Принципы и методы анализа внутренней среды фирмы
Внутренняя среда компании — это ее внутренние элементы, подсистемы и процессы, которые влияют на ее потенциал, конкурентоспособность, способность развиваться.
Внутренняя среда может изучаться и описываться различными способами.
Структура внутренней среды включает:
— стратегические цели организации и стратегию, определяющие вектор ее развития;
— структуру организации, ее органы управления, подразделения, взаимосвязи между ними;
— оборудование, транспорт, помещения;
— процессы, включающие технологии, бизнес-процессы, процессы управления и другие;
— персонал, его квалификация, трудовая активность, организационная культура, внутренние ценности.
Важным элементом внутренней среды является организационная культура, представляющая собой интеграцию внутренних ценностей, традиций, убеждений, стилей мышления, поведения и управления, особенностей социального общения в организации. Каждая организация имеет свою специфическую культуру, определяемую культурой личностей, в ней работающих. Сильное влияние на культуру всей организации оказывают личности руководителей, которые своим поведением и способами принятия решений задают общий тон в организации. В последних исследованиях систем управления показано, как во многих случаях руководители переносят на культуру всей организации черты своих личностей. В условиях бюрократии и автократии (диктата руководства, подавлении личности на основе административных рычагов) развитие компании останавливается, а персонал деградирует, теряя квалификацию и моральные ценности.
Типы организационных культур во многом определяются характером мышления их руководителей. Если руководитель придерживается позитивных ценностей, то это распространяется и на других сотрудников.
Позитивный руководитель обладает характерными чертами: открыт, прост и легок в общении, никогда не подчеркивает свое превосходство и не использует свое положение, чтобы принизить других сотрудников, объективен, честен, дорожит своим словом, терпим, не злопамятен, обладает широким кругозором, осуществляет кадровую политику исходя из интересов организации и коллектива, внимателен к окружающим, обладает высоким уровнем квалификации и опирается на экспертную власть, легко переходит к разделению властных полномочий с подчиненными, но при необходимости решения сложных проблем проявляет твердость и настойчивость, развивает децентрализацию и самоорганизацию, стремится к повышению культуры во всех направлениях деятельности.
Культура эффективного менеджмента основывается на бережном отношении к личности человека и человеческому капиталу, создает условия для свободного развития и творчества, продвижения талантливых руководителей, умеющих создать гуманную среду управления, и наоборот, препятствует выдвижению людей, карьеристов, интриганов и конформистов, видящих главную цель жизни в достижении власти, карьере, использующих для этого любые средства.
Модель цепочки ценностейоснована на представлении всей деятельности компании в виде взаимосвязанных процессов, которые влияют на увеличение ценности создаваемого продукта (услуга).
Каждая стратегия определяет свою структуру цепочки и распределение затрат по ее элементам, формирование общей ценности товара или услуги. Цепочка ценностей, которую также называют цепочкой добавленной ценности (value added), включает пять основных видов деятельности и четыре вспомогательных.
Основные виды деятельности:
— логистика, поставки ресурсов компании, складирование, внутренняя транспортировка сырья и товаров;
— операции, производственная деятельность, производство продукции или создание услуг, преобразование ресурсов в товар или услугу;
— материально-техническое снабжение, доставка товаров потребителям и на склады;
— маркетинг и продажи;
— послепродажное обслуживание клиентов.
Поддерживающие (вспомогательные) виды деятельностиобеспечивают выполнение основных и обслуживают всю организацию:
— инфраструктура компании, общие управленческие виды деятельности;
— управление человеческими ресурсами, подбор, расстановки и повышение квалификации кадров;
— разработка технологий, новых процессов, приобретение новых технологических линий;
— материально-техническое снабжение компании.
Анализ внутренней среды компании на основе модели цепочки ценностей целесообразно проводить следующим образом.
1. Строится модель процессов, которые распределяются по вышеуказанным видам. Модель цепочки ценностей конкретной компании может отличаться от указанной выше, включать другие, конкретные видыдеятель-ности. По каждому виду деятельности оценивается прирост создаваемой ценности и соответствующие затраты.
2. Проводится анализ эффективности затрат. Затраты сопоставляются с создаваемой добавленной ценностью и определяются слабые звенья компании. Часто большие затраты производятся на создание малой ценности, и наоборот. Нередко все подразделения фирмы, за исключением одного, создают высокую добавленную ценность, и всего лишь в одном звене конечный продукт существенно обесценивается.
3. Цепочка ценностей компании сравнивается с цепочкой ценностей основных конкурентов, определяются сильные и слабые стороны фирмы.
Также целесообразно изучать соединение цепочки ценностей фирмы с цепочками ценностей поставщиков и заказчиков, клиентов, сетей сбыта и других организаций, влияющих на движение продукции к клиенту.
4. Разрабатывается стратегия развития цепочки ценностей. В ходе анализа следует изучить целесообразность инвестирования тех или иных звеньев компании. Если инвестиции и затраты создают малый прирост создаваемой стоимости по сравнению с планом или с конкурентами, нужно создать рабочую группу по изучению проблемы.