Международный менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности на мировом рынке
Международный менеджер участвует в конкурентной борьбе на:
1. микроуровне, в процессе межфирменной конкуренции. Сущность понятия «конкуренция» в широком смысле - это соперничество. В этой связи конкурентоспособность хозяйствующего субъекта - это его способность выдерживать конкуренцию с аналогичными субъектами на конкретном рынке. Конкурентоспособность рассматривают как комплекс потребительских свойств товара или услуги, определяющих их отличие от других аналогичных товаров или услуг по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на их приобретение и эксплуатацию.
Конкурентоспособность компании на внутреннем рынке определяется такими факторами, как ресурсы, наличие конкурентов, уровень спроса, межотраслевые связи. Конкурентная борьба на мировом рынке имеет свои особенности по сравнению с конкуренцией на внутреннем рынке. Конкурентоспособность на мировом рынке - способность компаний, отраслей, регионов, стран, интеграционных объединений производить и сбывать продукцию, выдерживая международную конкуренцию и сохраняя относительно высокий устойчивый уровень прибыльности и занятости.
2. На макроуровне, т.к. в конкурентной борьбе на мировом рынке международный менеджер вовлечен в межгосударственные отношения (макроуровень), где смыслом конкурентоспособности становится сохранение доли компании на мировом рынке с увеличением прибыли.
В борьбе за достижение конкурентоспособности на мировом рынке представители разных государств в международных организациях пытаются преодолевать разногласия, отстаивая интересы своих стран и национальных производителей. Примером могут служить напряженные многолетние переговоры в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), посвященные государственным субсидиям сельскохозяйственным предприятиям. Инициаторами этих переговоров, как правило, выступают развивающиеся государства, протестующие против государственных субсидий фермерам из развитых стран.
Уровень конкурентоспособности страны является основным фактором роста экономики и повышения уровня жизни населения.
Решение правительства государства или руководства компании о расширении сферы внешнеэкономической деятельности определяется синтезом сравнительных преимуществ страны и конкурентных преимуществ компании. К сравнительным преимуществам страны относятся природные ресурсы, географические, климатические и инфраструктурные факторы.
Конкурентные преимущества компании определяют ее научно-технический потенциал, эффективные технологии и научные исследования и опытно-конструкторские разработки, сбытовая сеть, уровень международного менеджмента, репутация. С распространением процесса экономической глобализации резко возросла роль репутации фирмы на национальном и мировом рынках, как фактор конкурентоспособности. Репутация - это отношение общества к фирме, дополнительный ресурс предприятия. Безукоризненная репутация - это достижение конкретного предприятия, и она не может быть имитирована конкурентами.
Сравнительные преимущества страны и конкурентные преимущества компании дают представление о национальной конкурентоспособности, представляющей собой способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других странах, при повышении уровня жизни населения и соблюдении международных экологических стандартов. Особенно остро стоит проблема национальной конкурентоспособности в жизненно важных для населения страны товарах, таких как продовольствие. Для обеспечения продовольственной безопасности каждая страна должна самостоятельно производить не менее 80% основных продуктов питания.
Для оценки влияния иностранной конкуренции на национальном рынке используется соотношение объема импортных товаров к общему объему продаж данных товаров на национальном рынке.
В случаях, когда усиление конкуренции со стороны импортеров грозит национальной безопасности, необходим тщательный анализ величины таможенных пошлин, так как сокращение импортных пошлин может вызвать резкий рост иностранной конкуренции.
Современная экономическая политика многих государств развивается в одном направлении со стратегическими планами передовых компаний. Это направление - экспортно-ориентированное инновационное развитие.
Одной из основных его особенностей является следующая очередность рассмотрения проблем перед принятием решения о выходе на внешний рынок: характеристика товара или услуг, предлагаемых зарубежному потребителю - особенности спроса на новом рынке - конкурентная среда в принимающей стране. Наиболее привлекательным условием выхода на новый рынок является возможность занять на нем монопольное положение, т.е. доминировать над конкурентами и получать сверхприбыль.
При этом международный менеджер должен учитывать, что монополист на мировом рынке теряет свои монопольные позиции гораздо быстрее, чем на национальном, так как на мировом рынке больше действующих и потенциальных конкурентов.
Об уровне конкурентоспособности компании можно судить по доле ее участия на мировом рынке при стабильном росте прибыли. Конкурентоспособность определяет возможности компании производить продукцию, выдерживая соперничество на внешнем рынке и сохраняя относительно устойчивый уровень прибыльности и загрузки производственных мощностей.
Общей целью международного менеджмента в аспекте сохранения или расширения доли на определенном рынке становится принятие решений, обеспечивающих достижение высокого уровня конкурентоспособности. Эти решения обусловлены двумя основными факторами: 1) стремление международной компании опередить соперников в использовании конкурентных преимуществ; 2) компания не должна ограничиваться деятельностью на старых, хорошо изученных рынках. Международные компании стремятся находить новые рынки по всему земному шару для увеличения прибыли.
В частности, в штаб-квартире ТНК группы экспертов-экономистов, осуществляют функционально-стоимостной анализ операций компании, который рассматривается как необходимый инструмент выбора продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, а также достижение экономии ресурсов и повышения качества экспортируемых товаров и услуг.
Одна из главных задач глобального менеджера - обеспечение конкурентоспособности продукции зарубежного филиала международной компании на мировом рынке с использованием научных подходов и методов, концепции маркетинга и учета человеческого фактора.
Можно выделить пять основных аспектов в подходе к достижению конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке:
1. Эффективность системы глобального менеджмента, определяемая оптимальным построением структуры управления внешнеэкономической деятельностью в международной компании, содержанием и
организацией внешних и внутренних связей системы ТНК.
2. Степень подготовленности международной компании к выходу
на внешний рынок с новым видом товаров или услуг. Их качество определяется новизной и техническими характеристиками, свидетельствующими о потребительских свойствах, надежности, соответствии нормам охраны окружающей среды (экологичности), технологичности, патентоспособности, дизайна, стандартизации и унификации.
3.Качество товаров или услуг, обеспечиваемое используемым оборудованием, технологией, материалами, системой управления качеством, уровнем организации производства и труда.
4. Затраты основных потребителей на приобретение товаров или
пользование услугами, транспортировку, эксплуатацию, ремонт и утилизацию за весь гарантируемый срок службы товара.
5. Степень удовлетворения потребностей покупателей с учетом
специфики принимающей страны, которая определяется уровнем соблюдения правовых норм зашиты интересов потребителя, соответствием рекламы действительным потребительским свойствам продукции, качеством упаковки, условиями хранения, продажи, поставки, послепродажного гарантийного обслуживания.
В начале 21 в. в условиях перехода к постиндустриальному периоду развития мировой экономики все большую роль в сохранении конкурентоспособного уровня компаний на мировом рынке играет интеллектуальный капитал.
Все составляющие структуры интеллектуального капитала играют возрастающую роль в обеспечении основных факторов конкурентоспособности: расширении доли продукции компании на мировом рынке; обеспечении устойчивых темпов роста продаж; положительной корреляции объемов сбыта продукции компании с соответствующими показателями конкурентов; лояльности покупателей к товарной марке (бренду) компании; наличии патентов, свидетельствующих об уникальности продукции; прибыльности продаж; эффективной технологии производства продукции и функционирования сбытовой сети.
Интеллектуальный капитал международных компаний обеспечивает высокий уровень НИОКР и маркетинговых исследований, основанных на информации от зарубежных филиалов со всего мира о требованиях потребителей к надежности, экологичности, технических характеристиках, эргономичности, патентоспособности, дизайну и унификации продукции компании.
Входящая в структуру интеллектуального капитала современная организация международного производства и аутсорсинга способствует достижению высокого качества товаров и услуг. Усиливающаяся конкуренция на мировом рынке вынуждает международные компании постоянно модернизировать оборудование и технологии в соответствии с учетом особенностей спроса потребителей их разных стран.
В то же время ценовая конкуренция сказывается на внедрении мероприятий, целью которых становится максимальное сокращение расходов на осуществление сделок, логистическую схему транспортировки продукции и обеспечение послепродажного гарантийного обслуживания.
Часто зарубежные филиалы ТНК достигают на рынках принимающих стран более высокого уровня конкурентоспособности за счет больших финансовых возможностей и массированных рекламных компаний. Главный фактор достижения конкурентоспособности на мировом рынке — правильно выбранный ассортимент товаров и услуг на основе квалифицированно проведенного анализа конъюнктуры рынка.
В процессе анализа конъюнктуры рынка экономисты международных компаний нередко используют метод, разработанный бостонской консультативной группой «Бостон консалтинг групп» и получивший название бостонской матрицы.
Использование этого метода показывает, что международная компания на мировом рынке находится под влиянием факторов, на которые она не может оказывать прямого влияния.
Конкуренция на мировом рынке более жесткая, чем на национальном, так как международная компания встречает на мировом рынке больше сильных соперников. Доля на мировом рынке представляется как основной потенциал успеха того или иного товара или услуги. На бостонской матрице товары или услуги, с которыми международная компания выходит на мировой рынок, располагаются в четырех квадратах в зависимости от занимаемой ими доли на рынке.
Темп роста
Высокий «Темные
Темп лошадки»
(«?», «Трудные
дети»)
Низкий «Дойная «Собака»
Темп корова» «Неудачники»
Доля рынка
Высокая доля Низкая доля
В левом верхнем квадрате располагаются товары или услуги (их называют «звездами»), характеризующиеся особо высокими темпами роста продаж. Доля в продажах у них выше, чем у основного конкурента, следовательно, они прибыльнее для компании. Они производятся в значительных объемах, издержки их производства и сбыта одни из самых низких на данном рынке (в том числе и за счет эффекта масштаба). Чтобы не допустить экспансии конкурентов на растущем рынке, следует осуществлять инвестиции и реинвестировать полученные доходы в производство и развитие рынка.
В нижнем левом квадрате располагаются товары или услуги, которые продаются на рынке с низкими темпами роста, хотя они вполне конкурентоспособны и доля их в продажах на этом рынке выше, чем у основных конкурентов. Их называют «денежными коровами». Они прибыльны для компании. В то же время, поскольку темпы роста продаж невысоки, производителям не требуются большие инвестиции. Следовательно, эти товары или услуги приносят международной компании на мировом рынке высокую прибыль.
Товары или услуги, находящиеся в правом верхнем квадрате, характерны тем, что объемы их продаж растут быстрее, чем в среднем на рынке, однако их доля в продажах ниже, чем у основного конкурента.
Их называют «знаками вопроса» или «дикими кошками» (которые гуляют сами по себе). В связи с тем, что темпы роста продаж этих товаров или услуг весьма высоки, но конкурент очень силен, компании придется осуществлять крупные капиталовложения в совершенствование потребительских свойств этих товаров или услуг и повышение их качества, если она хочет сохранить свой уровень конкурентоспособности. В то же время, поскольку доля этих товаров или услуг относительно невелика в общем объеме продаж на рынке, то особой прибыли они не приносят. Они поглощают деньги, но чистый результат от их сбыта невелик. Лучший вариант — добиться их перемещения в категорию «звезд».
В правом нижнем квадрате располагаются товары или услуги, объемы продаж которых растут медленнее, чем в среднем на рынке, а их доля в продажах ниже, чем у основного конкурента. Их называют «собаками». На них распространяется правило 20:80, означающее, что эти товары или услуги, приносящие 20% прибыли, поглощают до 80% времени международных менеджеров. Поддержание производства этих товаров или услуг связано с немалыми инвестициями, а приносят они компании только убытки.
Выход на мировой рынок с новым товаром или услугами по схеме бостонской матрицы начинается со «знака вопроса», поскольку ассортимент товаров или услуг рационально подбирать для быстро развивающихся рынков. При благоприятной конъюнктуре рынка, когда товар или услуги отвечают запросам основных потребителей, товар или услуги конкурентоспособны, объемы их продаж растут, доля на рынке оказывается больше, чем у основного конкурента, они переходят в квадрат «звезд».
Когда спрос на товары или услуги данного типа достигает стадии зрелости, темпы роста объема сбыта сокращаются, эти товары или услуги по схеме матрицы переходят в квадрат «денежной коровы», принося компании значительную прибыль. Когда же покупатели обнаруживают на мировом рынке новые, более привлекательные товары, прежние товары или услуги по схеме матрицы переходят из квадрата «денежной коровы» в квадрат «собаки» и снимаются из системы сбыта международной компании.
Построение бостонской матрицы дает глобальному менеджеру возможность наглядно увидеть и осмыслить текущую ситуацию и перспективы сбыта на мировом рынке товаров или услуг, производимых его зарубежным филиалом в принимающей стране. Матрица поможет менеджеру выбрать те товары или услуги для реализации на мировом рынке, повышением конкурентоспособности которых целесообразно заниматься в первую очередь. Кроме того, на основе бостонской матрицы международный менеджер может решить задачу координации усилий предприятий системы ТНК для повышения конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке и рационального распределения финансовых ресурсов международной компании между ее зарубежными филиалами.
В ряде случаев международные менеджеры предпочитают не соперничать на мировом рынке с предприятиями конкурентов, а проявлять солидарность и договариваться с конкурентами о разделе рынков или объединении усилий в конкурентной борьбе с другими соперниками. Этим они ограничивают действие механизма конкуренции, поощряющего инновационную деятельность и обеспечивающего прогресс в экономике и в конечном счете - в благосостоянии населения. Административные органы государства ведут борьбу с такими ограничениями конкуренции с помощью соответствующей экономической политики, особенности которой международный менеджер должен учитывать.
Например, в Германии закон против ограничений конкуренции предусматривает четыре основные области регулирования государством внутреннего и зарубежного предпринимательства:
- запрет договоренностей, согласования поведения и односторонних мероприятий, направленных на ограничение конкуренции;
- надзор за возможными злоупотреблениями предприятий, господствующих на рынке;
- контроль за объединением предприятий;
- правовые рамки сферы действия особых положений,
Одним из главных факторов успеха зарубежной деятельности международного менеджера является знание и соблюдение законов принимающей страны. В отношении конкуренции в последние десятилетия XX в. в национальных законодательствах большинства государств и в конвенциях международных организаций осуждаются проявления ограничительной деловой практики - сговора между поставщиками или покупателями о распределении рынков, установлении цен, использовании экспортерами дискриминационных (неоправданно диверсифицированных) цен и коммерческих условий, обуславливание поставки товара принятием торговым партнером ограничений в отношении производства и сбыта конкурирующих товаров, поставка «с нагрузкой» и т. д.
Примером мер по недопущению ограничительной деловой практики может служить ст. 85-94 Устава Европейской комиссии об обеспечении равных условий конкуренции в Общем рынке.
Рассмотрим типичные ситуации конкурентной борьбы между международными компаниями.
Причины конкуренции | Инструменты достижения победы в конкурентной борьбе |
1. Ограниченность круга покупателей | 1. Расчет на сбыт продукции состоятельным покупателям или на массовую продажу продукции по доступным ценам 2. Прогноз объема потенциального сбыта путем изучения использования продукции компании покупателями 3. Оценка выгод, получаемых покупателями, от приобретения продукции компании. |
2. Ограниченность объема сбыта товаров и услуг | 1. Рациональный выбор рекламы 2. Привлечение средств массовой информации к рекламной кампании 3. Совершенствование каналов сбыта 4. Использование средств ценовой и неценовой конкуренции. |
3. Ограниченность ресурсов | 1. Расположение предприятий в странах с богатыми природными ресурсами 2. Привлечение высококвалифицированных специалистов из разных стран 3. Привлечение финансовых ресурсов со всей системы ТНК |
4. Географические границы рынка | 1. Определение оптимальных географических направлений для расширения рынков сбыта. |
В соревновании за предпочтение покупателя среди инструментов достижения победы маркетологи международных компаний концентрируют внимание на обеспечение трех главных факторов спроса: качества продукции, цены и оптимальных затрат на удовлетворение требований потребителей. При этом возможности транснациональных компаний в систематическом повышении качества продукции при экономии на издержках производства и сбыта оцениваются с применением формулы расчета ожидаемого экономического эффекта за счет улучшения отдельных параметров качества выпускаемой продукции:
Ошибки в расчетах эффективности нововведений и улучшения качества продукции приводят к снижению уровня конкурентоспособности и, как следствие, к сокращению доли на мировом рынке.
Систематическому улучшению параметров качества продукции международных компаний содействует получающая распространение форма организации производства - аутсорсинг, заключающаяся в концентрации головной компании на исследовательской, инновационной, маркетинговой и сбытовой деятельности. Производственные функции передаются независимым фирмам или предприятиям, входящим в системы ТНК.
Среди ассортимента продукции, на которой специализируется международная компания, эксперты-маркетологи выбирают изделия, которые обеспечивают оптимальную прибыльность продаж и высокие темпы роста сбыта на перспективных рынках. При этом к преимуществам международных компаний следует отнести их более значительные, чем у национальных фирм, финансовые ресурсы, которые путем диверсификации товаров и услуг дают возможность полнее удовлетворять запросы потребителей.
Перед выходом со своей продукцией на новый рынок маркетологи головной компании ТНК проводят тщательные маркетинговые исследования, а представители компании в принимающих странах осуществляют лоббирование интересов компании в высших эшелонах национальной администрации с целью принятия мер по либерализации цен и установлению приемлемых для ТНК технических стандартов. Еще перед реализацией на рынке принимающей страны своей продукции международные корпорации проводят массированные рекламные компании с целью привлечения интереса потенциальных покупателей.
Факторы сохранения уровня конкурентоспособности
1. Возможность использования финансовых ресурсов из многих источников, включая головные компании, физические и юридические лица принимающих государств, займы финансовых институтов принимающих стран и третьих государств.
2. Владение природными ресурсами, капиталом и информацией о научно-технических достижениях в разных странах.
3. Расположение своих предприятий по всему миру с использованием выгод от объемов внутреннего рынка принимающих стран, цены и квалификации рабочей силы, доступности природных ресурсов, и либеральной нормативной правовой базы.
4. Возможности держать руку на пульсе конъюнктуры мировых товарных, валютных и финансовых рынков.
5. Опыт международного менеджмента.
Наличие собственных активов за рубежом предоставляет международным компаниям возможность своевременного получения достоверной информации о ситуации на рынках принимающих стран, включая наличие природных ресурсов, недорогой квалифицированной рабочей силы и восприятие местными потребителями брендов международной компании. К тому же зарубежные филиалы международных компаний изучают запросы местных потребителей и организуют сбытовые сети на территории принимающих государств.
Преимущества международной компании в сохранении уровня конкурентоспособности распределяются на 4 категории.
1. Процессы экономической глобализации усиливают интенсивность конкуренции на мировом рынке, так как создают возможность для выхода на него многочисленным национальным фирмам. Главными факторами высокого уровня конкурентоспособности товаров и услуг международных компаний в принимающих странах выступают сравнительно низкие издержки производства и сбыта, приемлемый для ТНК уровень налогов, субсидии правительства принимающих стран, учет национальной культуры и менталитета местных потребителей.
2. Технологические факторы преимуществ международных компаний проявляются в ускоренной разработке и освоении прогрессивных технологий и в выпуске на их основе новой продукции. Например, НТП в средствах транспорта и связи обеспечивает снижение стоимости и упрощение проведения международных производственных и коммерческих операций. ТНК обычно выходят с новой высокотехнологической продукцией одновременно на все рынки, что недоступно национальным фирмам.
Уровень конкурентоспособности высокотехнологичных международных компаний развитых стран базируется на конкурентных преимуществах. В Германии, например, конкурентными преимуществами располагают компании, выпускающие автомобили, химикаты, оптические приборы, полиграфическое оборудование, в США - мощные компьютеры, авиалайнеры, оборудование для охраны окружающей среды, в Японии - промышленные роботы, электронное оборудование, оптико-волоконные и телекоммуникационные системы.
3. Стоимостные факторы конкурентных преимуществ международных компаний тесно связаны с научно-техническим прогрессом. Современные наукоемкие технологии и оборудование обусловливают растущую капиталоемкость производственных предприятий и НИОКР. Например, стоимость разработок новых поколений электронно-вычислительной техники и оборудования для их изготовления часто превышает миллиарды долларов. Это ставит международные компании перед необходимостью тщательного выбора географических направлений рационального месторасположения высокотехнологичных предприятий.
К требованиям, предъявляемым к потенциальным принимающим государствам, руководство международных компаний относит невысокое налогообложение, наличие сырьевых материалов, льготное финансирование и субсидии со стороны национальных правительств, заинтересованных в привлечении иностранного капитала и высоких технологий.
Экономия на издержках производства в развитых государствах может быть достигнута, благодаря отсутствию необходимости в дорогостоящих системах контроля качества продукции. Высокое качество изделий там достигается наличием сложившейся десятилетиями культуры производства. В развивающихся странах издержки производства снижаются за счет использования сравнительно простого оборудования и неавтоматизированных трудоемких технологий, так как снижаются расходы на автоматизацию производственных процессов и на подготовку высококвалифицированного персонала.
Дополнительные преимущества организации производства в развивающихся странах международным компаниям может дать низкий паритет национальной валюты принимающей страны.
4. Макроэкономические факторы конкурентных преимуществ международных компаний проявляются в случаях функционирования их зарубежных филиалов на территории интеграционных объединений. Так, в торговле со странами - членами Европейского союза международные компании используют огромный рынок сбыта без тарифных и нетарифных барьеров между входящими в ЕС государствами. Общеевропейские стандарты на товары и услуги позволяют международным компаниям увеличивать объемы продаж на территории Европейского союза, как готовых изделий, так и стандартных узлов и деталей в рамках производственных кооперационных соглашений с использованием эффекта масштаба.
Примером кооперирования производства, стимулируемого региональной интеграцией, может служить изготовление телевизоров международной компанией «Филипс» (Нидерланды).
Сборка телевизоров этой компании осуществляется в Бельгии, электронно-лучевые трубки поступают из Германии, транзисторы - из Франции, пластмассовые детали - из Италии.
Условия общего рынка в интеграционных объединениях позволяют международным компаниям объединять небольшие национальные предприятия путем слияний и поглощений в интегрированные интернациональные производственные комплексы с использованием преимуществ эффекта масштаба. Интернационализация производства предоставляет международным компаниям возможность шире использовать конкурентные преимущества принимающих стран для рационального размещения производств, централизации сбыта и послепродажного обслуживания.
Европейские ТНК, в свою очередь, используют преимущества деятельности на территории североамериканского интеграционного объединения НАФТА благодаря устранению тарифных барьеров между США, Канадой и Мексикой. Это относится в первую очередь к европейским автомобилестроительным компаниям «BMW», «Фольксваген» и «Рено», открывшим свои предприятия в странах - членах НАФТА.
Опыт международного производства показывает, что транснациональные компании, производят продукцию в принимающих странах более высокого качества, чем национальные фирмы. Предприятия международных компаний превосходят национальные фирмы по производительности труда, прибыльности, величине заработной платы сотрудников, квалификации персонала, уровню менеджмента, эффективности применяемых технологий, темпах развития. Превосходство международных компаний над национальными фирмами проявляется в первую очередь в высокотехнологичных отраслях.
Влияние зарубежных филиалов международных фирм на национальную экономику принимающих стран невозможно оценить однозначно. С одной стороны, они способствуют модернизации национальной экономики, стимулируют развитие экспорта, с другой - их присутствие обостряет конкуренцию, приводит к банкротству слабые национальные фирмы, создает монополию иностранных предприятий на национальном рынке. Отсюда, жизненно важная задача правительств принимающих государств; выбирать только те отрасли для деятельности международных компаний, которые способствуют развитию национальной экономики.
4.