Воздействие ценовой дискриминации на общественное благосостояние
Рассмотрим влияние дискриминационного ценообразования на поведение, как продавцов, так и на покупателей. Ценовая дискриминация, как правило, влечет за собой перераспределение доходов в обществе в пользу того, кто ее проводит. Это означает, что автоматически она приносит ущерб покупателям. Многие люди полагают, благосостояние общества повысится, если монопольные прибыли, полученные с помощью ценовой дискриминации, перейдут от акционеров к потребителям. «Но это – субъективное суждение, и безоговорочных доказательств его правильности не существует» [6]
Следует отметить, что любой вид ценовой дискриминации может иметь как положительные, так и негативные моменты влияния на распределение ресурсов и их использования в обществе. Как показывает практика само по себе явление ценовой дискриминации – оружие обоюдоострое. Она может улучшить положение дел на отраслевом рынке, в том случае, когда он чрезмерно монополизирован. Вместе с тем, ценовая дискриминация также может способствовать трансформации доминирующей фирмы в сторону монополии. В каждом конкретном случае необходимо специальное разбирательство по этому поводу. Цивилизованное разбирательство предполагает рассмотрение исков по закону. Для этого необходимо иметь специальный закон в обществе, подобно Закона Клейтона, принятого в США в 1914 г. и развивающего его Закона Робинсона-Пэтмана.
Использование ценовой дискриминации девает товары и услуги более доступными для потребителей с разным уровнем дохода. Люди с относительно низкими доходами иногда получают доступ к более качественным продуктам.
К позитивному воздействию ценовой дискриминации можно также отнести явление расширения объем выпуска продукции, в тех случаях, когда фирмы, обладающие значительной рыночной властью не стремятся к монопольному положению. Кроме того, с помощью ценовой дискриминации подрывается дисциплина политики олигополий на отраслевом рынке, что уменьшает «мертвый груз» монополии.
Вместе с тем, не следует забывать, что целью ценовой дискриминации является поглощение потребительского излишка. Следовательно, она развивается за счет потребительского излишка и негативно воздействует на совокупный спрос. Создавая прочные связи между ведущими формами на отраслевом рынке, систематическая ценовая дискриминация воздвигает препятствия для вхождения новых конкурентов на рынок, т.е. повышает барьеры входа.
Ценовая дискриминация также воздействует на процесс развития товарного типа взаимосвязи производства и потребления. Суть его состоит в том, что обособленные товаропроизводители втягивают в свои внутрифирменные рамки все большее число производственно-технологических звеньев и, тем самым, постепенно разрастаются в масштабе. Момент же работы на неизвестного и свободного потребителя, с развитием ценовой дискриминации, начинает трансформироваться в сторону работы на изучаемого покупателя, свободного в выборе того набора продукции, который предлагает отраслевая фирма, обладающая рыночной властью. Однако она далеко не способствует переходу к рынку заказов, свойственных цивилизованным рыночным отношениям. Потребитель не становится заранее известным производителю, его спрос не превращается в потоки оплаченных заказов.
Следует отметить, что систематическая ценовая дискриминация может сохранить и усилить монополистические позиции компаний на отраслевом рынке, позволяя крупным фирмам покупать сырье по более низким ценам, чем их менее крупным соперникам, способствуя привязыванию покупателей к продавцам, предоставляющим скидки на крупные партии товаров, затрудняя проникновение на конкретные участки рынка новых конкурентов. Вместе с тем, систематическая ценовая дискриминация может повысить эффективность ценообразования в отрасли, когда формирование монополистической структуры рынка неизбежно, в то время как несистематическая ценовая дискриминация может укрепить конкуренцию, нарушая дисциплину олигопольного ценообразования.
Резюме
Ценовая дискриминация представляет собой достаточно противоречивое явление, которое нельзя оценивать однозначно. Не всегда однозначно трактуя этого явления, все же многие исследователи убеждены в том, чтоцельюфирмы, берущей на вооружение методы ценовой дискриминации, является захват максимально возможной доли излишка потребителя.
Многие исследователи считают, что не следует смешивать монопольный эффект с явлением ценовой дискриминации. Последняя может появиться там, где еще не образовалась монополия на отраслевом рынке, но есть фирмы, обладающие известной рыночной властью.Поэтому, причиной ценовой дискриминации является не монополия, а рыночная власть фирмы. Ценовая дискриминация не может эффективно использоваться в условиях совершенной конкуренции, ее можно обнаружить в функционировании только несовершенных рынков. Только здесь ценовая дискриминация является ярким проявлением нарушенияэквивалентности обмена. Любой вид ценовой дискриминации может иметь как положительные, так и негативные последствия. Как показывает практика, ценовая дискриминация может улучшить положение дел на отраслевом рынке, в том случае, когда он чрезмерно монополизирован. Вместе с тем, она также может способствовать трансформации доминирующей фирмы в сторону монополии. Она может способствовать увеличению выпуска продукции, но с ее помощью ведется целенаправленное давление на совокупный спрос.
Контрольные вопросы.
1. Что является причиной ценовой дискриминации?
2. Сформулируйте условия, необходимые для эффективного использования дискриминационного ценообразования?
3. Дайте характеристику ценовой дискриминации по А.Пигу.
4.В чем суть совершенной ценовой дискриминации?
5. В каких формах проявляется ценовая дискриминация второй степени?
6. Приведите примеры позитивного воздействия ценовой дискриминации на состояние экономики.
7. В чем, по Вашему мнению, состоит негативное воздействие ценовой дискриминации?
8. Назовите основные классификации ценовой дискриминации.
9. Является ли монопольное положение фирмы причиной появления ценовой дискриминации?
10. В чем состоит цель фирмы, использующей механизм ценовой дискриминации?
Используемые термины
Блочный тарифпредполагает, что изменение цены затрагивает только последующий прирост объема продукции.
Вторая степень ценовой дискриминации состоит в том, что непосредственно величина цены ставится в зависимость от объема закупки продукции.
Классификация дискриминации Фрица Махлупа. Выделяются три основные группы:
· индивидуальная дискриминация (personal discrimination), которая основывается на различиях, выделенных у отдельных покупателей;
· групповая дискриминация (group discrimination) , в которой используются различия между группами покупателей;
· продуктовая дискриминация (product discrimination), при которой на различную продукцию назначаются дискриминационный цены.
Клубные блага –продукты или услуги, требующие совместного использования в силу их неделимости в потреблении. Цена за посещение данного клуба складывается как бы из двух частей. Первая –плата потребителя за возможность доступак клубным благам в течении какого либо времени или клубный взнос. Вторая – оплата за каждый отдельный вход в клуб с целью воспользоваться его благами или текущий взнос. Величина последнего устанавливается по предельным издержкам, т.е. МС, а величина первого определяется как отношение суммарного излишка потребителей членов клуба к их численности, т.е. CS : N.
Первая степеньценовой дискриминации (совершенная дискриминация) максимально поглощает излишек потребителя. В жизни подобная ценовая дискриминация встречается в форме ценообразования на получение клубных благ.
Простой тарифпредставляет собой механизм, увязывающий изменение величины цены единицы продукта в зависимости от общего объема закупки продукта.
Третья степень ценовой дискриминации используется там, где фирма имеет возможность идентифицировать различные сегменты рынка с разными кривыми спроса.
Ценовая дискриминация представляет собой явление, при котором, имеет место продажа двух и более схожих товаров по цене, которая находится в разных отношениях к их предельным издержкам
Литература:
1.Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. «Экономическая школа», СПб, 2000
2.Шерер Ф, Росс Д. Структура отраслевых рынков М., 1997.
3.Phlips L. Economics of Price Discrimination. Cambridge Univ. Press. 1983. Ch. 3
4.Pigou A. The Economics of Welfare. London 1920. // Пигу А. Экономическая теория благосостояния М. 1985.т.1.
5.Machlup F. Characteristics and Types of Discrimination // Тhe National Bureau of Economic Research conference report, Business Concentration and Price Policy //Princeton: Princeton University Press, 1955), p.p. 400-423.
[1] Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности СПб, 2000, «Экономическая школа» с.211-212.
[2] Ранее отмечалось, что монопольная власть есть лишь частный случай рыночной власти фирмы.
[3] Шерер Ф, Росс Д. Структура отраслевых рынков М., 1997. С.486.
[4] С легкой руки Артура Пигу в литературе принято говорить о трех типичных теоретических ситуациях в сфере проведения ценовой дискриминации
[5] Шерер Ф, Росс Д. Структура отраслевых рынков М., 1997. С.496.
[6] Шерер Ф, Росс Д. Структура отраслевых рынков М., 1997. С.488.