Система квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы и ее функционирование
Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы
Москва, 2013
Содержание
Введение. 6
Основные понятия и определения. 8
1. Система квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы и ее функционирование. 12
2. Основные подходы к определению базовых квалификационных требований 14
2.1. Определение требований к уровню профессионального образования. 14
2.2. Определение требований к стажу гражданской службы (стажу государственной службы иных видов) и стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки. 17
2.3. Определение требований к знаниям и навыкам. 18
3. Основные подходы к определению функциональных квалификационных требований. 19
3.1. Определение требований к направлению подготовки (специальности) 19
3.2. Определение требований к профессиональным знаниям и навыкам. 25
4. Определение специальных квалификационных требований. 26
5. Организация в государственном органе работы по определению квалификационных требований. 29
6. Применение квалификационных требований в процессе проведения мероприятий по отбору кандидатов на вакантные должности. 30
Приложение № 1 Справочник квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы.. 32
Раздел 1. Требования к знаниям и навыкам, рекомендуемые для включения в базовые квалификационные требования. 33
1.1. Требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка) 33
1.2. Требования к знанию основ права. 33
1.3. Требования к знаниям основ делопроизводства и документооборота. 41
1.4. Требования к знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий. 41
Раздел 2. Функциональные квалификационные требования. 43
Раздел 3. Библиотека профессиональных и личностных качеств и соответствующих им профессиональных навыков. 155
3.1. Общие профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им профессиональные навыки. 155
3.2. Прикладные профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им профессиональные навыки. 157
3.3. Управленческие деловые и личные качества, а также соответствующие им профессиональные навыки. 162
Приложение № 2. Пример профиля должности заместителя начальника отдела государственной службы и подготовки кадров Управления кадров Федеральной налоговой службы.. 168
Приложение № 3 Пример профиля должности заместителя начальника Управления государственного геодезического и земельного надзора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. 187
Введение
Эффективное государственное управление возможно при условии исполнения задач и функций, возложенных на государственные органы, кадрами, обладающими необходимой квалификацией.
В связи с многообразием направлений деятельности, реализуемых государственными органами, требуется обеспечить поступление на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) граждан, обладающих необходимыми профессиональным образованием, стажем гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажем (опытом) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для исполнения конкретных должностных обязанностей, определенных исходя из задач и функций государственного органа. Достижение указанной цели возможно только при условии соблюдения подхода, заключающегося в разработке системы квалификационных требований, включающей детализированные требования к профессиональному образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам.
В целях создания на гражданской службе эффективной системы квалификационных требований Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен настоящий Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы (далее – Методический инструментарий).
Методический инструментарий вводит систему квалификационных требований на гражданской службе, основанную на передовом российском и зарубежном опыте, и содержит принципы ее разработки и внедрения в государственном органе.
Система квалификационных требований, содержащаяся в Методическом инструментарии, разработана и апробирована в ходе реализации пилотного проекта по внедрению в отдельных федеральных государственных органах квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам, проведенного Минтрудом России в феврале-ноябре 2013 г. Реализация указанного пилотного проекта осуществлялась в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее – Указ) и во исполнение пункта 5 Плана выполнения мероприятий по внедрению в 2012 – 2016 г. новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы в рамках реализации подпункта «р» пункта 2 Указа, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации В.Ю. Сурковым 1 октября 2012 года № 5378п-П17.
Применение Методического инструментария кадровыми службами государственных органов позволит организовать эффективную работу по установлению квалификационных требований.
Использование разработанных квалификационных требований повысит качество отбора кадров, их оценки, профессионального развития и ротации.
При этом соблюдение государственными органами унифицированного подхода к установлению квалификационных требований создаст возможности для мобильности кадров на гражданской службе и расширит перспективы должностного роста государственных гражданских служащих (далее – гражданский служащий).
Расширение осведомленности граждан о квалификационных требованиях повысит открытость гражданской службы и создаст важные предпосылки для формирования у них реального понимания потенциальных возможностей для замещения конкретных должностей гражданской службы.
Основные понятия и определения
Квалификационные требования к должностям гражданской службы – требования к уровню и направлению подготовки (специальности) и при необходимости специализации профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и навыкам, профессиональным качествам, необходимым для замещения должностей гражданской службы. Определение соответствия образования, стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, знаний и навыков граждан, поступающих на гражданскую службу, а также гражданских служащих квалификационным требованиям осуществляется при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, отбора без проведения указанных конкурсов, аттестации и квалификационного экзамена.
Система квалификационных требований – уровни квалификационных требований: базовые, функциональные и специальные квалификационные требования, выстраиваемые по принципу дедукции («от общего к частному»).
Базовые квалификационные требования – общие требования к уровню профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка), правовым знаниям, включая Конституцию Российской Федерации, законодательство о гражданской службе, законодательство о противодействии коррупции, знаниям и навыкам в области документооборота и делопроизводства, знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий, отражающие минимальный уровень квалификационных требований, соответствие которому необходимо для замещения должностей гражданской службы.
Функциональные квалификационные требования – требования к направлению подготовки (специальности) профессионального образования, стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Функциональные квалификационные требования устанавливаются по направлениям деятельности, осуществляемым в государственном органе, специализациям по указанным направлениям, категориям и группам должностей гражданской службы.
Специальные квалификационные требования – включаемые в должностной регламент гражданского служащего детализированные требования к уровню и направлению подготовки (специальности), а также при необходимости специализации профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и навыкам, профессиональным качествам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по конкретной должности гражданской службы. Специальные квалификационные требования устанавливаются государственным органом на основе базовых, функциональных квалификационных требований и Библиотеки профессиональных и личностных качеств и соответствующих им профессиональных навыков (далее – Библиотека).
Направление деятельности – деятельность, осуществляемая в государственном органе в соответствии с его целями, задачами, конкретными полномочиями и функциями, устанавливаемыми в положении о государственном органе и иных нормативных правовых актах, в соответствии с которыми гражданские служащие исполняют должностные обязанности.
Специализация по направлению деятельности – поднаправление деятельности внутри направления деятельности, осуществляемого в государственном органе, в соответствии с которым гражданские служащие исполняют должностные обязанности.
Профиль должности – документ, содержащий цели, задачи и ключевые обязанности по должности, специальные квалификационные требования, предъявляемые к должности, а также иную информацию. На основе профиля должности составляется должностной регламент.
Профессиональное образование– вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности[1].
Уровень профессионального образования – завершенный цикл профессионального образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований[2].
Уровнями профессионального образования являются[3]:
среднее профессиональное образование;
высшее образование – бакалавриат;
высшее образование – специалитет, магистратура;
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное профессиональное образование – профессиональное образование, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в форме повышения квалификации, профессиональной переподготовки[4].
Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы[5].
Специальность – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач[6].
Специализация по направлению подготовки – профессиональная область, определяемая образовательной организацией, для применения совокупности знаний, навыков и умений в которой ориентировано получение лицом профессионального образования в соответствии с отдельной специальностью.
Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности[7].
Стаж (опыт) работы по специальности, направлению подготовки– периоды трудовой деятельности после получения документа об образовании и квалификации, в течение которых применялись и совершенствовались знания и навыки в рамках конкретной специальности (направления подготовки), которую в соответствии с должностным регламентом должен иметь претендующий на замещение должности гражданской службы гражданин Российской Федерации (гражданский служащий).
Профессиональные знания – совокупность правовых и иных знаний, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.
Профессиональные навыки– навыки, связанные со способностью применения профессиональных знаний при исполнении должностных обязанностей.
Профессиональное качество –проявляемая в поведении гражданского служащего характеристика, отражающая единство его стремлений, способностей, знаний, навыков и личностных качеств, необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.
Личностное качество – индивидуальные особенности личности, включающие в себя жизненные ценности и установки индивидуума, тип темперамента, мотивацию и личные цели, динамические свойства нервной системы, психотип личности. Совокупность личностных качеств гражданского служащего проявляется в профессиональной служебной деятельности через профессиональные качества.
Общие профессиональные качества – профессиональные качества, необходимые для замещения должностей гражданской службы всех категорий и групп.
Прикладные профессиональные качества – профессиональные качества, необходимые для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей в зависимости от функциональных особенностей должностей гражданской службы.
Управленческие профессиональные качества – профессиональные качества, необходимые для замещения должностей гражданской службы категорий и групп, в должностные обязанности по которым входит эффективная организация и планирование собственной деятельности и деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, и в целом структурного подразделения (государственного органа) или проектной группы, а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей структурного подразделения (государственного органа) или проектной группы.
Система квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы и ее функционирование
В соответствии с частью 1 статьи 12 и пунктом 1 части 2 статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню и направлению подготовки (специальности) и при необходимости специализации профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Содержащиеся в Методическом инструментарии подходы к установлению квалификационных требований к должностям гражданской службы определены в развитие положений статей 12 и 47, а также иных положений Федерального закона № 79-ФЗ и соответствующих положений иных нормативных правовых актов.
Соблюдение кадровыми службами государственного органа указанных подходов позволяет разработать в государственном органе систему квалификационных требований, включающую следующие уровни квалификационных требований:
базовые квалификационные требования;
функциональные квалификационные требования;
специальные квалификационные требования.
Базовые квалификационные требования отражают минимальный уровень знаний и навыков, необходимый для поступления и прохождения гражданской службы, и содержатся в первом разделе Справочника квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы (далее – Справочник), являющегося Приложением № 1 к Методическому инструментарию.
Базовые квалификационные требования подразделяются на следующие виды квалификационных требований:
требования к уровню профессионального образования;
требования к продолжительности стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа (опыта) работы по специальности;
требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);
требования к правовым знаниям, включая Конституцию Российской Федерации, законодательство о гражданской службе, законодательство о противодействии коррупции;
требования к знаниям и навыкам в области документооборота и делопроизводства;
требования к знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий.
Базовые квалификационные требования рекомендуется устанавливать кадровым службам государственного органа в соответствии с подходами, изложенными во втором пункте Методического инструментария «Основные подходы к определению базовых квалификационных требований».
Функциональные квалификационные требования устанавливаются по направлениям деятельности, осуществляемым в государственном органе, специализациям по указанным направлениям, категориям и группам должностей гражданской службы и включают следующие виды квалификационных требований:
требования к направлению подготовки (специальности) профессионального образования, включая дополнительное профессиональное образование;
требования к содержанию стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки с учетом специальности (направления подготовки) профессионального образования;
требования к профессиональным знаниям, содержащие требования к знанию законодательства Российской Федерации и иным профессиональным знаниям;
требования к профессиональным навыкам.
Функциональные квалификационные требования рекомендуется разрабатывать кадровым службам государственного органа в соответствии с подходами, изложенными в третьем пункте Методического инструментария «Основные подходы к определению функциональных квалификационных требований».
Примеры функциональных квалификационных требований, содержащиеся во втором разделе Справочника, могут использоваться в качестве образца при определении функциональных квалификационных требований кадровыми службами государственных органов.
Профессиональная служебная деятельность, связанная с организационным обеспечением деятельности государственного органа, выделена в отдельное направление деятельности и включает следующие специализации: организация документационного обеспечения, организационное обеспечение подготовки и проведения мероприятий и другие.
Кадровая работа также выделена в отдельное направление деятельности.
По мере разработки функциональных квалификационных требований второй раздел Справочника будет заполняться в соответствии с вновь выделенными направлениями деятельности и специализациями по направлениям деятельности, реализуемыми государственными органами. Данный раздел будет являться единой базой данных направлений деятельности и специализаций и квалификационных требований к должностям гражданской службы.
Базовые и функциональные квалификационные требования в части требований к профессиональным знаниям и навыкам в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ предлагается включать в нормативный акт государственного органа.
Специальные квалификационные требования разрабатываются на основе базовых и функциональных квалификационных требований, а также Библиотеки профессиональных и личностных качеств и соответствующих им профессиональных навыков (далее – Библиотека), содержащейся в Справочнике в соответствии с подходами, содержащимися в четвертом пункте Методического инструментария, и включаются в профиль должности.
Примеры профилей должностей представлены в Приложениях № 2 и № 3 к Методическому инструментарию и могут использоваться кадровыми службами государственных органов в качестве образца при разработке профилей должности.
Специальные квалификационные требования в части требований к образованию, профессиональным знаниям, навыкам и профессиональным качествам в соответствии с положениями части 6 статьи 12 и пункта 1 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ включаются в должностной регламент гражданского служащего.