Тема 7. Договор перевозки груза, пассажиров и багажа. Договор транспортной экспедиции
(2 часа)
1. Понятие и виды транспортных обязательств: договор об организации перевозок, договор перевозки груза, договор перевозки пассажира и багажа, договор буксировки.
2. Договор перевозки груза: предмет договора, юридическая характеристика, существенные условия, стороны форма и содержание договора , ответственность сторон.
3. Договор перевозки пассажира и багажа: элементы договора, ответственность сторон.
4. Договор транспортной экспедиции.
Задача 1.
По заказу мебельной фабрики автотранспортной организацией был подан под погрузку автомобиль.
Погрузка мебельных гарнитуров осуществлялась работниками мебельной фабрики. После окончания погрузки водитель-экспедитор Кутько расписался в товарнотранспортной накладной и в путевом листе в соответствующих графах о принятии груза к перевозке и отправился в рейс. Груз был доставлен грузополучателю — торговой фирме на следующий день. При выгрузке груза из кузова автомобиля было обнаружено повреждение половины единиц перевозимой мебели, о чем был составлен акт с участием представителя незаинтересованной организации, поскольку водитель-экспедитор Кутько от выполнения отметки о несохранности мебели в товарно-транспортной накладной отказался.
Торговая фирма (грузополучатель), получив отказ в удовлетворении претензии, обратилась в арбитражный суд с иском к автотранспортной организации о возмещении ущерба, причиненного повреждением груза при перевозке. Размер ущерба составил стоимость поврежденной мебели, которая, по заключению экспертизы, не подлежала восстановлению.
В своем отзыве на иск автоперевозчик против исковых требований возражал, поскольку в соответствии со ст. 57 Устава автомобильного транспорта РСФСР в случаях, когда погрузка груза на автомобиль осуществляется силами грузоотправителя, водитель автотранспорта обязан проверять укладку и крепление груза в кузове автомобиля лишь с точки зрения обеспечения безопасности движения и сохранности подвижного состава (но не сохранности самого груза). Поскольку в данном случае причиной повреждения груза явилось его ненадлежащее крепление в кузове автомобиля, которое, однако, не угрожало ни безопасности движения, ни сохранности подвижного состава, автоперевозчик не может отвечать за повреждение мебели.
Задача 2.
Акционерное общество (грузополучатель) предъявило к управлению железной дороги претензию об уплате штрафа за просрочку доставки грузов. Железная дорога возвратила претензию грузополучателю без рассмотрения, сославшись на то, что данная претензия предъявлена за пределами 45-дневного срока, предусмотренного ст. 139 УЖТ для претензий грузоотправителей о взыскании штрафов и пеней с железной дороги.
Задача 3.
Областное транспортно-экспедиционное агентство заключило договор с архитектурным управлением области о выполнении вспомогательных операций, связанных с перевозкой грузов: оформлении накладных на отправляемые грузы, оформлении получения прибывшего груза, производстве расчетов со станцией назначения. В марте 1996 г. на товарную станцию прибыли вагоны с грузами для архитектурного управления. Железная дорога уведомила об этом грузополучателя и потребовала незамедлительно разгрузить прибывшие вагоны. И вывезти груз со станции, чтобы освободить подъездные пути для грузов, прибывающих на станцию для других грузополучателей. Архитектурное управление отказалось вывозить грузы, прибывшие в его адрес, заявив, что по договору транспортной экспедиции эта обязанность лежит на экспедиторе. Последний осуществил разгрузку и вывоз грузов, но сделал это с нарушением установленных сроков.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ