Классификация затрат в зависимости от способа их отнесения на себестоимость продукции

В рамках этой классификации выделяют прямые и косвенные затраты.

Прямые– затраты непосредственно связанные с производством конкретной продукции и включаются в себестоимость на основе установленных технологических норм (затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и т. д.).

Косвенные– связанные с работой предприятия или цеха по производству нескольких видов продукции. Их невозможно прямо отнести на себестоимость единицы продукции. Они распределяются между видами продукции и включаются в их себестоимость пропорционально условной базе, за которую, например, принимается основная заработная плата производственных рабочих.

К косвенным расходам относятся: общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы.

Коммерческие расходыраспределяются по видам продукции пропорционально себестоимости.

28. Цена продукции ПХП, её состав и функции.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости продукции. Цены являются важным экономическим рычагом, с помощью которого государство воздействует на развитие экономики в целом, экономики отдельных предприятий, конкуренцию товаропроизводителей, конкурентоспособность продукции и на НТП.

Цена – комплексный стоимостной показатель произведенной и реализованной продукции, выполненных работ или оказанных услуг, характеризующий потребительские свойства продукции и потребность в них потребителей.

К основным целям экономической работы в обл. ценообразования на ПХП относятся:

- обеспечение сбыта произведённой продукции;

- получение максимальной прибыли;

- удержание и увеличение доли предприятия на различных рынках.

Цена является важнейшим экономическим показателем всех видов продукции, определяет объём выпуска, прибыль предприятия.

В зависимости от степени участия государства в регулировании цен в РБ различают 3 вида цен на все виды продукции:

- фиксированные – цены, установленные государством, изменять их не имеет права ни отрасль, ни предприятие. Они устанавливаются на продукцию первой необходимости, высокого спроса, в случае дефицита.

- регулируемые – цены, на которые государство устанавливает МАКС или МИН уровень цен, переходить которые нельзя.

- свободные – цены, уровень которых ПХП устанавливает самостоятельно, исходя из затрат и спроса на продукцию.

В РБ промышленные предприятия, торговые организации могут устанавливать следующие цены:

- отпускная цена на продукцию – это цена, по которой предприятия реализуют свою продукцию потребителю. Она включает издержки производства и реализацию продукции, прибыль, акцизы, НДС.

- оптовая – цена, по которой посредники отпускают продукцию потребителям. Она состоит из отпускной цены и наценок за оказание услуг (30 %).

- розничная – цена, по которой торговые организации реализуют продукцию её потребителям. Она включает отпускную или оптовую цену и дополнительные платы торговых организаций (20-25 %).

При формировании цены на продукцию ПХП учитываются расходы на транспортировку:

- станция отправления – означает, что продавец несёт расходы на транспортировку до станции отправления и за погрузку.

- станция назначения – предусматривает затраты по доставке продукции до станции назначения.

Цена на продукцию включает следующие составляющие:

Ц = С+П+А+НДС+Н+О+ТР

С – себестоимость; П – прибыль; А – акцизы; Н – налоги; О – отчисления в фонды; ТР – транспортные услуги.

Величина прибыли (П) определяется в зависимости от величины рентабельности (Р):

П = Р%*С/100 %

Р% = (П*/С)*100% (20-25%)

При установлении МАКС цены предприятие ориентируется на спрос по продукции (возможно поднятие цены до уровня, при котором спрос начинает снижаться ), при установке МИН цены с целью обеспечения реализации продукции необходимо учитывать себестоимость продукции:

Цмин = С/(1-П/С)

Цена выполняет ряд важных экономических функций:

- балансирующая, заключается в формировании важнейших пропорций, при производстве различных видов продукции с учётом спроса и предложения;

- планово-учётная, обеспечивает учёт в стоимостном выражении потребляемых ресурсов, произведенной продукции, расчёт различных экономических показателей;

- распределительная, заключается в распределении дохода гос-ва, отраслей, предприятий, на решение различных экономических, социальных и др. задач.

- информационная, с её помощью оцениваются многие экономические показатели.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости продукции. Цены являются важным экономическим рычагом, с помощью которого государство воздействует на развитие экономики в целом, экономики отдельных предприятий, конкуренцию товаропроизводителей, конкурентоспособность продукции и на НТП.

На структуру и уровень цены влияют как внешние, так и внутренние факторы.

К внутренним факторам относятся организационно-технические возможности предприятия, материально-техническое снабжение ресурсами и другие.

Внешние: не зависят от предприятия, но их влияние надо обязательно учитывать (цены на ресурсы, платежеспособность населения, изменение в системе налогообложения, правительственные меры по регулированию цен и т. д.).

В целом ценовая политика должна создавать условия для стабильности цен. Вместе с тем цены должны быть динамическими и гибкими, т. е. должны иметь возможность реагировать на повышение качества продукции, на внедрение технологий, на изменение спроса и предложения на рынке.

Вопросы по экономике

1) Понятие рыночной экономики и ее особенности в РБ

2) Сущность рынка, его элементы и виды

3) Понятие и сущность в экономики отрасли и предприятия

4) Роль и значение экономики химической отрасли в общей системе национальной экономики РБ

5) Государственной регулирование экономики в РБ

6) Основные направления развития экономики ХО в условиях рыночных отношений

7) Понятие и состав основных производственных фондов (ОПФ) предприятий ХО

8) Показатели использования ОПФ и порядок их расчета

9) Износ и амортизация ОПФ(понятие, виды износов, цель и нормы амортизации, расчет амортизационных отчислений)

10) Пути улучшения использования ОПФ на предприятиях ХП (ПХП)

11) Понятие оборотных средств и их виды

12) Структура оборотных средств

13) Производственные запасы. Их виды

14) Нормирование оборотных средств и показатели их оборачиваемости

15) Пути повышения эффективности использования ОС на ПХП

16) Состав и структура трудовых ресурсов ПХП

17) Расчет необходимой численности рабочих основного и обслуживающего производства

18) Определение потребностей ПХП в руководителях, специалистах и служащих

19) Производительность труда: понятие и порядок ее определения

20) Мероприятия по росту производительности труда

21) Состав фонда оплаты труда на ПХП

22) Формы и системы ЗП в ХО и область их применения

23) Роль материального стимулирования в повышении эффективности производства

24) Понятие производственной программы ПХП и учитываемые при ее разработке факторы

25) Продукция ПХП (в стоимостном выражении), ее виды и порядок расчета объема каждого вида

26) Методика планирования производственной программы по выпуску продукцию на ПХП

27) Себестоимость продукции ПХП и состав, входящих в нее затрат

28) Цена продукции предприятий ХП, ее состав и функции

29) Методы ценообразования, применяемые в ХО

30) Доход предприятия, его сущность, структура и порядок определения

31) Прибыль предприятия: понятие, виды, источники получения и методика ее формирования

32) Рентабельность продукции и производства: понятие и порядок расчета

33) Основные направления увеличения прибыли и рентабельности продукции и производства на ПХП

34) Общая характеристика материальных ресурсов (МР) ХО

35) Показатели использования МР на ПХП

36) Определения потребности ПХП в мат. ресурсах и источников их получения

37) Понятие о мат. балансе предприятия ХП

38) Пути снижения материалоемкости, повышения эффективности использования мат. ресурсов в ХО

39) Понятие импортозамещенности и направления деятельности ХО и предприятий ХП в этом направлении

40) Оптимизация производственной программы ПХП (сущность и критерии оптимизации)

41) Финансовые ресурсы ПХП(понятие, и их значение для экономики ХО и предприятий)

42) Цель, задачи и содержание финансового планирования на ПХП

43) Источники получения финансовых средств на ПХП

44) Содержание финансового плана и оценка финансовой деятельности ПХП

45) Конкурентоспособность продукции, понятие и ее покатали

46) Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ПХП

47) Инвестиционная деятельность ПХП, понятие инвестиций, объекты и виды инвестирования

48) Источники инвестирования ПХП

49) Экономическая эффективность инвестиций(расчет экономического эффекта и срока окупаемости инвестиций)

50) Хозяйственный риск: понятие, виды и его значение для ХО и предприятий

51) Экономические пределы риска

52) Методы оценки и управления рисками

53) Внутрифирменный хозрасчет на предприятиях ХО: сущность, принципы его организации

54) Планируемые и отчетные показатели работы производственных подразделений, служб и административных отделов при внутрифирменном хозрасчете

55) Основные направления влияния внутрифирменного хозрасчета на экономическую и производственную деятельность

56) Маркетинговая деятельность на ПХП, ее задачи, содержание и значение для экономики предприятия и отрасли

57) Прогнозирование развития ХО и предприятий(задачи и методы прогнозирования)

Наши рекомендации