Миссия, главная цель и идеология развития города
Миссия характеризует основное предназначение города, смысл его существования для жителей и для окружающего мира. Для жителей миссия является интегрирующей основой местного сообщества, важным моментом осознания корпоративности и главных целей. Для внешнего мира миссия – это визитная карточка, рекламный проспект, призванный сообщить самое главное о сути существования и развития города. Формулировка миссии должна быть наполнена содержанием, но оставаться при этом краткой.
Для определения миссии Орска проделан цикл творческой и экспертной работы: обсуждения в малых группах на городской поисковой конференции; экспертная обработка и формулирование альтернативных вариантов миссии. В результате получена следующая формулировка миссии:
Орск – промышленный и контактный центр Восточного Оренбуржья с развитой транспортно-логистической инфраструктурой и комфортной средой проживания для различных групп населения.[7]
На основе миссии логично формулируется главная цель и общая идеология развития.
Главная цель развития города – стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения города.
Общая идеология развития города на ближайшие 15-20 лет может быть сформулирована как идеология диверсификации и устойчивого сбалансированного роста.
Рис. 3.1. Направления диверсификации и развития экономической базы города
За счет технологического перевооружения, повышения конкурентоспособности продукции и сохранения стабильного спроса на продукцию традиционных предприятий за Орском сохранится позиция крупного промышленного центра на юге Урала. В тоже время дополнительный акцент будет сделан на высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью, развитие и усиление позиций сельского хозяйства, пищевой промышленности и строительной индустрии. Новый импульс получит развитие малого бизнеса в сфере услуг, досуга, развлечений, физкультуры, торговли.
Развитие административно-организующих функций как в рамках восточного Оренбуржья, так и в рамках российско-казахстанского сотрудничества в сочетании с выгодным географическим положением, интеграцией в мировую экономику, сделают город одним из ключевых российских центров транспортно-логистических услуг, ориентированных на обслуживание трансграничных потоков грузов и людей. Кроме того, в этот период должны быть созданы предпосылки для развития отраслей информационных и других современных технологий. В результате структура экономики Орска будет иметь более сбалансированный характер.
Технологическое перевооружение промышленных и коммунальных предприятий, внедрение современных природоохранных технологий и развитие инфраструктуры, позволят снизить нагрузку на окружающую среду и повысить качество городской среды, обеспечив комфортные условия для проживания различных категорий граждан.
Необходимыми условиями для этого являются:
Þ диверсификация экономики, активная политика в решении вопросов привлечения, удержания и профессиональной подготовки кадров;
Þ активная политика по закреплению талантливой молодежи воспитанию предпринимательских качеств и созданию условий для самореализации;
Þ обеспечение экологической безопасности и поддержание инфраструктуры;
Þ развитие социального партнерства, укрепление гражданского общества.
Конкретизация идеологии развития Орска до 2030 г. в табл. 3.1. представлена на основе ранжирования приоритетов развития по времени (+++ - наибольшая актуальность в данный период времени).
Таблица 3.1.
Ранжирование приоритетов развития Орска по отдельным периодам
2007-2011 | 2012-2015 | 2015-2030 | ||
Экология | +++ | + | + | |
Здоровье | +++ | + | + | |
Снижение смертности | +++ | + | + | |
Повышение рождаемости | ++ | ++ | + | |
Профессиональное образование, кадры | +++ | ++ | ||
Удержание молодежи в городе, строительство жилья для молодежи | ++ | + | + | |
Малый бизнес | + | + | + | |
Транспортно-логистический комплекс | + | ++ | ++ | |
Промышленность | + | + | + | |
Новая экономика (инновации) | + | + | +++ | |
Приграничное сотрудничество | ++ | ++ | + | |
Управление развитием | + | + | + | |
Реформа ЖКХ | + | + | + | |
Сельское хозяйство и пищевое производство | + | + | + | |
Маркетинг города | ++ | ++ | + |