Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии
Историки и публицисты по праву связывают экономический подъем Западной Германии с именем Людвига Эрхарда - министра экономики в правительстве К. Аденауэра, а затем и канцлера ФРГ.
Он разработал стройную теорию социальной рыночной экономики. В ней социальные аспекты, вопросы жизненного уровня населения заняли приоритетное место.
Ученый отталкивался от того, что нацистская военная экономика парализовала предпринимательство, устранила конкуренцию и привела к социальным перекосам, поэтому необходимо восстановить естественные отношения между трудом и его оплатой. Нужно постоянно повышать покупательную способность населения.
Производство и жизненный уровень населения стоят в прямой зависимости от следующих факторов.:
производство не может развиваться, не имея широкой базы для сбыта;
увеличение покупательной способности населения в свою очередь постоянно стимулирует производство, повышение производительности труда.
Чем выше жизненный уровень населения, - заключал Эрхард, - тем лучше условия для развития экономики.
В 1948 году начал реализовываться план Маршалла. Он был принят в США в качестве законодательного акта, по которому предусматривалось направить в Европу 12 млрд. долл. В виде наличных денег, продуктов питания, готовой промышленной продукции и выделить для этих целей 2% американского ВВП. Конгресс США не утвердил бы план, если бы в нем не указывались стратегические цели, отвечающие американским интересам: необходимо вернуть Европе способность платить за американские товары.
Особое внимание уделялось восстановлению американской экономики.
Полагалось, что оздоровление Германии - решающий фактор подъема Европы. В первые два года западная Германия получила по плану Маршалла 1,4 млрд. долл., из четырех млрд., ассигнованных всем 16 участникам. В последующие годы приоритетное финансирование Западного сектора Германии продолжалось.
Летом 1948 года в трех Западных оккупационных зонах Германии началась денежная реформа, сопровождавшаяся принятием пакета социальных законов, разработанных департаментом Людвига Эрхарда.
Конрад Аденауэр - лидер Христианско-демократического союза (ХДС) пригласил баварца выступить на заседании руководящего органа ХДС.
Эрхард убедительно доказал, что плановое хозяйство, установление твердых цен ведут к разрушению баланса: «предложение - спрос»; товары уходят на черный рынок; конкуренция убивается.
Согласно прогнозам Людвига Эрхарда, выполнение его программ позволит развиваться и будет способствовать снижению цен, доходы населения возрастут, что должно обеспечивать высокую покупательную способность. Лишь когда цены в силу тех или иных причин начнут неоправданно расти, государство может вмешаться, но не путем административного регулирования, а такими рычагами, как пошлины, налоги, кредитная политика..
В мае 1949 года ХДС выиграл парламентские выборы.
Аденауэр стал первым послевоенным канцлером, а Эрхард - министром экономики в его правительстве.
Началась работа по претворению в жизнь теории социального рыночного хозяйства.
План Маршалла создал солидную финансовую основу. Разрушенная страна представляла собой огромный рынок сбыта: после нацизма и хаоса послевоенных лет население нуждалось буквально во всем.
В стране имелись значительные резервы рабочей силы. Даже в самые тяжелые времена нацисты не призывали в армию квалифицированных рабочих. К ним добавились миллионы переселенцев из восточных областей бывшего германского рейха, которые готовы были работать буквально за бутерброд.
Министрество экономики, применяя экономические методы, умело направляло инвестиции, развивая основные отрасли промышленности: химические предприятия, металлургические, машиностроительные, электротехнические заводы.
На их основе заработали легкая и перерабатывающая промышленность, создавались условия для средних и малых предприятий. Система налоговых привилегий давала возможность значительную часть прибылей использовать для технического обновления, для внедрения в производство новейших научных достижений.
Особо поощрялись предприятия, работавшие на экспорт. Министерство Эрхарда приняло и осуществило несколько специальных программ содействия этим производствам.
Правительство:
брало на себя часть риска по торговым операциям;
шло на прямое финансирование крупных экспортных мероприятий;
предоставляло налоговые льготы.
Экспорт стал одним из базисных факторов экономического развития, содействовал росту золотых и валютных запасов страны.
Баварский коллега Эрхарда, министр финансов Фриц Шефер проявлял предельную бережливость. Говорят, что беседу с посетителями в своем кабинете, кто бы ни пришел, он начинал словами: денег нет и не предвидится. Сам канцлер подчас пасовал перед его решимостью защитить утвержденный бюджет.
Ф. Шефер при поддержке Эрхарда не допускал эмиссий, выходящих за рамки бюджета.
Немецкая марка постепенно превратилась в одну из самых крепких мировых валют, на которую стали равняться валюты других стран. Начала складываться эффективная антимонопольная система. Монопольные объединения не запрещались, но они сурово карались (включался «немецкий прессинг») за ограничение конкуренции и необоснованное завышение цен.
Хорошо продуманная экономическая политика исключила возможность создания криминального капитала и, ухода капитала в теневые структуры и «бегство» за границу. Умелое маневрирование налогами делало привлекательными инвестиции и производство.
Позднее налоги резко возрастут, но ставшие сильными предприятия будут аккуратно выплачивать их без существенного ущерба для дальнейшего развития.
В промышленном производстве шло обновление. Отмирали старые отрасли, нарождались новые. Требовалась профессиональная переквалификация. Правительство принимало меры к тому, чтобы процесс проходил без ущерба для людей. Выделялись субсидии на обучение рабочих, на их переселение, если того требовали обстоятельства.
Вместе с промышленностью поднималось и сельское хозяйство. Оно быстро достигло довоенного уровня, а к 1953 году и значительно превзошло его.
В мире заговорили о «немецком чуде».
И недаром: в 1950 году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1956 году оно удвоилось по сравнению с 1950 годом, в 1962 году - утроилось.
Успешно наращивалось жилищное строительство, причем половина новых квартир являлись социальными, то есть предоставлялись населению по пониженным ценам.
В обществе складывалось устойчивое положение. Постепенно сошла на нет безработица. Появились иностранные рабочие. Рост заработной платы и пенсий превышал рост цен и налогов.
Министерство экономики всячески способствовало накоплению собственности у людей труда, обеспечивало необходимые законодательные акты.
Эрхард не раз подчеркивал, что население только тогда почувствует уверенность в жизни, когда заимеет собственность. Так и был создан широкий средний класс в стране. Вместе с продуманной пенсионной системой это стало основой стабильности благосостояния для всех.
В разоренной Германии наметилась было «утечка мозгов». Правительство приняло меры к тому, чтобы доходы ученых, заработная плата людей интеллектуального труда соответствовали их вкладу в развитие страны. Эмиграция интеллигенции быстро прекратилась.
Эрхарда однажды спросили, как бы он сформулировал основные факторы успешного развития экономики. Он ответил кратко: находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства.
Один пример. В свое время завод в Вольфсбурге, выпускавший знаменитые автомобили «фольксваген», предназначался к передаче англичанам.
С британских островов прибыла профессиональная экспертная комиссия. Она пришла к выводу: предприятие разрушено на 2/3, машины. Производившиеся на нем, не отвечают современным требованиям, производство окажется экономически нерентабельным. Англичане отказались от завода.
Немцы при правительственной поддержке взялись за восстановительные работы. Уже в 1950 году завод выпускал ежедневно по 300 малолитражек, прозванных «жуками», а через несколько лет ежедневно с конвейера сходило по несколько тысяч. Простая экономичная машина пошла на экспорт.
Канцлерство Эрхарда оказалось недолгим и не ознаменовалось какими-либо значительными событиями.
Страна развивалась успешно. Экономика функционировала в хорошо отлаженном ритме.
ФРГ приобретала все большее влияние в сообществе западных государств. Развивались торгово-экономические связи с СССР.
Эрхард ушел в отставку, пробыв на посту канцлера немногим более трех лет. Умер Эрхард в 1977 году в возрасте 80-ти лет. Последние десять лет он прожил не принимая активного участия в политической жизни.
Он остался в истории как творец «немецкого чуда» - экономического возрождения Западной Германии.
В одном из публичных выступлений Эрхард заявил, что современные капиталистические отношения начинают наглядно демонстрировать прогрессивные черты, движение к обществу всеобщего благополучия.
Не раз Эрхард указывал, что «немецкое чудо» - результат... усилий всех немцев, их трудолюбия, деловитости и организованности. Немцы умеют считать деньги и не пускать их на ветер. Правительство со своей стороны всячески поощряет накопление собственности, создавая для этого необходимые условия.
В одной из газетных статей промелькнуло утверждение - «немец любит поесть».
Это верно в том смысле, что немецким рабочим присуще честное и уважительное отношение к труду. Рабочие изначально настроены на хороший труд и солидный заработок. В то же время немцы не считают, что деньги им достаются легче чем трудящимся других стран.
Наполнение рынка товарами дает возможность разумно истратить заработанное и прилично обустроить жизнь.
Трудовой процесс тщательно продумывается и рассчитывается. Его ритм приводит к оптимальным результатам, сводит до минимума брак и потери.
Немецкие рабочие не понимают, почему нужно перевыполнять установленную норму. Завтра будет снова изготовлено столько, сколько нужно.
В 50-е годы уже миллионы немцев на своих машинах или иным способом выезжали в туристические поездки за границу, особенно в близлежащие европейские страны.
ФРГ по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку». По общему объему ВВП (ее доля в ВВП мира в 1997 году - 4,6%) и по величине промышленного производства ФРГ занимает 4-е место в мире (после США, КНР и Японии), по среднедушевому показателю ВВП Германии входит в первую десятку мира.
ФРГ - наиболее мощная промышленная держава Западной Европы. В этом регионе она занимает первое место по величине населения - 81 млн. чел. и 3-е место - по территории - 356,9 тыс. кв. м (после Франции и Испании). ФРГ тесно связана с мировым хозяйством. Она мало уступает США - крупнейшей торговой державе мира - по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте в 1997 году 10%, а по величине внешнеторгового оборота (совокупная стоимость экспорта и импорта) Германия находится на втором месте после США. Она является также одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала. Германия была одним из инициаторов создания в 1957 году Европейского экономического сообщества (ныне - Европейский союз) и в настоящее время выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском континенте.
По качественным характеристикам национальной экономики (уровень производительности труда, капиталооснащенность и наукоемкость производства и др.) ФРГ также занимает одно из первых мест в мировом хозяйстве.
Своеобразие ФРГ заключается в том, что послевоенное экономическое устройство Германии было сформировано в соответствии с неолиберальной концепцией «социального рыночного хозяйства» (СРХ), возникшей как альтернатива тоталитарной экономике фашистской Германии. Эта концепция была воплощена в жизнь под руководством послевоенного министра экономики, а позднее канцлера ФРГ, Людвига Эрхарда. В основу экономической политики были положены идеи ученых «Фрайбургской школы» (университета г. Фрайбурга), так называемый «ордолиберализм», прежде всего В. Ойкена и В. Репке, которые были сторонниками свободной рыночной экономики, и идея «социальной рыночной экономики», которую пропогандировал А. Мюллер-Армак и которая предусматривала необходимость выравнивания с помощью государственной политики чрезмерных различий в доходах отдельных слоев населения и развития системы государственной социальной защиты, вносивших некоторый элемент справедливости в рыночную экономику. Обе школы имели следующие общие черты:
они придерживались основной идеи рыночной экономики - частная собственность на средства производства, свободная конкуренция и свободное ценообразование обеспечивают оптимальное использование производственных ресурсов и, следовательно, наиболее полное удовлетворение потребностей населения.
Они исходили из необходимости активной экономической роли государства, которое, обеспечивая основные экономические свободы гражданам, берет на себя ответственность за организацию денежного обращения, борьбу с экономическими кризисами, обеспечение социальной справедливости, создание равных условий для конкуренции и недопущение монополизации экономики.
Основой этой политики стали следующие принципы: государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила («рамочные условия»), по которым в условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. Для обеспечения такого экономического порядка необходимы дееспособная, в основном не подверженная государственному влиянию, система цен; стабильность денежного обращения; открытые рынки, т.е. свободный доступ на рынок отечественных и иностранных контрагентов; частная собственность; нормы ответственности и свобода заключения договоров; стабильность экономической политики в стране. Эти принципы должны были дополняться сильной социальной политикой государства, чтобы смягчить социальную несправедливость, порождаемую рыночными отношениями.
Таким образом, старые либеральные идеи свободного рынка были дополнены новыми: об ответственности государства за решение социальных проблем, что позволило назвать эту политику неолиберализмом, т.е. новым либерализмом.
Эта политика показала свою высокую эффективность и привлекательность для населения. Огромные трудности в экономике послевоенной Германии как бы «подсказывали» необходимость централизованного регулирования хозяйственной жизни, передачи основных средств производства в руки государства. К тому же в странах-победительницах в то время были популярны кейнсианские идеи, обосновавшие государственное вмешательство в экономику, а в самой Германии, привыкшей за годы фашистской диктатуры к жесткому управлению, либеральная рыночная экономики ассоциировалась с лишениями в период 1918-1933 гг., на который пришлась разруха после первой мировой войны и «великая депрессия» 1929-1933 гг.
За время осуществления принципов социального рыночного хозяйства экономики ФРГ четырежды переживала спад. К началу 60-х годов исчерпали себя благоприятные факторы послевоенного экономического развития, сочетание котрых позволило ФРГ достичь в 50-х годах наивысших среди развитых стран темпов роста и сгладить циклические колебания. Как следствие, уменьшается доля ФРГ в мировом промышленном производстве, накапливаются внутренние противоречия, вылившиеся в 1966-1967 гг. В первый циклический кризис перепроизводства и одновременно структурный кризис, который поразил ряд традиционных отраслей западногерманской экономики.
Следствием циклического спада стал кризис экономической доктрины и экономической политики государства: неолиберальная политика уступила место неокейнсианству.
Для экономической политики это означало усиление государственного регулирования на макроэкономическом уровне. Впервые в истории ФРГ стали разрабатываться долгосрочные программы экономического развития, осуществляться финансовое планирование. Согласно концепции «глобального регулирования», принятой в 1967 году в связи с экономическим кризисом, цели государственной экономической политики символизировались «магическим четырехугольником», который включал равномерный и постоянный рост экономики при полной занятости, стабилизации цен и равновесии платежного баланса. Центральное место в обеспечении глобального регулирования отводилось инструментам финансовой и кредитно-денежной политики. С принятием в 1967 году закона о содействии стабилизации экономики и экономическому росту государственная экономическая политика стала подразделяться на краткосрочную (антициклическую), средне- и долгосрочную (структурную), связанную с прогнозированием и программированием.
70-е годы вошли в историю ФРГ как период валютных потрясений, высоких темпов инфляции и феномена стагфляции (сочетание инфляции и спада). Кризис перепроизводства 1974-1975 гг. Наиболее глубокий в истории ФРГ, поразил все отрасли западногерманской экономики, вызвал сокращение ВВП на 5%, промышленного производства на 12%, внутренних частных инвестиций на 18,5%. Резко возросло число банкротств, подскочили показатели инфляции, массовый характер приобрела безработица.. Циклический спад сопровождался мировым энергетическим кризисом и структурным кризисом ряда отраслей хозяйства. Особую тяжесть протеканию этого спада придавало то обстоятельство, что он случился одновременно (синхронно) в большинстве развитых и многих развивающихся странах.
В 1980-1982 гг. Экономика ФРГ испытала третий экономический кризис, в ходе которого наиболее ярко проявилось переплетение циклического перенакопления капитала с долгосрочными факторами ухудшения условий воспроизводства: структурными диспропорциями, удорожанием энергоносителей и сырья на мировых рынках, замедлением темпов роста производительности труда, падением нормы прибыли, финансовыми трудностями компаний. По стране прокатилась волна банкротств, особую остроту приобрела проблема безработицы, снизились реальные доходы населения. В эти годы ухудшились и внешнеэкономические позиции ФРГ: обострение конкуренции, снижение конкурентоспособности западногерманских товаров, отставание в экспорте наукоемкой продукции по сравнению с США, Японией и некоторыми другими странами, повышение курса марки вызвали внешнеторговые трудности. Все это означало кризис хозяйственного механизма, основанного на кейнсианских рекомендациях. Он обусловил смену правительства осенью 1982 года и глубокие изменения в концепции и практике государственного регулирования экономики: был осуществлен новый поворот в экономической политике. Однако если в США и Великобритании в это время утвердилась неоконсервативная (либеральная) модель экономики, то в ФРГ - ее «смягченный» вариант.
Одной из важных составляющих нового экономического курса стала компания приватизации государственного сектора. Она рассматривалась как важный фактор укрепления рыночных сил, способов решения проблем занятости, экономического роста и упорядочения государственных финансов. Благодаря новой политики удалось добиться снижения роли государства в ВВП, сократить бюджетный дефицит, снизить уровень инфляции, добиться умеренных темпов экономического роста. Приватизация государственной собственности в ФРГ проходила в форме снижения доли государства в акционерном капитале компаний при сохранении в ряде случаев преобладающего влияния государства, т.е. возможности осуществлять регулирующие функции. Процесс приватизации затронул не только промышленные компании, но и государственную собственность в сфере инфраструктуры, в частности, в области транспорта, связи. Коммунального хозяйства.
Важной частью неоконсервативной политики государства в 80-е гг. Стала налоговая реформа. В ходе ее реализации были снижены прямые налоги на прибыль компаний и на доходы граждан, зато косвенные налоги возросли. Дополнительная нагрузка на федеральный бюджет в связи с объединением Германии потребовала повышения некоторых налогов и в 90-е гг.
С кризисом 1992-1993 гг. Объединенная Германия справилась, опираясь на теже инструменты модели социального рыночного хозяйства, которые использовались в 80-е годы. В то же время этот кризис выявил проблемные сферы, где определенные элементы концепции СРХ требуют своего реформирования. В первую очередь это касается структурной безработицы, которая продолжает оставаться на высоком уровне.
Когда в 1990 году состоялось объединение Германии, Западная Германия встретила его хорошо подготовленной в экономическом и финансовом отношении. В конце 80-х гг. ее народное хозяйство характеризовалось устойчивым состоянием государственных финансов, значительным положительным сальдо платежного баланса по текущим операциям, высоким объемом чистых зарубежных активов и стабильной валютой. Опираясь на такую основу, удалось осуществить объединение без какой-либо угрозы внутренней стабильности.
Специфика процесса трансформации в новых федеральных землях заключается в том, что процесс демократизации и макроэкономической стабилизации начался там сразу же после того, как конституция и принципы социального рыночного хозяйства ФРГ были распространены на территорию бывшей ГДР в соответствии с Договором между ФРГ и ГДР о создании валютного, экономического и социального союза и Договором о государственном объединении, которые вступили в силу с 1 июля и 3 октября 1990 года соответственно. В результате быстрого объединения (слияния) и включения ГДР в экономическое пространство Западной Германии на Восточную Германию были перенесены почти вся институциональная структура, правовые основы и законодательные нормы эффективно функционирующей политической и экономической системы ФРГ. В бывшей ГДР была сразу введена одна из наиболее сильных валют в мире - немецкая марка, развитая банковская система, управление финансами и т.п. Вслед за либерализацией экономики и достижением макроэкономической финансовой стабилизации последовало осуществление приватизации, закончившейся в основном к 1994 году, и постепенное изменение структуры хозяйства.
В новых федеральных землях удалось за сравнительно короткий, по сравнению с другими странами, срок решить многие задачи экономической трансформации, преодолеть экономический спад и выйти на стабильный экономический рост. В то же время резкость преобразований обусловила и множество проблем, особенно социальных: закрытие многих предприятий, не выдерживающих конкуренцию с западными производителями, рост безработицы. Негативные социальные или иные последствия возможно было смягчить при условии значительных трансфертов государственных финансовых средств из Западной в Восточную Германию, которые за период 1991-1998 гг. Составили примерно 1,4 трлн. нем. марок. Широкомасштабная финансовая и иная поддержка со стороны старых федеральных земель является важным преимуществом в ходе реформ бывшей ГДР по сравнению с Россией и странами Центральной и Восточной Европы.
Людвиг Эрхард, тогда - директор экономического управления западных оккупационных зон и позднее федеральный министр экономики, решился на смелый шаг. Он объявил широкую отмену хозяйственных предписаний и положил начало свободной рыночной экономике.
В этой волшебной формуле и заключался ключ к успеху. В кратчайший срок удалось освободить рыночные силы. На полках магазинов вдруг в изобилии появились товары.
Ось свободной рыночной экономики составила конкуренция, при которой несколько предприятий предлагали одинаковый товар. Двигателем всего стали виды на прибыль. Среднегодовые темпы прироста Валового Национального продукта до 1960г. составили 8%.
Принцип демократического государства сделал возможным выражение воли граждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибо государство должно служить людям, а не господствовать над ним. Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства:
демократического;
федеративного;
правового;
социального.
5 июня 1947 года Джордж Маршалл, тогдашний госсекретарь США, провозгласил Программу восстановления Европы. Год спустя американский конгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные кредиты. В него входили не только финансовые средства, а и поставки оборудования, подарки. До 1952 года США направили из фондов программы 1389 млрд.USD и 2127 млрд.USD иной экономической помощи в тогдашние западные зоны оккупации, позднее в Федеративную Республику Германии.
В 1949 году был создан Федеральный союз Германской промышленности (в 1990г. в него входили 34 отраслевых союза на уровне федерации представлявшие 80 тыс. Частных предприятий). Союз явился важным объединением для представления интересов промышленников в Комиссиях Германского Бундестага.
На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У ФРГ в конце 1990-х были довольно низкие темпы роста ВВП, которые почти втрое ниже, чем темпы роста экономики США за этот же период. Зарегистрирован невиданный с 1933 года уровень безработицы, который в самый свой пик (в марте 1997 года) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 года продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Главным же объяснением столь слабой динамики роста и кризиса на рынке труда служит не только влияние на Германию мирового валютно-финансового кризиса (в мире в период развития кризиса значительно снизился спрос на немецкую продукцию), но и кризис немецкой модели социально-рыночной экономики. Причинами кризиса социального рыночного хозяйства Германии, по мнению некоторых экспертов, является ошибочная экономическая политика правительства страны в 1990-е годы, высокий уровень оплаты труда и социальных гарантий, недостаток инноваций.
Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда. Из 100 марок чистой заработной платы, к примеру, в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 марка. Стоимость рабочей силы в Германии таким образом становится самой дорогой в мире и составляет около 20,5 марок в час. Достаточно велик и уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев на шее государства и стимулирует безработицу. Для поддержания системы социальных гарантий используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х гг. достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, то в Германии эта величина достигает 65%. Высокий уровень налогообложения заставляет многие немецкие компании развивать исключительно по налоговым соображениям свою производственную базу за рубежом, а физические лица с высокими доходами предпочитают перебираться на постоянное место жительства в другие страны мира.
Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. Высокая стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность Германии как страны базирования производственных мощностей ТНК. Иностранные компании. По существу, лишены возможности производить в Германии и предпочитают заниматься здесь исключительно сбытом. Поэтому крайне невелика доля иностранных инвестиций и доля рабочих мест, создаваемых ими в экономике в ФРГ. К примеру, в Нидерландах в общей величине вложений в экономику иностранные инвесторы составляют 35%, в Великобритании -25%, и даже во Франции - 12%. В Германии. Несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. марок в 1997 г., на долю иностранных инвесторов приходится только 7,5 % общей величины вложений.
Наряду с незначительным притоком иностранного капитала в ФРГ наблюдается массовый отток за рубеж немецкого капитала. Немецкие ТНК выносят свою производственную базу в страны с более низким уровнем оплаты труда, а финансовые инвесторы предпочитают платить налоги на свои операции в странах с более мягким налоговым климатом.
Все это чревато потерей конкурентоспособности немецкого экспорта. Тенденция явно прослеживалась еще с начала 1980-х гг.: с 1980 по 1993 гг. Доля Германии на мировом рынке продукцией высоких технологий сократилась с 20,3 до 16,2 %. Приоритетом в государственной экономической политике являются не высокие технологии, а социальные программы, что влечет за собой потерю рынков потерю рынков высокотехнологичной продукции в будущем.
Государство, чтобы не вызвать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать откровенно убыточные сектора немецкой экономики. В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета. Сравнивая такую политику с селективной поддержкой государством конкурентоспособных предприятий США и Японии, следует признать несостоятельность Германии в решении структурных проблем промышленности.
Сохраняя высокооплачиваемые рабочие места в базовых отраслях промышленности, Германия не способна создавать новые места в наиболее прогрессивных секторах своей национальной экономики. В частности, для отраслей немецкой инфраструктуры вплоть до недавнего времени был характерен высокий уровень цен на связь, энергию и транспорт.
Государственное регулирование, фактически, продолжает регулировать рынок так, как то предписывала кейнсианская экономика спроса. Социальное рыночное хозяйство приводит к укреплению позиций государства благоденствия, которое перераспределяет все ресурсы в экономике. Доля государственных расходов в ВВП Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом.
Усложняет проблему социального рыночного хозяйства Германии консолидация Восточных и Западных земель. В условиях кризиса социально-рыночной экономики одновременно приходится еще и решать структурные преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие неконкурентоспособных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости Восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн. марок, которые достаточно сложно изыскать на современном этапе. Нужно также довести уровень производительности труда на Востоке, до Западных стандартов, примерно в три раза его превышающих. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все это требует от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей социальной нагрузкой.
Несомненно, что Германия в конце 1990-х гг. Достигла определенного пика развития своей социально-ориентированной экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Из-за слабости структурных преобразований в национальной экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.
Рассмотрим налоговую систему Федеративной Республики Германии. Налоги в ФРГ составляют порядка 80% доходов бюджета. Опыт организации налогообложения в бывшей ФРГ активно используется в организации налогообложения в новых восточных федеральных землях с учетом новых реалий.
Следует отметить, что организация налогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом:
налоги должны быть по возможности минимальными;
при налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога;
налоги не должны препятствовать конкуренции;
налоги должны соответствовать структурной политике;
система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны;
в системе должно быть исключено двойное налогообложение;
налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;
величина налогов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг.
Церкви (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей концессии церковный налог.
В налоговой системе ФРГ насчитывается 45 налогов. Она состоит из трех уровней: федерального, земель и общины. Основную и фискальную роль играют в ней подоходные налоги.
Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов.
С 1993 года в ФРГ введен охраняемый от налогообложения прожиточный минимум, который постоянно изменяется в сторону увеличения. Так, в 1997 году от составил 12095 DM для одиноких и 24191 DM для семейных; в 1998 году он составил 12365 DM и 24731 DM.
При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу из дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные с получением доходов, и особые издержки. Некоторые виды особых издержек подлежат вычету в неограниченном количестве (например, церковные налоги, партийные взносы), другие с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной в зависимости от семейного положения. Это прежде всего вычеты страховых взносов и взносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. Затраты на собственное профобучение или повышение квалификации, затраты на работников в собственном хозяйстве, а также школьные расходы вычитаются в твердо установленной сумме. К особым издержкам относятся также алименты разведенным или живущим отдельно в течение длительного времени супругам (у алиментополучателя они облагаются налогом).
Налогооблагаемая база может быть уменьшена на сумму непредвиденных расходов (расходы на пребывание в больнице, расходы родителя-одиночки на бытовые услуги при воспитании ребенка моложе 16 лет).
Налогообложение осуществляется на основе тарифной прогрессии.
Ставки подоходного налога на 1997 год приведены в таблице 1:
Таблица 1
Тарифные зоны | Налогооблагаемый доход | Ставка налога, % | |||||
С | ДО | ||||||
одинокие | женатые | Одинокие | женатые | Одинокие | женатые | ||
Первая зона | 25,9 | 33,5 | |||||
Вторая зона | 33,5 | ||||||
Высшая пропорцио-нальная зона | Свыше 120042 | Свыше 250084 | |||||
В конце года при подаче декларации сумма изъятого подоходного налога корректируется в зависимости от фактически понесенных расходов и с учетом необлагаемого прожиточного минимума.
Таблица 2. Ставки налогов на недвижимость (имущество), на прибыль, НДС в зарубежных странах.
Страна | Налог на недвижимость (имущество) | Налог на прибыль | НДС | |
Германия | 1,3 | |||
Гонконг | 1,5 | 17.5 | - | |
США | ||||
Испания | - | 35,5 | ||
Швеция | - | 23,5 | ||
Норвегия | 0,3 | |||
Франция | - | 18,6 | ||
Австрия | 1,5 | |||
Бельгия | - | |||
Италия | - | |||
Греция | 1,5 | |||
Финляндия | 1,5 | |||
Польша | - | |||
Базовая ставка налога с корпораций составляет 30%. В том случае, если прибыль корпораций не распределяется, используется ставка в 45%. Таким образом стимулируется распределение прибыли корпораций.
Проблема двойного налогообложения, возникающая повсеместно при включении дивидендов, выплачиваемых акционерам из чистого дохода корпораций в облагаемый личный доход физического лица, решена в Германии посредством зачета суммы налога, уплаченного корпорацией при формировании налогооблагаемой базы у акционеров по подоходному налогу.
Земельным налогом облагается в Германии земельные участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.
Взимание налога осуществляется общинами. Ставка налога состоит из двух частей, одна из которых устанавливается централизованно, другая представляет собой надбавку общины.
От уплаты налога освобождаются учреждения, финансируемые из государственной казны, церкви, различные некоммерческие предприятия, а также земли, используемые в научных целях, и общественного назначения.
Важное место в налоговой системе Германии занимают поимущественные налоги, история которых насчитывает уже более 920 лет. Налогом на имущество облагается собственность юридических и физических лиц. Как и в случае подоходного налога, при взимании этого налога различается ограниченная и неограниченная налоговая повинность. Базой для исчисления по этому налогу является стоимость совокупного имущества налогоплательщика к началу календарного года, уменьшенная на необлагаемый минимум. Для физических лиц он равен 70 тыс.DM. К нему предоставляется дополнительный необлагаемый минимум в размере 30 тыс.DM в том случае, если налогоплательщику исполнилось 60 лет или он получил инвалидность.
Ставка поимущественного налога для юридических лиц 0,6% ежегодно от стоимости налогооблагаемого имущества, для физических лиц - 1%.
При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу вычитаются долги и обязательства, а также установленные законом льготы. Так, не принимаются в расчет процентные и беспроцентные задолженности, сберегательные вклады, банковские активы, активы почтовых счетов, платежные средства, акции и паи ниже общей суммы в 11 тыс.DM; по физическим лицам - страховки, пособия из фонда занятости населения и т.п.
Благородные металлы, драгоценные камни, жемчуг, монеты и медали учитываются только в том случае, если их стоимость превышает 10 тыс.DM, украшения и предметы роскоши - 10 тыс.DM в совокупности, произведения искусств, коллекции - при стоимости выше 20 тыс.DM.
Характеризуя далее организацию налоговой системы в Германии, следует также отметить, что высокодоходные земли причисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, к числу которых, прежде всего, относятся новые федеральные земли.