История управленческой мысли
1. Сущность и содержание управленческой деятельности. (Управление как специфический вид общественного труда, его место и связь с другими видами человеческой деятельности. Исторический характер управленческой деятельности. Содержание, логика, принципы развития управления).
2. Этапы развития менеджмента: древний, индустриальный, систематизации, информационный. (Факторы, влияющие на развитие управления. Характеристика исторических периодов развития управления.)
3. Основные школы управления, их вклад в развитие менеджмента.
4. Менеджер в системе управления: особенности задач и функций менеджеров. (Сущность и содержание целей менеджмента. Понятие функций менеджмента. Содержание основных (общих) функций менеджмента: прогнозирования, планирования, организации, стимулирования, регулирования (координирования), контроля, учета, анализа. Целеполагание как исходный пункт управленческой деятельности. Принципы целеполагания.)
4. Методы управления: понятие, классификация и характеристика. Механизм и характер воздействия различных методов управления.
5. Мотивация персонала: понятие, виды, теоретические основы мотивации и стимулирования труда. (Роль и значение мотивации в достижении целей управления. Современные концепции мотивации. Сущность содержательных теорий мотивации. Потребности как основа поведения человека. Сущность процессуального подхода к мотивации. Удовлетворенность результатами труда как фактор повышения его эффективности. Взаимосвязь результатов, вознаграждения и удовлетворения работой. Сущность материальных мотивов деятельности работников. Формы косвенного материального стимулирования. Организационные и моральные способы мотивации, их значение и критерии применения.)
6. Классификация стилей управления: понятие, типы, характеристика. (Понятие стиля управления. Стиль управления как специфическая форма реализации методов управления. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера. Классификация стилей управления: поведенческий и ситуационный подходы.)
Основная литература
1. Балашов, А. П. Теория менеджмента : Учебное пособие / А. П. Балашов. - Москва : Вузовский учебник, 2014. - 352 с. Полный текст
2. Грибов, Владимир Дмитриевич. Теория менеджмента : Учебное пособие / Владимир Дмитриевич Грибов, Владимир Рафаилович Веснин. - Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 357 с. Полный текст.
3. Латфуллин, Г. А. Теория менеджмента : учебник для студентов вузов по направлению "Менеджмент" / Г. А. Латфуллин, А. С. Никитин, С. С. Серебренников. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2014. - 458 с.
4. Менеджмент : учеб. по направлению и специальности "Менеджмент" / [А. Н. Алексеев [и др.] ; под общ. ред. И. Н. Шапкина. - Москва : Юрайт, 2011. - 690 с
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Понятие, признаки и свойства организации. (Сущность и виды организаций. Классификация организаций. Типология организаций на основании различных критериев: размер, целевая направленность; способ принятия решений. Виды организаций по степени формализации. Формальные и неформальные организации. Основные положения закрытой и открытой организационной системы. Механистические и органические организации.
2. Характеристики и элементы экономической организации. (Организационно-правовые формы современных организаций и их характеристика. Показатели эффективности деятельности экономической организации. Факторы обеспечения эффективности деятельности экономической организации.)
3. Жизненный цикл организации: сущность и этапы деятельности. (Характеристика этапов жизненного цикла организации. Управление организацией на различных этапах жизненного цикла.)
4. Сущность и общая характеристика законов организации. (Организация как система управленческих процессов. Сущность и содержание процесса управления организацией. Распределение власти: делегирование полномочий; соотношение «централизация-децентрализация» в организации. Самоорганизация и управление.)
5. Миссия и цели организаций. Роль и значение миссии и целей организации для обеспечения эффективного функционирования организаций.
Законы организации.
6. Модель пяти сил конкуренции М. Портера и конкурентные стратегии.
Основная литература
1. Балашов, А. П. Теория менеджмента : Учебное пособие / А. П. Балашов. - Москва : Вузовский учебник, 2014. - 352 с. Полный текст.
2. Фаррахов, А Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А Г Фаррахов. - Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 272 с. Полный текст.
3. Подлесных, В. И. Теория организации: Учебное пособие / В. И. Подлесных, Н. В. Кузнецов. - 4. - Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2013. - 345 с.
4. Долгов, А. И. Теория организации : учеб. пособие / А. И. Долгов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта: МПСИ, 2011.
5. Иванова, Т. Ю. Теория организации : учеб. по специальности "Менеджмент орг." / Т. Ю. Иванова. - 4-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2012.
6. Лапыгин, Ю. Н. Теория менеджмента : учеб. пособие по направлению "Менеджмент" для подгот. бакалавров / Ю. Н. Лапыгин. - Москва : Рид Групп, 2011.
ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
1. Значение маркетинга в деятельности предприятия
2. Эволюция сущности маркетинга
3. Понятие, сущность и основные категории маркетинга
4. Концепции управления маркетингом
5. Цель, задачи, принципы и функции маркетинга
6. Значение, виды и способы сбора маркетинговой информации
7. Понятие и сущность конъюнктуры товарного рынка
8. Значение и критерии сегментирования рынка
9. Стратегии охвата рынка и позиционирование
10. Значение и методы анализа деятельности конкурентов
11. Окружающая среда маркетинга
12. Понятие и сущность и классификация товара в маркетинге.
13. Жизненный цикл товара
14. Понятие и структура разработки нового товара
15. Инструменты товарной политики
16. Понятие и структура процесса ценообразования.
17. Понятие и виды каналов распределения
18. Понятие и виды каналов распределения
19. Личные продажи
20. Маркетинговые инструменты управления спросом.
21. Имидж фирмы
22. Способы организации маркетинга на предприятии.