Основные принципы реформирования ценообразования в восточно-европейских странах

В целом либерализация цен и дерегуляция рынка стали одним из основных элементов радикальных хозяйственных реформ, осуществляемых в ходе трансформации общественно-экономических систем в странах Восточной Европы.

Основные отличия систем ценообразования в этих странах состоят в выборе стоимостной основы определения цен и методов их формирования. В Румынии оптовые цены формируются на основе национальных, общественно необходимых затрат, причем внешнеторговые (мировые) цены рассматриваются как составляющие этих затрат. Таким образом, внутренние издержки производства являются базой для установления цен. В отличие от этого принципа формирования цен в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехии оптовые цены определяются с учетом цен мирового рынка и условий внутреннего рынка, а также национальных затрат на производство продукции.

Основными направлениями реформы системы закупочных цен практически во всех странах - членах бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) являются:

• создание материальной заинтересованности в увеличении производства, улучшение структуры и качества сельскохозяйственной продукции, снижение себестоимости и повышение эффективности сельскохозяйственного производства;

• возмещение необходимых затрат на производство и получение доходов, обеспечивающих расширенное воспроизводство в кооперативах;

• создание более тесной связи между оптовыми, закупочными и розничными ценами;

• переход на применение преимущественно договорных цен вместо государственных закупочных;

• дальнейшее приравнивание финансовых условий воспроизводства сельского хозяйства к условиям функционирования всего народно-хозяйственного комплекса;

• сокращение и отмена государственных дотаций на поставляемые сельскому хозяйству технику, строительные и горючесмазочные материалы, удобрения, запчасти;

• повышение роли закупочных цен для рационального размещения сельскохозяйственного производства и стимулирования специализации производства;

• сближение доходов сельского населения, прежде всего в обобществленном хозяйстве, с доходами других групп населения.

Важными методами, обеспечивающими стабильность розничных цен, являются:

• неизменный прейскурант розничных цен основных продовольственных товаров;

• установление розничных цен новых товаров исходя из уровня действующих пен аналогичных изделий, а также с учетом их качества и других потребительских свойств;

• сохранность ассортимента и увеличение продажи населению недорогих, добротных товаров;

• усиление воздействия государственных розничных цен на формирование цен на свободном рынке;

• сокращение темпов инфляционных процессов;

• стимулирование розничными ценами создания прогрессивной структуры потребления;

• ликвидация существующих искажений в соотношениях розничных цен продовольственных и непродовольственных товаров;

• сбалансирование спроса л предложения.

Болгария. Совершенствование ценообразования в Болгарии исходило из принятой здесь модели открытости экономики - существенной ориентации на уровни цен, складывающиеся на внешнем рынке. В связи с этим в стране отказались от взгляда на себестоимость как на базу цены продукции и при формировании цен стали ориентироваться на цены мирового рынка, складывающиеся на традиционных рынках, цены ведущих иностранных фирм.

На уровне гос-ва устанавливались цены ограниченного числа товаров и услуг производственного назначения, закупочные цены сельскохозяйственной продукции, цены некоторых продовольственных и непродовольственных товаров для населения, основных коммунально-бытовых услуг.

Осуществляемая либерализация цен в Болгарии тесно связана с проведением достаточно жесткой бюджетной политики, ограничением эмиссии денег, активным сдерживанием инфляции, регулированием и контролем цен промышленных, сельскохозяйственных и потребительских товаров и услуг.

Венгрия.Особое место среди восточно-европейских стран занимает опыт ценообразования в Венгрии, которая благодаря проводившимся экономическим реформам со второй половины 1960-х гг. подошла к началу широкой либерализации цен в 1991 г., уже имея более половины свободных цен при общей глубокой и всесторонней подготовленности преобразований в экономике страны.

В розничном товарообороте доля свободных цен в конце 1991 г. составляла 95%. К концу 1991 г. твердые государственные цены сохранились лишь на некоторые наиболее важные виды продовольствия, топливо и электроэнергию, часть лекарств и основные виды услуг. Сочетание постепенной либерализации цен с контролем за процессом ценообразования, либерализацией импорта, демонополизацией и усилением конкуренции наряду с постоянным вниманием к сбалансированности спроса и предложения позволило обеспечить насыщенность рынка, сохранить управляемость процессами инфляции.

Среди методов ценового регулирования, применявшихся в Венгрии уже с 1960-х гг., следует отметить использование трех видов цен: фиксированных, максимальных (или защитных минимальных), свободных. Причем доля свободных цеп неуклонно повышалась.

Демонополизация внутреннего рынка и развитие конкуренции шли по двум направлениям:

• расформирование крупных предприятий, активная приватизация, поощрение частого предпринимательства;

• снятие ограничений на импорт при одновременной либерализации системы внешней торговли.

Следует отметить, что венгерский опыт в целом является нетипичным для Восточной Европы. В Венгрии последовательность и постепенность рыночных преобразований сочетаются с поддержанием сравнительно высокой экономической и политической стабильности.

В настоящее время в Венгрии в основном применяются свободные рыночные цены, государство регулирует и контролирует около 5% всех цен промышленных, сельскохозяйственных и потребительских товаров и услуг.

Польша.Активный переход к рыночным отношениям в этой стране начался в 1980 г.

С 1982 по 1989 г. активно осуществлялось административное и хозрасчетное повышение оптовых и розничных цен при компенсационном повышении доходов. Введена карточная система практически на все виды питания.

В сочетании с экономической реформой в сфере материального производства введение трехступенчатой системы цен (государственные, договорные, свободные) позволило улучшить положение на внутреннем потребительском рынке. Постепенно было отменено нормированное распределение продуктов питания. Тем не менее сохранялась его дефицитность.

Началом политики либерализации цен (1989 г.) стало введение свободного рынка продовольствия. Это означало, что крестьяне, кооперативные и государственные сельскохозяйственные предприятия продавали свою продукцию по свободным ценам и сами выбирали форму ее реализации. Целью либерализации цен продуктов питания на первом этапе было достижение сбалансированности продовольственного рынка, а в перспективе - увеличение предложения на нем.

Вместе с тем увеличение денежных доходов населения (около 380%) за период с августа по декабрь 1989 г. существенно отставало от роста цеп продуктов питания (более 560%). Именно это обстоятельство стало фактором стабилизации продовольственного рынка и достижения его сбалансированности. Польский рынок в таких условиях приобрел цивилизованный вид: быстро исчезли очереди, был снят ажиотажный спрос, на прилавках появились ранее дефицитные и новые качественные товары.

Попытки частично либерализовать цены, не подкрепленные другими необходимыми мерами, закрепляющими ограничение пользования бюджетными средствами дня всех хозяйственных систем, путем проведения соответствующей налоговой, финансовой, кредитной, валютной и таможенной политики привели к усилению открытой инфляции, гиперинфляции, до 900%.

В Польше борьба с инфляцией достигла своего пика в период «шоковой терапии», начатой в январе 1990 г. Антиинфляционная программа оздоровления экономики включает пять блоков:

1) деструктивную кредитно-денежную политику (резкое ограничение предложения денег, высокие ставки процента и значительное ограничение льготных кредитов);

2) ликвидацию бюджетного дефицита (резкое уменьшение субсидий для производства продуктов питания, сырья, средств производства, энергоносителей и т.д., отказ от большей части льгот);

3) либерализацию большинства цен (90%) и значительное повышение цен, по-прежнему остающихся под контролем государства (на энергоносители, лекарства, а также транспортные тарифы и квартплату);

4) введение частичной конвертируемости валюты одновременно с ее значительной девальвацией, унифицированием курса на всех рынках и либерализацией внешней торговли;

5) реструктивную политику доходов (ликвидация всеобщей индексации зарплаты, введение на государственных предприятиях резко прогрессивного налога, ограничивающего рост фонда зарплаты по отношению к росту цен, уравнительного налога для всех, у кого зарплата превышает 1,4 средней ее величины).

В целом по стране в январе 1991 г., несмотря на высокую инфляцию, было достигнуто финансово-денежное равновесие. Анализ польского опыта показывает, что в условиях большой дефицитности экономики при слабом национальном производстве, отсутствии у предприятий рыночных мотивов поведения ошибкой является надежда на либерализацию.

Хотя проведенная «шоковая терапия» в Польше потерпела соответствующую неудачу, но такая политика в тот период и в тех тяжелейших экономических условиях была единственно необходимой. Проблема, прежде всего, заключалась в ее неподготовленности, непоследовательности, необоснованности и в неадекватной реализации.

В настоящее время в Польше достаточно глубоко развивается рыночная экономика, происходит стабилизация финансово-кредитной, валютной, налоговой и таможенной системы, в целом при свободном рыночном ценообразовании со стороны государства происходит определенное регулирование и соответствующий контроль за ценами промышленных, сельскохозяйственных и потребительских товаров и услуг.

Румыния.Политика либерализации цен, проводимая в 1990-1991 гг. в этой стране, не является лучшим примером для подражания, поскольку осторожная и во многом половинчатая реформа цен не решила на начальном этапе проблему дефицитности рынка, вызвав одновременно только быстрый рост цен, падение реальных доходов и значительное обострение социально-политической обстановки.

В современных условиях в Румынии продолжается развитие рыночной экономики, также происходит последовательная стабилизация финансово-кредитной, валютной и налоговой систем, в целом при свободном рыночном ценообразовании со стороны государства практикуется определенное регулирование и соответствующий контроль за ценами промышленных, сельскохозяйственных и потребительских товаров и услуг.

Чехия и Словакия(бывшая Чехословакия). Анализируя развитие чехословацкой экономики в послевоенные годы, можно убедиться, что это было время непрерывного экономического «экспериментирования».

Введение нового хозяйственного механизма в масштабах всей экономики с 1 января 1990 г. стало уже восьмой попыткой его реформирования.

В декабре 1989 г. в программном заявлении правительства был определен курс на ускоренный переход к рынку.

Экономическая реформа в Чехословакии была призвана решить сложную задачу перехода от централизованной, планово-директивной системы ведения хозяйства к товарно-рыночной со всеми ее плюсами и минусами. Основными составляющими данного процесса стали разгосударствление, либерализация цен, достижение внутренней обратимости кроны, либерализация внешней торговли.

Макроэкономическое регулирование при переходе к рынку включает стабилизацию финансовой политики, налоговую реформу и структурную перестройку.

В финансовой сфере на 1991 г. ставились следующие задачи:

• имеющийся небольшой актив государственного бюджета увеличить до 2-2,5%, т.е. до уровня, достаточного для того, чтобы он стал бюджетным резервом;

• установить реальный процент по сбережениям;

• снизить удельный вес расходной части госбюджета в национальном доходе за счет совращения дотаций предприятиям и введения новой системы субсидий сельскому хозяйству.

Принятая концепция предусматривала обширную реформу налоговой системы, цель которой заключалась в приведении ее в соответствие с новыми условиями и одновременном сближении по принципам и структуре с налоговой системой ЕС.

В Чехословакии проводилась политика установления стабильных розничных цен основных продовольственных и непродовольственных товаров. Важнейшими методами обеспечения их стабильности являлись дотации на указанные товары и услуги. В целях исключения затоваривания предприятий торговли продукцией, не пользующейся спросом населения, существовал эффективный механизм проведения сезонных и текущих распродаж этих товаров за счет фонда риска торговли.

После раскола Чехословакии в рамках Чешской Республики были предприняты соответствующие меры по освобождению цен. Либерализация цен была проведена поэтапно и, что важно, при насыщенном товарном рынке. В конце 1992 г. регулировалось только 5% цен (наиболее уязвимые в социальном отношении их категории: тарифы коммунальных услуг, транспорта, связи, здравоохранения). Масштаб регулируемых цен в Чешской Республике и Словакии не изменился и в 1993 г.

В настоящее время в Чехии и Словакии в основном широко развивается рыночная экономика, в определенной степени стабилизируются финансово-кредитная и налоговая системы, а также в целом при рыночном ценообразовании происходит соответствующее регулирование и контроль за ценами промышленных, сельскохозяйственных и потребительских товаров и услуг.

Югославия (в настоящее время Сербия и Хорватия), В период проведения либерализации цен в конце 1980-х гг. эта страна серьезно столкнулась с проблемой гиперинфляции.

Сделав ставку на проведение радикальной хозяйственной реформы, югославское правительство рассчитывало, что с созданием рынка автоматически заработает встроенный в новую хозяйственную систему антиинфляционный механизм. Однако эти надежды не оправдались. После снятия ограничений цены возросли в 1989 г. на 1250%, что сделало невозможным проведение самой реформы. Огромная инфляция обесценила результаты хозяйственной деятельности, крайне затруднила финансовый учет и контроль, ввивала "взрыв" потребления и дестабилизировала внутренний рынок.

Правительство было вынуждено пересмотреть свою политику и к началу 1990 г. приняло с учетом рекомендаций МВФ программу преодоления инфляции через установление внутренней конвертируемости динара, привязку его курса к немецкой марке, поддержание стабильности за счет жесткой кредитно-денежной и фискальной политики, ограничения денежной массы в обращении. При этом 80% цен были оставлены свободными (кроме цен топлива, энергии, металлов, лекарств, тарифов железнодорожных перевозок, услуг связи, коммунальных услуг), а заработная плата временно заморожена при установившемся соотношении уровней оплаты труда работников различных сфер деятельности и разной квалификации. Импорт был либерализован почти на 90%.

Такая политика принесла в первое время положительные результаты: за три месяца была полностью остановлена инфляция. Динар значительно укрепился. Почти исчез «черный» рынок, а валютные средства граждан и предприятий «потекли» на счета югославских банков. Активизировался экспорт, что позволило несколько сократить объем внешнего долга.

Однако успехи данной политики имели и обратную сторону. Финансовое положение югославских предприятии при попытке поставить их в жесткие рыночные условия резко ухудшилось, объем производства стал падать: в 1990 г. - на 11%, в первом полугодии 1991 г. - еще на 17%. Уровень потребления снизился в 1990 г. почти на 20%, в 1991 г. произошло еще большее его снижение.

Реализацию принятой Югославией в 1992 г. антиинфляционной программы прервали распад югославской федерации и начавшаяся война.

В настоящее время, правительствами югославских республик делаются попытки обновления экономических реформ и стабилизации потребительского рынка с учетом введения соответствующей налоговой, финансово-кредитной, валютной и таможенной политики.

Наши рекомендации