Рентабельность: сущность, виды, показатели и методика их расчета

Рентабельность – относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Показатели рентабельности представлены в табл. 10.4

Таблица 10.4

Показатели рентабельности

Показатель рентабельности Формула расчета Назначение
Отдельных видов продукции (Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы продукции) · 100 % Характеризует прибыльность различных видов продукции. Служит основанием для установления цены
Всей товарной продукции (Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции) · 100 % Характеризует прибыльность всей товарной продукции. Служит основанием для установления цены
Производства (Чистая прибыль / Сумма основных производственных средств и материальных оборотных средств) · 100 % Характеризует прибыльность предприятия
Продаж (Прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации продукции) · 100 % Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации. Служит основание для выбора номенклатуры выпускаемой продукции
Активов (Прибыль / Совокупные активы) · 100 % Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на 1 руб. соответствующих активов. Отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств
Текущих активов (Прибыль / Текущие активы) · 100 %
Чистых активов (Прибыль / Чистые активы) · 100 %
Собственного капитала (Чистая прибыль / Собственный капитал) · 100 % Характеризует прибыль, которая приходится на 1 руб. собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств

Взаимосвязь показателей рентабельности с другими показателями хозяйственной деятельности предприятия представлена на рис. 10.6 и 10.7.

Факторы, влияющие на уровень рентабельности, представлены на рис. 10.8.

Постоянный капитал
Запасы
Прочие
Кредиторская задолженность
Прочие
Текущие активы
Чистые активы
Выручка от реализации / Чистые активы
Оборачи-ваемость чистых активов
Прибыль / Выручка от реализации
Рентабель-ность реализации
Дебиторская задолженность
Текущие пассивы
-
Рабочий капитал
+
×

Рис. 10.6. Схема взаимосвязи показателей рентабельности чистых активов

Валовая маржа
Средние переменные затраты на единицу
Выручка от реализации
Прибыль / Выручка от реализации
Цена за единицу продукции
Переменные затраты
-
×
Объем продукции (шт.)
×
Объем продукции (шт)
Рабочий капитал
-
Прибыль

Рис. 10.7. Рентабельность реализации (продаж)

Факторы, влияющие на уровень рентабельности
Внутренние
Внешние
Внепроизводственные
Производственные
- Снабженческо-сбытовая деятельность - Природоохранная деятельность - Социальные условия труда и быта - Финансовая деятельность
Наличие и использование средств труда
Экстенсивные: - изменение объема средств труда - изменение времени работы - непроизводительное использование средств труда
Интенсивные: - улучшение качественных характеристик - повышение производи-тельности оборудования
Наличие и использование предметов труда
- Географическое положение - Конкуренция и спрос на продукцию фирмы - Ситуация на финансовом, кредитном и других рынках - Государственное регулирование цен, тарифов, налогов, санкций, ставки рефинансирования и т. д.
Наличие и использование предметов труда
Интенсивные: - повышение квалификации рабочих - снижение трудоемкости - совершенствование организации труда
Экстенсивные: - использование численности производственного персонала - изменение фонда рабочего времени - непроизводительные затраты труда
Экстенсивные: - изменение количество предметов труда - непроизводи-тельное использование предметов труда (брак, отходы)
Интенсивные: - использование прогрессивных материалов - совершенствование технологии обработки - ускорение оборачиваемости

Рис. 10.8. Факторы, влияющие на уровень рентабельности

Наши рекомендации