Классификация затрат в зависимости от способа их отнесения на себестоимость продукции
В рамках этой классификации выделяют прямые и косвенные затраты.
Прямые– затраты непосредственно связанные с производством конкретной продукции и включаются в себестоимость на основе установленных технологических норм (затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и т. д.).
Косвенные– связанные с работой предприятия или цеха по производству нескольких видов продукции. Их невозможно прямо отнести на себестоимость единицы продукции. Они распределяются между видами продукции и включаются в их себестоимость пропорционально условной базе, за которую, например, принимается основная заработная плата производственных рабочих.
К косвенным расходам относятся: общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы.
Коммерческие расходыраспределяются по видам продукции пропорционально себестоимости.
28. Цена продукции ПХП, её состав и функции.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости продукции. Цены являются важным экономическим рычагом, с помощью которого государство воздействует на развитие экономики в целом, экономики отдельных предприятий, конкуренцию товаропроизводителей, конкурентоспособность продукции и на НТП.
Цена – комплексный стоимостной показатель произведенной и реализованной продукции, выполненных работ или оказанных услуг, характеризующий потребительские свойства продукции и потребность в них потребителей.
К основным целям экономической работы в обл. ценообразования на ПХП относятся:
- обеспечение сбыта произведённой продукции;
- получение максимальной прибыли;
- удержание и увеличение доли предприятия на различных рынках.
Цена является важнейшим экономическим показателем всех видов продукции, определяет объём выпуска, прибыль предприятия.
В зависимости от степени участия государства в регулировании цен в РБ различают 3 вида цен на все виды продукции:
- фиксированные – цены, установленные государством, изменять их не имеет права ни отрасль, ни предприятие. Они устанавливаются на продукцию первой необходимости, высокого спроса, в случае дефицита.
- регулируемые – цены, на которые государство устанавливает МАКС или МИН уровень цен, переходить которые нельзя.
- свободные – цены, уровень которых ПХП устанавливает самостоятельно, исходя из затрат и спроса на продукцию.
В РБ промышленные предприятия, торговые организации могут устанавливать следующие цены:
- отпускная цена на продукцию – это цена, по которой предприятия реализуют свою продукцию потребителю. Она включает издержки производства и реализацию продукции, прибыль, акцизы, НДС.
- оптовая – цена, по которой посредники отпускают продукцию потребителям. Она состоит из отпускной цены и наценок за оказание услуг (30 %).
- розничная – цена, по которой торговые организации реализуют продукцию её потребителям. Она включает отпускную или оптовую цену и дополнительные платы торговых организаций (20-25 %).
При формировании цены на продукцию ПХП учитываются расходы на транспортировку:
- станция отправления – означает, что продавец несёт расходы на транспортировку до станции отправления и за погрузку.
- станция назначения – предусматривает затраты по доставке продукции до станции назначения.
Цена на продукцию включает следующие составляющие:
Ц = С+П+А+НДС+Н+О+ТР
С – себестоимость; П – прибыль; А – акцизы; Н – налоги; О – отчисления в фонды; ТР – транспортные услуги.
Величина прибыли (П) определяется в зависимости от величины рентабельности (Р):
П = Р%*С/100 %
Р% = (П*/С)*100% (20-25%)
При установлении МАКС цены предприятие ориентируется на спрос по продукции (возможно поднятие цены до уровня, при котором спрос начинает снижаться ), при установке МИН цены с целью обеспечения реализации продукции необходимо учитывать себестоимость продукции:
Цмин = С/(1-П/С)
Цена выполняет ряд важных экономических функций:
- балансирующая, заключается в формировании важнейших пропорций, при производстве различных видов продукции с учётом спроса и предложения;
- планово-учётная, обеспечивает учёт в стоимостном выражении потребляемых ресурсов, произведенной продукции, расчёт различных экономических показателей;
- распределительная, заключается в распределении дохода гос-ва, отраслей, предприятий, на решение различных экономических, социальных и др. задач.
- информационная, с её помощью оцениваются многие экономические показатели.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости продукции. Цены являются важным экономическим рычагом, с помощью которого государство воздействует на развитие экономики в целом, экономики отдельных предприятий, конкуренцию товаропроизводителей, конкурентоспособность продукции и на НТП.
На структуру и уровень цены влияют как внешние, так и внутренние факторы.
К внутренним факторам относятся организационно-технические возможности предприятия, материально-техническое снабжение ресурсами и другие.
Внешние: не зависят от предприятия, но их влияние надо обязательно учитывать (цены на ресурсы, платежеспособность населения, изменение в системе налогообложения, правительственные меры по регулированию цен и т. д.).
В целом ценовая политика должна создавать условия для стабильности цен. Вместе с тем цены должны быть динамическими и гибкими, т. е. должны иметь возможность реагировать на повышение качества продукции, на внедрение технологий, на изменение спроса и предложения на рынке.
Вопросы по экономике
1) Понятие рыночной экономики и ее особенности в РБ
2) Сущность рынка, его элементы и виды
3) Понятие и сущность в экономики отрасли и предприятия
4) Роль и значение экономики химической отрасли в общей системе национальной экономики РБ
5) Государственной регулирование экономики в РБ
6) Основные направления развития экономики ХО в условиях рыночных отношений
7) Понятие и состав основных производственных фондов (ОПФ) предприятий ХО
8) Показатели использования ОПФ и порядок их расчета
9) Износ и амортизация ОПФ(понятие, виды износов, цель и нормы амортизации, расчет амортизационных отчислений)
10) Пути улучшения использования ОПФ на предприятиях ХП (ПХП)
11) Понятие оборотных средств и их виды
12) Структура оборотных средств
13) Производственные запасы. Их виды
14) Нормирование оборотных средств и показатели их оборачиваемости
15) Пути повышения эффективности использования ОС на ПХП
16) Состав и структура трудовых ресурсов ПХП
17) Расчет необходимой численности рабочих основного и обслуживающего производства
18) Определение потребностей ПХП в руководителях, специалистах и служащих
19) Производительность труда: понятие и порядок ее определения
20) Мероприятия по росту производительности труда
21) Состав фонда оплаты труда на ПХП
22) Формы и системы ЗП в ХО и область их применения
23) Роль материального стимулирования в повышении эффективности производства
24) Понятие производственной программы ПХП и учитываемые при ее разработке факторы
25) Продукция ПХП (в стоимостном выражении), ее виды и порядок расчета объема каждого вида
26) Методика планирования производственной программы по выпуску продукцию на ПХП
27) Себестоимость продукции ПХП и состав, входящих в нее затрат
28) Цена продукции предприятий ХП, ее состав и функции
29) Методы ценообразования, применяемые в ХО
30) Доход предприятия, его сущность, структура и порядок определения
31) Прибыль предприятия: понятие, виды, источники получения и методика ее формирования
32) Рентабельность продукции и производства: понятие и порядок расчета
33) Основные направления увеличения прибыли и рентабельности продукции и производства на ПХП
34) Общая характеристика материальных ресурсов (МР) ХО
35) Показатели использования МР на ПХП
36) Определения потребности ПХП в мат. ресурсах и источников их получения
37) Понятие о мат. балансе предприятия ХП
38) Пути снижения материалоемкости, повышения эффективности использования мат. ресурсов в ХО
39) Понятие импортозамещенности и направления деятельности ХО и предприятий ХП в этом направлении
40) Оптимизация производственной программы ПХП (сущность и критерии оптимизации)
41) Финансовые ресурсы ПХП(понятие, и их значение для экономики ХО и предприятий)
42) Цель, задачи и содержание финансового планирования на ПХП
43) Источники получения финансовых средств на ПХП
44) Содержание финансового плана и оценка финансовой деятельности ПХП
45) Конкурентоспособность продукции, понятие и ее покатали
46) Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ПХП
47) Инвестиционная деятельность ПХП, понятие инвестиций, объекты и виды инвестирования
48) Источники инвестирования ПХП
49) Экономическая эффективность инвестиций(расчет экономического эффекта и срока окупаемости инвестиций)
50) Хозяйственный риск: понятие, виды и его значение для ХО и предприятий
51) Экономические пределы риска
52) Методы оценки и управления рисками
53) Внутрифирменный хозрасчет на предприятиях ХО: сущность, принципы его организации
54) Планируемые и отчетные показатели работы производственных подразделений, служб и административных отделов при внутрифирменном хозрасчете
55) Основные направления влияния внутрифирменного хозрасчета на экономическую и производственную деятельность
56) Маркетинговая деятельность на ПХП, ее задачи, содержание и значение для экономики предприятия и отрасли
57) Прогнозирование развития ХО и предприятий(задачи и методы прогнозирования)