентно 4,2% ВВП страны. Основные фонды экономики Беларуси в настоящее время характеризуются высоким уровнем морального и физического износа. Количественная и качественная характеристика основных фондов показывает, что коэффициент их износа в целом превысил 52 %. Наиболее серьезное положение с состоянием основных фондов сложилось в следующих отраслях экономики: промышленности (износ составляет 61,4 %), строительстве (42,5 %), сельском хозяйстве (57,5 %), на транспорте (54,8 %). Все это значительно ограничивает возможность использования основных фондов для выпуска конкурентоспособной продукции (товаров, услуг). Один из путей усиления производственных мощностей – обновление основного капитала путем привлечения инвестиций.
За 2010 год в отраслях экономики освоено 34,2 трлн. рублей или 79.4% всех капиталовложений (в 2009 году – 82,7%).
Инвестиции в основной капитал | Годы | |||||
млрд. рублей | 15095,8 | 20374,1 | 26053,3 | 37202,3 | ||
в % к предыдущему году | 120,0 | 132,2 | 116,2 | 123,5 | 104,7 | 115,8 |
Таблица 1 – Инвестиции в основной капитал предприятий РБ за 2005-2010 гг.
За достаточно продолжительный отрезок времени (почти двадцать лет) нам не удалось уйти от затратной материало- и энергоёмкой структуры отрасли. Высокие плановые задания по темпам роста отраслей промышленности, с одной стороны, дефицит финансовых и материальных ресурсов – с другой, не позволили своевременно трансформировать устаревшую структуру промышленности республики и способствовали гипертрофированному развитию некоторых ее производств, не имеющих внутренних предпосылок для стратегического развития, но эффективных с позиции сиюминутных интересов.
За период 1990-2010 гг. в структуре промышленности существенно вырос удельный вес топливной промышленности, электроэнергетики, металлургии, химии и нефтехимии: с 17,2 до 41,5% (в 2,4 раза). Во многих из этих подотраслей доля материальных затрат значительно выше, чем в среднем по промышленности. В то же время доля машиностроения и металлообработки упала на 9 процентных пунктов и составляет около 21%. В этом сегменте промышленности удельный вес материальных затрат традиционно ниже среднеотраслевого значения. Существенно упала и доля легкой промышленности: с 17,2 до 3,8% соответственно.
Как результат – замораживание материальных затрат в структуре издержек производства (1990 г. – 75%, 2010 г. – 76,4%), резкое снижение удельного веса амортизационных отчислений (9,4 и 3,8% соответственно). Значительно возросла степень износа производственных основных средств (с 46,9% в 1990 г. до 53,8% в 2010 г.), что закономерно, поскольку коэффициент ввода новых основных промышленных средств постоянно снижался (1990 г. – 6,5%, 1995 г. – 4,0, 2000 г. – 4,8, 2005 г. – 3,6, 2008 г. – 6,3%, 2009 г. – 6,4%, 2010 г. – 6,5%), как и коэффициент их выбытия (1990 г. – 1,5%, 1995 г. – 1,0%, 2000 г. – 1,3%, 2005 г. – 1,1%, 2008 г. – 1,1%, 2009 г. – 1,2%, 2010 г. – 1,1%).
Слабо меняющиеся технологическая и техническая базы производства, его высокая материало- и энергоемкость не способствовали росту конкурентоспособности отечественной промышленной продукции на внешних рынках, ухудшали результаты финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг так и не вышла за 16%-й рубеж (1995 г. – 10,1%, 2000 г. – 15,8, 2005 г. – 15,4, 2008 г. – 15,3, 2009г. – 9,9% и 2010 г. – 9,9%), что явно недостаточно для расширенного воспроизводства отрасли на новой технико-технологической основе, формирования весьма капиталоемких производств V и VI технологических укладов.
Такое структурно-качественное состояние важнейшей отрасли экономики страны не позволило ей в разгар мирового финансово-экономического кризиса удержать конкурентоспособность отечественных промышленных товаров на внешних рынках на прежнем уровне. Произошел спад производства во многих сегментах промышленности, который сопровождался ростом запасов готовой продукции на складах. В первую очередь это относится к таким отраслям промышленности, как черная металлургия, машиностроение и металлообработка, легкая промышленность, производящим почти 1/4 промышленной продукции страны.
Максимальное снижение объемов производства пришлось на станкостроительную и инструментальную промышленность; автомобильную; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. Существенно было сокращено производство калийных удобрений – на 50%, грузовых автомобилей – на 56%, автобусов – на 31%, велосипедов – на 48%, тракторов – на 30%, двигателей внутреннего сгорания и комбайнов зерноуборочных – на 44%, электропылесосов – на 90%, телевизоров – на 51% и т. д.
Вместе с тем следует отметить, что максимальный рост запасов промышленной продукции наблюдался в I полугодии 2009 г. и достиг своего пика в мае-июне – 94,9-94,6% среднемесячного объема производства. Во второй половине года, благодаря улучшению внешнеэкономической конъюнктуры и проведенной правительством и субъектами хозяйствования работе, произошло определенное снижение запасов. Но их уровень остается все еще выше, чем в конце 2008 г. (на 1.01.2009 г. – 61,1%, на 1.01.2010 г. – 67,9%).
Косвенно о снижении в 2009 г. конкурентоспособности отечественных товаров на внешних и внутренних рынках свидетельствует и достаточно резкое падение объемов перевозок грузов и грузооборота транспорта. Так, в 2009 г. грузов было перевезено лишь 95,1% от уровня 2008 г., а грузооборот составил вообще 89,1%. Однако в 2010 г. ситуация изменилась в положительную сторону: соотношение этих показателей в 2009/2010 гг. составило 114,5 и 110,7% соответственно.
Таким образом, можно констатировать: в основе сегодняшней рецессии промышленного производства республики лежит две причины:
1) Внешняя причина, она на поверхности связана с мировым финансово-экономическим кризисом, являющимся предвестником перехода мировой экономики к VI технологическому укладу. Именно она привела к резкому ухудшению конъюнктуры мирового рынка для отечественных производителей.
2) Внутренняя причина, она обусловлена циклическим структурным дисбалансом отрасли, своевременно не выявленным и не преодоленным с помощью системы государственного регулирования и адекватной мотивации предпринимательского сектора и субъектов хозяйствования. Мировой финансово-экономический кризис лишь усилил остроту этого дисбаланса, поскольку производства III и IV технологических укладов обречены на значительно более низкую эффективность и слабую конкурентоспособность как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Всего за пятилетку 2011–2015 гг. планируется построить и глубоко модернизировать более 400 предприятий и производств, из которых более 230 – важнейшие проекты, имеющие для страны инновационное значение, в том числе 144 проекта – производства V и VI технологических укладов. Объем финансирования инновационной программы составит 57,4 трлн руб., в том числе за счет иностранных инвестиций – 37,2 трлн руб., или 64,8% от общего объема. Эффективная отдача от этих немалых ресурсов, возможна только за счет снижения затрат, и роста производительности труда. Пока именно по этим показателям Беларусь существенно отстает от европейских стран. На 2011-2015 гг. предусмотрены снижение материалоемкости в промышленности на 5-7%, энергоемкости валового внутреннего продукта – не менее чем на 29%, рост производительности труда в 1,6-1,7 раза.
Достижение этих показателей является стратегической задачей экономики, многокомпонентной перспективой всего процесса модернизации, который затронет сферы формирования новой институциональной среды для развития бизнеса, повышения эффективности системы управления, реформирования отношении собственности, создания новой структуры и логики государственно-частного партнерства.
В процессе структурной перестройки отраслей материального производства будут созданы крупные интегрированные компании: холдинги, научно-производственные центры и объединения в промышленности и сельском хозяйстве. Именно эти структуры должны обеспечить высокую конкурентоспособность на внешних рынках, снижение импортоёмкости, материалоёмкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции.
2. Материально-техническая и технологическая базы производства.
Технологический и технический уровень экономики Беларуси по своим качественным характеристикам существенно отстает от уровня передовых стран. Из общего числа используемых в стране технологий 12,5 % были разработаны за рубежом, 38 % – в самой Беларуси, 49,5 % – в бывшем СССР. Из анализа структуры технологической оснащенности отраслей экономики следует, что преобладает использование традиционных технологий – 19%, к новым относятся 15,8 % и к высоким – 5,2 % общего количества используемых в стране технологий.
Намечается переоснащение машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий в основном за счет техники нового поколения. С этой целью следует обеспечить ежегодное приобретение хозяйствами страны 3500-5000 тракторов, 1000-1500 зерноуборочных комбайнов, 700-800 кормоуборочных комплексов, 400-600 картофелеуборочных, 100-140 свеклоуборочных, 200-300 льноуборочных комбайнов.
3. Действующий кадровый потенциал.
Среднегодовая численность занятых в экономике в 2010 году составила 4666 тыс. человек, что на 0,5% больше, чем в 2009 году.
4. Объем других вовлеченных в производство ресурсов и их запасы.
5. Производственная инфраструктура.
Беларусь располагает достаточно развитыми транспортно-коммуникационными системами (железные и автомобильные дороги, аэро- и речные порты, трубопроводы). Еще в составе Советского Союза республика отличалась высокой плотностью железных и автомобильных дорог. В настоящее время среди стран Европы она занимает 15-е место по плотности дорог общего пользования и 12-е – по их протяженности в расчете на 1000 жителей.
Республика приступает к кардинальному решению задачи развития транзитного потенциала и инфраструктуры международных транспортных коридоров, проходящих через ее территорию. Намечены дальнейшая электрификация железнодорожных путей, развитие мультимодальных и контейнерных перевозок грузов реконструкция под параметры первой категории большинства автомобильных дорог, связывающих Минск с областными центрами.
6. Система организации управления, институционально-правовая база регулирования производства.
6. Внешнеэкономический потенциал Республики Беларусь
Внешнеэкономический потенциал страны – комплексная характеристика, которая отражает материальные и интеллектуальные возможности участия того или иного государства в торговом сотрудничестве с другими странами.
Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Республики Беларусь это прежде всего:
• выгодное экономико-географическое положение
• развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;
• многоотраслевой промышленный комплекс;
• созданный научный и инновационный потенциал - ускоренными темпами растет также экспорт компьютерных и информационных услуг;
• достаточно мощная строительная база;
•значительные лесные и водные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);
•высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов;
•многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
Важнейшими экономическими показателями, определяющими внешнеэкономический потенциал страны, являются:
1) Объем производства ВВП, в том числе на душу населения - РБ один из лидеров стран CHГ, уступает только Российской Федерации и в 2009 году составил 14153 тыс. руб/чел, что не 0,2% больше, чем в 2008 году. В 2010 году составил 17171 тыс. руб/чел.
2) Удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП - Республика Беларусь занимает первое место среди стран СНГ.
3) Доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров - в 2009 году она составила 79%. В 2010 году - 74,5%.
4) Показатели, характеризующие состояние платежного баланса страны - в январе-ноябре 2010 года экспорт товаров и услуг составил 22 220 млн. дол. США, импорт товаров и услуг - 27034,4 млн. дол. США, снизившись по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 36,5% и 30% соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался чистый импорт в размере 4 814,4 млн. дол. США против 3659,3 млн. дол. США в январе-ноябре 2008 года. При этом дефицит торгового баланса составил 6099,1 млн. дол. США, а активное сальдо операций с услугами - 1284,7 млн. дол. США.
Основу внешнеэкономического потенциала РБ составляет промышленность машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая. Значительным внешнеторговым потенциалом располагает легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; производство строительных материалов.
Беларусь имеет значительные резервы для увеличения экспорта услуг, особенно туристических, поскольку располагает богатым природным и историко-культурным потенциалом для развития международного туризма.
Объем внешней торговли РБ в 2010 году составил 60094 млн. дол. США, что на 20,5% больше, чем в 2009 году.
Это и закономерно, поскольку она во многом зависит от эффективности работы промышленного комплекса, продукция которого формирует подавляющую часть экспорта страны. Достаточно сказать, что, например, в 2008 году на долю только 6 товарных групп (машины, оборудование и механизмы, их части; минеральные продукты; недрагоценные металлы и изделия из них; продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности; текстиль и текстильные изделия; средства наземного, воздушного и водного транспорта, их части и принадлежности) приходилось около 87% экспорта.
Очевидно, что их удельный вес постоянно рос и только за последних 7 лет увеличился на 7 процентных пунктов. Хотя давно известно, что слабо диверсифицированная специализация экспорта – ахиллесова пята любой экономики. Это тем более справедливо для экономики Республики Беларусь, где производство большей части названных товарных групп экспортной специализации не имеет собственной ресурсной базы.
Так уже достаточно давно в отрицательном сальдо внешней торговли товарами доминирующая роль принадлежит экспортно-импортным операциям с промежуточными товарами (энергоносители, сырьё, материалы и комплектующие).
Таким образом, в 2009 г. на фоне существенного снижения объема экспортно-импортных операций на 30,7% наблюдается рост отрицательного сальдо внешней торговли товарами (на 7%). Главная причина этого процесса - более существенное падение цен на экспортируемые промежуточные товары, чем на импортируемые. Протекающий в стране экономический кризис еще раз показал: энерго- и материалоемкая промышленность является главным фактором формирования и роста отрицательного сальдо внешней торговли товарами. Выход их этой ситуации - активная структурная перестройка экономики страны, в первую очередь ее промышленного комплекса, по пути создания инновационной наукоемкой хозяйственной системы, базирующейся на технологиях V и VI укладов.
Характеристика технологических укладов
Следует также отметить, что оттягивание этой перестройки делает невозможным и решение одной из приоритетнейших задач социально-экономического развития Беларуси, которая ставится практически во всех стратегических разработках экономического характера вот уже лет 10-12 - уход от отрицательного сальдо внешней торговли товарами. Эта задача не решена до сих пор. Более того, отрицательное сальдо за период 1995-2009 гг. в целом выросло в 9,6 раза, а со странами СНГ - в 13,7 раза. И лишь сальдо внешней торговли товарами со странами вне СНГ, начиная с 2000 г., стало положительным и выросло в 4,6 раза.
В начале 90-х годов XX в. эта задача стояла достаточно остро и перед промышленно развитыми европейскими странами. Тогда многие из них также имели отрицательные значения сальдо внешней торговли товарами. Однако проведенная работа по изменению структуры производства, его модернизации, технологическом перевооружению, выделенные значительные средства на развитие наукоемких, неэнерго- и нематериалоемких производств позволили им уже в начале XXI в. уйти от отрицательных значений сальдо.
Таблица – Сальдо внешней торговли товарами Республики Беларусь, млн. долл. США
Сальдо | Годы | ||||||||
Всего В т. ч.: Со странами СНГ Со странами вне СНГ | -761 -650 -111 | -1479 -394 -1085 | -1320 -1671 | -2717 -4565 | -729 -4082 | -4418 -7795 | -6810 -11597 | -7281 -8900 | -9642 -7011 -2631 |
Следовательно, опыт и прецеденты имеются. Их нужно лишь изучать и адаптировать к условиям республики.
Нет необходимости доказывать, что падение экспорта товаров на фоне роста отрицательного сальдо экспортно-импортных операций и снижения пен на продукцию, поставляемую за пределы страны, постоянно вызывает напряжение на валютном рынке, затрудняет формирование золотовалютных резервов в объемах, необходимых для поддержания стабильного курса национальной валюты. Таким образом, структурный дисбаланс промышленности формирует проблемы функционирования валютного рынка страны, негативно влияет на ее международные резервы, побуждает к постоянному расширению внешних заимствований. Уже этого «букета» проблем достаточно, чтобы активно заняться структурной трансформацией технологически и морально устаревшего промышленного комплекса республики.
Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 не выполнена, а уровень отрицательного сальдо в 2010 году достиг 16% ВВП.
Подготовлена Национальная программа развития Экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Правительством ставится задача ускоренного наращивания экспорта товаров из местных ресурсов с низкой импортоемкостью и продукции высокотехнологических производств с высокой добавленной стоимостью. Предусмотрено увеличение экспорта товаров в 2,2 раза и экспорта услуг в 3 раза при меньших темпах роста импорта. В то же время инвестиционный импорт - машины, оборудование - не только не будет ограничен, но и будет расти опережающими темпами. От этого зависят перспективы ускоренной модернизации экономики. Поэтому инвестиционный импорт возрастет за пятилетие в 3,4 раза, а соответственно, основной резерв снижения импортоемкости экономики должен формироваться в области промежуточного и потребительского импорта за счёт более низких темпов роста этих составляющих внешнеторгового оборота.
Наращивание экспортного потенциала страны является одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития РБ, для полной реализации которого потребуются:
1) усиление конкурентных позиций на мировых рынках белорусских производителей-экспортеров за счет внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие продукции требованиям международных стандартов;
2) создание новых экспортоориентированных производств на основе отечественных научно-технических разработок;
3) активное применение новых форм торговли (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами; открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических центров и т. д.);
4) совершенствование механизма управления и регулирования внешнеэкономической деятельности.
Литература: 5, 6,15,17,18,19,20,26,28,31,38,41,44,45,48,56.