Вопрос 16. Основные направления денежно-кредитной политики на современном этапе
Ежегодно в соответствии с Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банком России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатываются «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики».
В этом документе содержится информация о предполагаемых действиях органов государственной власти и органов государственного управления в денежно-кредитной и валютной сфере. Основные задачи и усилия должны быть направлены на последовательное снижение инфляции, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране, укрепит тенденцию долгосрочного экономического роста. Такой подход согласуется с программой социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.
Итак, конечной целью государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России во взаимодействии с Правительством РФ, остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. На ближайшие годы ставится задача довести инфляцию до уровня ниже 8%.
Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению, концентрации в стране капиталов для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.
Установление на каждый год конкретных заданий по снижению темпов инфляции позволяет более гибко учесть влияние на инфляцию структурных факторов.
Банк России, как и любой другой центральный банк, не имеет возможности корректировать методами денежно-кредитной политики динамику потребительских цен, на которую значительное влияние оказывают структурные и волатильные факторы. Рост цен на тарифы и услуги, происходящий в результате их административного регулирования (это услуги жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта), немедленно сказывается на динамике цен. В то же время изменения в денежно-кредитной политике скажутся на динамике цен лишь с определенным достаточно длительным лагом.
При отсутствии зрелого, конкурентного финансового рынка и достаточно развитой банковской системы механизмы воздействия денежно-кредитной политики на уровень инфляции все еще слабы. Так, процентные ставки Банка России пока не оказывают адекватного влияния на ставку межбанковского рынка.
Процентные ставки по банковским кредитам пока не являются определяющими при принятии решений на уровне большинства предприятий и домашних хозяйств, поскольку банковский кредит не набрал пока критического веса в финансировании предприятий и населения.
В то же время и набор инструментов денежно-кредитного регулирования со стороны ЦБ пока недостаточен.
Для текущей оценки адекватности денежно-кредитной политики ЦБ использует показатель базовой инфляции, который в большей степени характеризует результаты воздействия монетарных факторов на инфляцию.
Базовая инфляция — это субиндекс, рассчитанный на основе набора потребительских товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских цен (за исключением товаров и услуг, цены на которые регулируются на разных уровнях, а также подвержены воздействию неустойчивых, в том числе сезонных факторов). Таким образом, базовая инфляция представляет собой ту часть инфляции, которая связана с валютным курсом, денежно-кредитной политики и инфляционными ожиданиями.
Расчет показателя базовой инфляции возложен на Роскомстат.
Базовая инфляция более тесно связана с количественными индикаторами денежно-кредитной политики, которые устанавливались ЦБ по агрегату М2.
Одна из причин ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом потребительских цен связана со снижением скорости обращения денег. Скорость обращения денег зависит от ряда факторов, которые трудно прогнозировать. Это и монетизация расчетов, и несовершенство платежной системы, и нестабильность структуры денежной массы, и наличие накоплений в иностранной валюте.
Поэтому ЦБ рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т.е. не требует безусловного соблюдения прогнозируемых темпов прироста денежной массы.
В настоящее время главные инструменты контроля над денежными показателями со стороны ЦБ — это интервенция на валютном рынке и депозитные операции по привлечению средств банков в ЦБ по фиксированным процентным ставкам на различные сроки, а со стороны Правительства — изменение величины остатков средств Правительства на счетах в Банке России.
Такая система управления не обеспечивает полный контроль за динамикой денежно-кредитных показателей.
Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк России в дальнейшем планирует перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных резервов банков за счет использования рыночных методов ее корректировки. С этой целью ЦБ планирует использовать по мере необходимости все имеющиеся в его распоряжении инструменты воздействия на ликвидность банковской системы (от окон постоянного доступа и операций на открытом рынке до регулирования обязательных резервов). Предполагается, что по мере практического распространения этих инструментов регулирования денежного предложения роль процентной ставки будет возрастать.
Возрастание роли процентных ставок ЦБ в управлении денежным предложением для достижения цели по инфляции означает, что относительная стабильность обменного курса рубля будет результатом денежно-кредитной политики. В то же время ЦБ должен противодействовать спекулятивным явлениям на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие краткосрочные колебания курса.
Использование режима плавающего курса рубля обусловлено высокой степенью зависимости от внешних конъюнктурных факторов (например, нестабильная ситуация на мировых товарных и финансовых рынках). Уровень накопленных сегодня резервов и состояние платежного баланса страны позволяют эффективно контролировать динамику валютного курса рубля.
В долгосрочном плане на динамику реального курса российского рубля по отношению к резервным валютам будут оказывать влияние рост эффективности российской экономики, положительное сальдо платежного баланса, сокращение внешнего долга и другие факторы.