Роль семинарских и практических занятий в формировании у студентов навыков самостоятельной работы
Семинар (в переводе с латинского «рассадник») является одной из форм занятий по какому-нибудь предмету, он - логическое продолжение работы, начатой на лекции.
Если лекция закладывает основы научных знаний, дает студенту возможность усвоить их в обобщенной форме, то семинары и практические занятия углубляют, конкретизируют и расширяют эти знания, помогают овладеть ими на более высоком уровне репродукции и трансформации. Эти формы учебного процесса способствуют закреплению умений и навыков самостоятельной работы, полученных в процессе работы над лекцией.
Семинар – групповое занятие. Назначение его состоит в углубленном изучении конкретной дисциплины. Он развивает творческую самостоятельность студентов, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает связывать научно-теоретические положения с жизнью, содействуя выработке практических навыков работы. Вместе с тем семинары являются также средством контроля за результатами самостоятельной работы студентов, своеобразной формой коллективного подведения ее итогов.
Участие в групповых занятиях расширяет общий, профессиональный и культурный кругозор студентов. Семинары – популярная форма организации учебного процесса, однако подготовка к ним является для студентов наиболее сложным видом самостоятельной работы.
Каждое семинарское занятие – это итог большой целенаправленной самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя. В докладах и выступлениях будущих специалистов обобщаются результаты самостоятельных наблюдений и работы, проведенной ими над учебной и дополнительной литературой. Большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают студентов свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвигаемые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления.
Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:
· самостоятельным изучением студентами программного материала;
· обсуждением результатов их последующей деятельности.
На них студенты учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных умений, повышению культуры общения. Эффективность семинарских занятий определяется не только умелым выбором их тем, но и методами проведения. В практике обучения получили распространение: семинары; развернутые беседы; доклады; рефераты; комментированное чтение; диспут; решение задач;- и т. д.
Семинар проводится со всем составом группы студентов. Преподаватель заблаговременно определяет тему, цель, задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания с учетом индивидуальных возможностей студентов и их желаний, подбирает литературу, проводит индивидуальные и групповые консультации, проверяет конспекты, формулирует темы докладов и рефератов.
Наряду с перечисленными семинарами, где материал распределяется между отдельными студентами, целесообразно проводить и такие, на которых специальные докладчики не выделяются. Право выступления с сообщениями в этом случае предоставляется по желанию или по вызову преподавателя. Возможно и иное построение семинаров: все студенты готовятся по единому плану и изучают общий для всех объем материала, но отдельные получают дополнительные индивидуальные задания, углубляющие содержание вопросов, предусмотренных программой семинаров. Подготовка студентов к групповым занятиям требует большой работы. Поэтому детальный план каждого семинарского занятия должен объявляться и разъясняться учащимся заблаговременно: примерно за две-три недели до его проведения.
Тема семинара и его план во многом определяют направленность занятия, форму его проведения, цели и задачи. Все зависит от того, насколько они ориентируют студентов на самостоятельность суждений, постановку вопросов, поиск ответов на них. Семинарское занятие не имеет никакого смысла, если выступления студентов сводятся к простому пересказу учебников без должного анализа и обобщения изучаемого материала.
Доклады и сообщения на семинарских занятиях должны вызывать вопросы, желание выступить с дополнением или опровержением. Ход обсуждения сообщений на семинаре направляется преподавателем, чтобы внимание студентов не было отвлечено от того основного, что определено его темой. Но это ни в какой мере не исключает необходимости в ряде случае рассмотреть на семинаре возникшие в ходе обсуждения острые и волнующие вопросы. Они имеют большое познавательное и воспитательное значение, хотя и не предусмотрены планом занятия.
Задачи преподавателя при подготовке и проведении семинара: составить и разъяснить студентам его план, направить их самостоятельную работу по подготовке к семинару (проведение консультаций, проверка подготавливаемых докладов и сообщений), руководить ходом обсуждения поставленных вопросов, выступать с заключением. Цель его –еще раз подчеркнуть условные вопросы темы, дать исчерпывающие ответы на возникшие у студентов вопросы, а если они были разрешены в ходе обсуждения, подтвердить найденное решение. При таком построении каждого семинарского занятия оно будет отличаться законченностью содержания.
2. Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Макроэкономика»
Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Макроэкономика» включает следующие виды работ:
· изучение материала, изложенного на лекции;
· изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение.
· подготовка к семинарским занятиям;
· подготовка и написание контрольной работы.
· решение заданий для домашней работы.
Студенты дневной формы обучения изучают дисциплину «Макроэкономика» на лекциях, практических занятиях и самостоятельно.
Основным видом занятий студентов заочной формы обучения является самостоятельная работа.
Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины.Планирование времени является важным элементом усвоения учебного курса. Поскольку дисциплина «Макроэкономика» является базовой для студентов экономических специальностей, она формирует методологию, закладывает основные категориальные и общепрофессиональные знания будущего специалиста, то две трети курса отведено на аудиторную работу и одна треть на самостоятельное освоение материала. В рамках аудиторной работы отрабатываются коммуникационные навыки студента. Самостоятельная работа призвана выработать у него индивидуальные способности к самообразованию.
Описание последовательности действий студента. Самостоятельная контролируемая работа студентов (СКР) является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов.
Под самостоятельной работой понимается часть учебной планируемой работы, которая выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа направлена на усвоение системы научных и профессиональных знаний, формирования умений и навыков, приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности. СРС помогает формировать культуру мышления студентов, расширять познавательную деятельность.
Виды самостоятельной работы по курсу общей экономической теории:
а)по целям: подготовка к лекциям, к семинарским занятиям, к контрольной работе, к коллоквиуму; подготовка научного доклада и выполнение индивидуальных заданий; выполнение курсовой работы.
б) по характеру работы: изучение литературы, конспекта лекций; поиск литературы в библиотеке; конспектирование рекомендуемой для самостоятельного изучения научной литературы; написание реферата; решение задач, тестов; работа с обучающими и контролирующими программами;
Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомление с основной и дополнительной литературой.
При изучении каждой темы особое внимание следует уделять как количественным приемам, используемым при решении задач, так и выводам для экономической практики.
Для выполнения письменных домашних заданий студентам необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на семинарских занятиях.
Рекомендации по работе с литературой.Работа с литературой начинается с изучения списка рекомендованной литературы. Списки литературы даются после каждой темы. До начала учебы, необходимо по библиотечным каталогам подобрать литературу, которая вышла в последнее время. Это могут быть различные монографии, учебники, журнальные и газетные статьи, информационные сайты. Дополнительную литературу можно найти также в периодической печати. Используйте, в первую очередь, такие теоретические журналы, как:
«Вопросы экономики», «Вестник Московского университета. Серия Экономика», «Экономист», «Российский экономический журнал (РЭЖ)», «Общество и экономика», «Мировая экономика и международные отношения», «Вопросы статистики», «ЭКО», «Деньги и кредит», «Финансы», «Банковское дело», «Рынок ценных бумаг», «Право и экономика», «СОЦИС» и другие.
Еженедельные журналы: «Эксперт», «Власть», «Деньги», «Профиль» и другие, а также «Финансовая газета», «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ».
Содержание дисциплины