Основные принципы реформирования пенсионной
Системы
Реализуемая в настоящее время Программа пенсионной реформы, равно как и рассматриваемые предложения по реформе пенсионного обеспечения на средне срочную перспективу определяют государственное пенсионное страхование следующим образом:
Государственное пенсионное страхование— один из видов государственного социального страхования, реализуемого через систему финансовых, организационных мер и правовых норм, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов.
Обязательное пенсионное страхование представляет систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на материальное обеспечение граждан в случае утраты ими заработка (дохода) вследствие инвалидности старости, потери кормильца и других случаев, установленных законодательством
Государственное (обязательное) пенсионное страхование — это совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих обязательный характер для субъектов трудовых отношений, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, и для других граждан, и обеспечивающих реализацию гражданами права на получение пенсии из средств бюджета государственного (обязательного) пенсионного страхования, формируемого за счет страховых взносов работодателей и граждан.
Одновременно с выполнением своей функции в системе социально-трудовых отношений государственное пенсионное страхование является неотъемлемой частью бюджетно-финансовой системы государства. Для этого все условия и нормы материального обеспечения застрахованных, также как и уплата обязательных страховых взносов, регулируются государством путем создания системы правовых актов, и государство гарантирует их неукоснительное исполнение. Это касается как государственного контроля за сбором и уплатой страховых взносов, так и создания специальных органов, управляющих институтом пенсионного страхования. Если взносы не поступают в полном объеме, и в пенсионном фонде недостаточно средств для выполнения условий пенсионного законодательства по выплате пенсий, государство обязано пополнять пенсионный фонд и обеспечить выполнение пенсионных обязательств по закону.
Социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления страхового случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми работодателями, с другой; между поколениями застрахованных и работодателей, между застрахованными и работодателями, живущими и работающими на предприятиях в разных регионах страны, занятых на предприятиях раз личных отраслей и т.д.
Полная автономность бюджета пенсионного фонда должна базироваться на стабильной правовой основе. Поэтому решение всех вопросов финансирования и обеспечения своевременной выплаты (размеры страховых взносов, сроки и порядок их уплаты, принудительное взыскание, санкции за задержку платежей и т.п., круг за страхованных, условия предоставления обеспечения, его уровень и т.п.) должно относиться к исключительной компетенции высшего законодательного органа страны, который проводит пенсионную политику через соответствующие законы.
Обязательное государственное пенсионное страхование включает в себя систему пенсионного обеспечения, охватывающую все активное населения в трудоспособном возрасте, включая наемных работников, предпринимательские категории граждан и отдельные виды деятельности, участвующих в обязательной пенсион ной системе на специальных условиях
Основная особенность пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдельные категории граждан из числа, главным образом, государственных служащих: военные и правоохранительные органы, служащие определенных сфер государственной власти и т.д.
Изложенные выше положения по формированию системы пенсионного обеспечения в основном получили отражение в современной практике, которая в той или иной степени реализует основные принципы пенсионного страхования:
• единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования;
• всеобщность;
• обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования,
• государственная гарантия для всех застрахованных;
• солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);
• федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевого и межрегионального перераспределения финансовых ресурсов);
• автономности бюджета пенсионной системы от государственного бюджета;
• поддержания уровня жизни пенсионеров (осовременивания пенсий путем со хранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни);
• эквивалентности страховых платежей и пенсионных выплат;
• зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий;
• целевого использования страховых взносов на выплаты пенсий и пособий;
• возвратности пенсионных платежей;
• зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий (с целью предотвращения уравнительности пенсий);
• индивидуального учета (персонификации) уплаченных страховых взносов и др. принципы (схема 2).
Объективными причинами большинства современных проблем функционирования пенсионной системы стали отсутствие некоторых из перечисленных принципов в правовых основах пенсионной системы, их нарушение, прямое или косвенное не выполнение на практике. Некоторые принципы пенсионного страхования изначально не получили адекватного отражения в системе пенсионного обеспечения. В на стоящее время с учетом последних дополнений в пенсионном законодательстве некоторые из перечисленных проблем получили частичное решение на практике.
Схема 2. Основные принципы государственного пенсионного
страхования
В большинстве государств с развитой экономикой пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников:
• из государственных средств (в рамках государственного социального обеспечения),
• из внебюджетных пенсионных фондов (в рамках государственного пенсионного страхования),
• из средств страховых компаний и иных финансовых организаций (в рамках добровольного пенсионного страхования).
Многообразие видов пенсионного страхового обеспечения обычно разделяют на три направления:
1) индивидуальное страхование пенсий, когда страхователь страхует пенсию обусловленного размера;
2) накопление средств в страховой организации адекватно размеру назначаемой пенсии;
3) групповое страхование — пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов .
В России до 1917 г. общества взаимного вспомоществования, выплачивавшие пенсии своим членам, назывались пенсионными кассами.