Экономические принципы налогообложения

Тема. Современные экономические, юридические и организационные принципы налогообложения

В советский период задача совершенствования принципов об­ложения не была востребована практикой и потому не разрабаты­валась отечественными финансистами. Она стала вновь актуальной лишь в период так называемого «налогового ренессанса», связанного с построением новой налоговой системы России в начале 1990-х годов.

Выделяют два основных направления:

Первое направление отличается разработкой принципов на осно­ве деления на две группы согласно признаку их универсальности или изменчивости. В рамках этого направления выделяют:

1) общие принципы (определяемые как классические, или «золо­тые»), которые выработаны веками и не подвержены изменению во времени и пространстве;

2) частные принципы, соответствующие отдельным аспектам нало­гообложения либо подверженные временному изменению, т.е. прису­щие налоговому производству в конкретном пространстве и времени.

Приверженность данному направлению, например, демонстрирует Т.Ф. Юткина, характеризуя эти две группы соответственно как орга­низационно-этические и экономико-функциональные принципы.

Второе направление характеризуется разработкой принципов на основе деления их на три группы согласно признаку функциональ­ности. Здесь традиционно выделяют:

1) экономические принципы, представляющие собой сущност­ные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогообложения как экономического явления;

2) юридические принципы, которые представляют собой основ­ные начала и исходные направления, определяющие формирование налогового права и правоприменительной практики;

3) организационные принципы, определяющие основные идеи и руководящие положения, согласно которым осуществляются по­строение, структурное взаимодействие и развитие налоговой систе­мы страны (их еще называют организационными принципами на­логовой системы).

Экономические принципы налогообложения

Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и рав­номерно распределяться между налогоплательщиками). Представля­ется, что при неизменном названии этого классического принципауточнение его сущности с течением времени является объективным процессом, что и было сделано в рамках теории общественного вы­бора, предложившей сочетать горизонтальную и вертикальную справедливость при использовании понятий экономического равен­ства (неравенства).

Принцип эффективности (его еще характеризуют как принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому из них существенно пере­крывали затраты государства на его администрирование. По подав­ляющему большинству российских, в первую очередь федеральных, налогов этот принцип реализуется. Однако по некоторым налогам — региональному (транспортному) и местному (на имущество физиче­ских лиц) — он реализуется далеко не в полной мере.

Усилия налоговых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений, контролю за уплатой едва перекрывают посту­пления от них, а уж экономическую целесообразность трудоемких усилий по взысканию незначительных сумм в судебном порядке во­обще трудно оценить. Но содержание этого принципа не ограничи­вается только требованиями экономичности. В более широком смысле для его реализации следует оценивать различные эффекты действия тех или иных налогов, соизмерять полезную их эффектив­ность с неизбежными потерями.

Принцип соразмерности основан на взаимозависимости про­цессов наполняемости бюджетов и дестимулирования налогооб­ложением экономической активности налогоплательщиков. Дан­ный принцип зачастую характеризуют также как принцип эко­номической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны. То есть при установлении налогов и определении их элементов необходимо соизмерять последствия как с точки зрения выгод для бюджета, так и с точки зрения ущерба для экономики. Причем сопоставлять эти выгоды и поте­ри следует не только в текущий момент времени, но и на пер­спективу, дабы не получить в дальнейшем уменьшение налого­вой базы и снижения налоговых поступлений.

Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, а именно всех элементов налога, а также удобстве исчис­ления и времени уплаты налога в первую очередь для налогопла­тельщика. Одним из обязательных атрибутов этого принципа яв­ляется предварительная информированность налогоплательщика не только об исчерпывающем перечне налогов, которые ему сле­дует уплачивать, но и во всех вводимых в налоговое законодатель­ство изменениях. Другим атрибутом является обеспечение простоты исчисления налогового обязательства и удобства времени уплаты, которое следует совмещать с фактом получения дохода или с моментом осуществления факта потребления (по налогам на потребление). Одним из на­глядных примеров реализации данного принципа является определенная вариативность выбора налогоплательщиком того или много способа исчисления и уплаты по отдельным налогам, а также возможность применения малым бизнесом различных сис­тем налогообложения.

Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта:

• целесообразность построения налоговой системы на сово­купности дифференцированных налогов и различающихся объектов «положения. Множественность налогов создает предпосылки для повышения адресности налогообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них наличных объектов обложения, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по разным категориям плательщиков, формируя тем самым более толерантное отношение к налогам;

• целесообразность формирования множественности источ­ников бюджетов каждого уровня, поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или •его налога. Множественность источников бюджета экономически более целесообразна особенно в кризисные периоды.

Наши рекомендации