Экономические принципы налогообложения
Тема. Современные экономические, юридические и организационные принципы налогообложения
В советский период задача совершенствования принципов обложения не была востребована практикой и потому не разрабатывалась отечественными финансистами. Она стала вновь актуальной лишь в период так называемого «налогового ренессанса», связанного с построением новой налоговой системы России в начале 1990-х годов.
Выделяют два основных направления:
Первое направление отличается разработкой принципов на основе деления на две группы согласно признаку их универсальности или изменчивости. В рамках этого направления выделяют:
1) общие принципы (определяемые как классические, или «золотые»), которые выработаны веками и не подвержены изменению во времени и пространстве;
2) частные принципы, соответствующие отдельным аспектам налогообложения либо подверженные временному изменению, т.е. присущие налоговому производству в конкретном пространстве и времени.
Приверженность данному направлению, например, демонстрирует Т.Ф. Юткина, характеризуя эти две группы соответственно как организационно-этические и экономико-функциональные принципы.
Второе направление характеризуется разработкой принципов на основе деления их на три группы согласно признаку функциональности. Здесь традиционно выделяют:
1) экономические принципы, представляющие собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогообложения как экономического явления;
2) юридические принципы, которые представляют собой основные начала и исходные направления, определяющие формирование налогового права и правоприменительной практики;
3) организационные принципы, определяющие основные идеи и руководящие положения, согласно которым осуществляются построение, структурное взаимодействие и развитие налоговой системы страны (их еще называют организационными принципами налоговой системы).
Экономические принципы налогообложения
Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками). Представляется, что при неизменном названии этого классического принципауточнение его сущности с течением времени является объективным процессом, что и было сделано в рамках теории общественного выбора, предложившей сочетать горизонтальную и вертикальную справедливость при использовании понятий экономического равенства (неравенства).
Принцип эффективности (его еще характеризуют как принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому из них существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. По подавляющему большинству российских, в первую очередь федеральных, налогов этот принцип реализуется. Однако по некоторым налогам — региональному (транспортному) и местному (на имущество физических лиц) — он реализуется далеко не в полной мере.
Усилия налоговых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений, контролю за уплатой едва перекрывают поступления от них, а уж экономическую целесообразность трудоемких усилий по взысканию незначительных сумм в судебном порядке вообще трудно оценить. Но содержание этого принципа не ограничивается только требованиями экономичности. В более широком смысле для его реализации следует оценивать различные эффекты действия тех или иных налогов, соизмерять полезную их эффективность с неизбежными потерями.
Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования налогообложением экономической активности налогоплательщиков. Данный принцип зачастую характеризуют также как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны. То есть при установлении налогов и определении их элементов необходимо соизмерять последствия как с точки зрения выгод для бюджета, так и с точки зрения ущерба для экономики. Причем сопоставлять эти выгоды и потери следует не только в текущий момент времени, но и на перспективу, дабы не получить в дальнейшем уменьшение налоговой базы и снижения налоговых поступлений.
Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, а именно всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога в первую очередь для налогоплательщика. Одним из обязательных атрибутов этого принципа является предварительная информированность налогоплательщика не только об исчерпывающем перечне налогов, которые ему следует уплачивать, но и во всех вводимых в налоговое законодательство изменениях. Другим атрибутом является обеспечение простоты исчисления налогового обязательства и удобства времени уплаты, которое следует совмещать с фактом получения дохода или с моментом осуществления факта потребления (по налогам на потребление). Одним из наглядных примеров реализации данного принципа является определенная вариативность выбора налогоплательщиком того или много способа исчисления и уплаты по отдельным налогам, а также возможность применения малым бизнесом различных систем налогообложения.
Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта:
• целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов «положения. Множественность налогов создает предпосылки для повышения адресности налогообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них наличных объектов обложения, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по разным категориям плательщиков, формируя тем самым более толерантное отношение к налогам;
• целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или •его налога. Множественность источников бюджета экономически более целесообразна особенно в кризисные периоды.