China Mobile Communications на мировом рынке ИКТ

Введение.

В последние годы наблюдается рост важности и такого сектора, как телекоммуникации. Один из хороших примеров этой отрасли - компания China Mobile Communications. В 2009г. Компания вышла на первое место в мире по количеству абонентов. В 2012 году количество абонентов компании достигло 710 миллионов. Этот рост отражает стремительное развитие телекоммуникационных технологий в Китае, а также растущую потребность в технологических инновациях.

China Mobile Communications является транснациональной корпорацией. Транснациональные корпорации активно развивались и приобретали всё большее значение в глобальных экономических процессах на протяжении второй половины 20-го века. Эти организации, контролируют, используют и распределяют товары и услуги, а также создают рабочие места, прибыль и знания на всё более глобальном уровне, ТНК оказывают всё более значительно влияние на мировую экономику. Соответственно, всё более усиливается необходимость их изучения. Под транснациональной компанией понимается предприятие с общественной, частной или смешанной собственностью, созданное двумя или более странами, независимо от юридической формы или сферы деятельности этого предприятия. Такая компания функционирует в рамках одной системы принятия решений, через координацию действий внутри компании достигается целостная, единая стратегия и тактика всей деятельности ТНК. Все части компании соединены друг с другом либо через единую собственность, либо в иных формах, в результате каждое отдельное звено компании оказывает эффективное воздействие на деятельность других звеньев. Особенно наглядно это проявляется в совместной ответственности различных звеньев ТНК, в их общем доступе к ноу-хау и ресурсам. Помимо этого, критерием транснациональной корпорации является наличие у нее зарубежных активов с долей не менее 10% уставного капитала.

China Mobile Communications на мировом рынке ИКТ.

Телекоммуникационная инфраструктура Китая растёт впечатляющими темпами. Особенно интересен тот факт, что развитие этой отрасли произошло за крайне короткие сроки: в 1982г. Китай инвестировал всего лишь 0,2% ВВП в телекоммуникации, однако уже к 2005г. стандарты телекоммуникационной инфраструктуры и обеспеченность населения средствами связи достигли уровня стран со средним уровнем доходов. В начале периода экономических реформ Министерство почты и телекоммуникаций сохраняло монополию в сфере телекоммуникаций, выступая одновременно и в качестве регулятора, и в качестве поставщика услуг. Домашние телефоны были предметом роскоши для большинства населения и при существовавших уровнях дохода приобретение телефона было недоступно для большинства населения. К концу 1989г. на 100 домохозяйств насчитывался всего 1 телефон.

Тем не менее, начиная с 1990-х гг. ситуация радикально изменилась. Базовые стратегии в телекоммуникационной сфере изменялись по мере того, как государство осознавало важность развития телекоммуникаций для общего экономического развития. В 1993г. Министерство почты и телекоммуникаций разделило сферы предоставления услуг и надзора, передав первые в ведение созданной для этой цели компании China Telecom, на сегодняшний день являющейся самым крупным оператором стационарной телефонной связи в Китае. В 1997г. в рамках реструктуризации компании была выделена China Mobile Limited, ставшая к настоящему времени не только самым крупным оператором в Китае, но и крупнейшей компанией мобильных коммуникаций в мире. Год спустя была основана компания-конкурент, находившаяся, тем не менее, также под государственным контролем – China United Telecom, также известная как China Unicom. Была значительно изменена ценовая политика, в результате чего установка телефонов и предоставление услуг связи стало высоко прибыльным бизнесом. Период ожидания установки телефона сократился с нескольких лет до 3-6 месяцев, и несмотря на по-прежнему высокую стоимость установки телефонов, спрос значительно вырос. Инвестиции в телекоммуникационный сектор стремительно выросли, достигнув 1,5% ВВП в 1993г., и с тех пор оставались на приблизительно таком же уровне. Телекоммуникационные компании несколько раз реорганизовывались, однако базовая модель отрасли сохранялась, представляя собой олигополию из государственных центрально контролируемых компаний, функционировавших согласно принципам рынка.

Быстро растущие уровни дохода китайского населения стимулировали активный спрос, а технический прогресс позволил значительно снизить издержки создания и развития современной телекоммуникационной отрасли. Использование достижений НИОКР позволило Китаю сделать прыжок в развитии передовой телекоммуникационной инфраструктуры, а создание адекватной институциональной системы обеспечило ее устойчивость. Под институциональной системой понимается китайская модель, при которой между компаниями существует определенный уровень конкуренции в комбинации с существенной степенью монопольной силы, что позволяет обеспечить высокую доходность. Одной из интересных особенностей такого развития является то, что Китай создал национальную телекоммуникационную инфраструктуру без участия иностранного капитала. Одним из условий допуска Китая в ВТО в 2001г. было допущение иностранного участия в телекоммуникационные сети, и к концу 2005г. в Китае было разработано и принято соответствующее законодательство, однако до сих пор иностранные компании имеют малые доли в сфере телекоммуникаций Китая (к примеру, испанская Telefonica Internacional является держателем 5,01% акций China Unicom).

Таким образом, в результате активной государственной политики по развитию телекоммуникаций сформировался рынок, крупнейшими игроками на котором являются три упомянутые компании: China Telecom, China Unicom и China Mobile. Доли, которые занимают эти компании на рынке мобильных услуг Китая, составляют, соответственно, 10%, 20% и 70%. Через короткое время после своего основания компания была зарегистрирована на Нью-Йоркской фондовой бирже и на фондовой бирже Гонконга (22.10.1997г. и 23.10.1997г. соответственно). В настоящее время компания является крупнейшим поставщиком мобильных услуг на материковом Китае и располагает крупнейшей в мире моибльной сетью и клиентской базой. China Telecom стабильно входит в рейтинги ведущих компаний по версии журналов Financial Times и Forbes, с кредитным рейтингом Аа3 агентства Moody’s и АА- агентства Standard & Poor’s, что соответствует кредитному рейтингу КНР в 2012г.

Рассмотрение China Mobile как крупнейшей из телекоммуникационных компаний КНР не только характеризует внутренний рынок телекоммуникаций и приоритеты развития Китая, но и тенденции внешнего инвестирования в рамках политики Пекина по поддержке выхода китайских компаний на глобальный уровень, поскольку в долгосрочную стратегию развития компании входит активное расширение на зарубежные рынки. Можно выделить два приоритетных направления выхода на зарубежные рынки: во-первых, как и многие глобальные конкуренты, компания стремится увеличить своё присутствие на рынках развивающихся стран. Во-вторых, европейский регион также рассматривается как потенциально перспективное направление, несмотря на насыщенность рынка.

Началом деятельности по выходу за рубеж для China Mobile можно считать 2006г., когда компания приобрела четвертый по размеру мобильный оператор Гонконга China Resources People’s Telephone и обеспечила мобильной связью загородные парки специального административного региона чтобы удовлетворить туристический спрос. В этом же году компания вела переговоры о приобретении мобильных операторов в Пакистане и Индии, которые, тем не менее, не состоялись. Наиболее обсуждаемой в 2006г. стала несостоявшаяся сделка между China Mobile и Люксембургской компанией Millicom, располагавшей на тот момент мобильными сетями в 16 развивающихся странах Латинской Америки, Азии и Африки, к примеру, Парагвае, Камбодже и Гане. Переговоры были прерваны Millicom в силу отсутствия уверенности в том, что китайская сторона сможет в оговоренные сроки выдвинуть предложение, соответствующее ее ожиданиям. Вместе с тем, столь осмотрительный подход к приобретению иностранных компаний объясняется сохраняющимся потенциалом для расширения клиентской базы на домашнем рынке в силу недостаточного распространения мобильных услуг в сельских местностях Китая, что позволяет China Mobile выстраивать долгосрочную стратегию глобальной экспансии. В 2008г. компания опубликовала планы по расширению присутствия на европейских рынках как дополнительный элемент стратегии глобального роста. Открытая в том же году в Лондоне штаб-квартира призвана координировать рост в Европе, Среднем Востоке и Африке. Таким образом, деятельность компании сфокусируется на развивающихся рынках, гражданах Китая, проживающих за рубежом, но желающих поддерживать связь с домом, а также на рынке краткосрочных визитов, который включает в себя предоставление мобильной связи во время деловых поездок и для постоянно увеличивающегося потока китайских туристов за рубежом. Отражает последовательное воплощение в жизнь данных планов текущее активное участие компании в торгах за право предоставления мобильных услуг на быстрорастущем рынке телекоммуникаций Мьянмы. Несмотря на то, что компания испытывает серьезную конкуренцию со стороны таких ведущих мировых операторов, как, среди прочих, шведский Telenor, упоминавшийся ранее люксембургский Millicom и французский Orange, совместное участие China Mobile и британского Vodafone может принести результат в виде стремительно растущего рынка, насыщение которого мобильной связью активно поддерживается правительством Мьянмы. Кроме

Таким образом, вкупе с сохраняющимися лидерскими позициями на внутреннем рынке, China Mobile последовательно разрабатывает и осуществляет политику глобальной экспансии с характерной в целом для китайской экономики ориентированностью на средне- и долгосрочные периоды. Стремление занять нишу в развивающихся странах косвенно поддерживается также и прочными позициями китайских компаний по производству телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов Huawei и ZTE.

1.2 История создания и особенности компании.

Компания China Mobile Limited существует с 1997 года. Главный её офис находится в Гонконге. На данный момент этот мобильный оператор обладает самой обширной сетью цифровой связи и самой большой базой абонентов в мире.

В 2002 г. China Mobile вытеснила мирового лидера рынка мобильной связи, британскую компанию Vodafone, на второе место. Это четвёртый по популярности бренд мира (после Microsoft, General Motors и Coca-Cola). Китайский рынок мобильной связи связи демонстрирует беспрецедентные темпы технологического роста и территориального продвижения. В 2006 году цены акций China Mobile на торгах фондовой биржи Гонконга выросли на 89%. В феврале 2007 г. общее число клиентов компании достигло 311 млн. человек. За один июль 2007 г. число абонентов China Mobile увеличилось на 5,6 миллионов. А по состоянию на октябрь 2008 года количество абонентов достигло отметки в 414,6 млн. человек. Да что говорить, достаточно отметить только тот факт, что число абонентов China Mobile больше, чем население США. Впечатляюще, не правда ли? Далее мы остановимся на некоторых особенностях этой истории успеха в мировом масштабе.

Технологические новации

Европейский стандарт мобильной связи GSM довольно широко распространён и в Китае. Однако не он является главной точкой приложения усилий по дальнейшему технологическому развитию. China Mobile уделяет особенное внимание сектору неголосовых услуг связи, где мы можем наблюдать стремительный технологический рывок. Компания заявляет о своем намерении в ближайшем будущем удвоить ассигнования на развитие именно этого направления. Какие же пока не совсем обычные для нас сервисы предоставляет China Mobile большинству своих абонентов? Вот несколько примеров.

Доступ к поиску Google через собственный портал мобильного интернета. По мнению аналитика Yankee Group Икс Джей Вана (XJ Wang), в Китае более популярен поиск по мобильному телефону, чем даже в США.

Передача коммерческой информации и чтение газет. Первая в Китае газета для мобильника была выпущена в 2004 году изданием «Чжунго фунюйбао» («Китайская женщина»). Ряд СМИ в крупных городах Китая подхватил эту инициативу. Сегодня подписчики различных мобильных газет Китая исчисляются десятками миллионов. Исследователи говорят о тенденции превращения мобильного телефона в полноценное СМИ.

Мобильное телевидение. Неотвратимый переход на сети третьего поколения (3G) ускорил развитие мобильной коммерции, а также мобильного телевидения. Впрочем, первые «мобильные сериалы» китайцы могли смотреть на своих телефонах ещё в 2005 году. К их обеспечению причастен, кроме China Mobile, также европейский провайдер Vodafone. Уже с начала 2006 года в Китае массово выпускаются мобильные телефоны с функцией телевизора. Абоненты China Mobile, в частности, могут смотреть не менее 56 телевизионных каналов.

Внутренняя политика

В китайских традициях – центростремительнсть и контроль. Сервисы China Mobile им закономерно следуют. "Выражайте патриотические чувства рационально. Не принимайте участие в незаконных акциях протеста. Не создавайте проблем. Любите Родину, не нарушая закон" – вот тексты SMS-обращения властей к населению Китая, разосланные во времена уличных беспорядков национальным оператором China Mobile: то, что тревожит правительство, находит необходимый отклик в политике компании.

Не секрет, что власти Китая пытаются жестко контролировать все аспекты общественной жизни, в том числе мобильную связь и интернет. Особое внимание уделяется цензуре текстов рассылаемых SMS. Дополнения к «Закону о коммуникации» Китая касаются регулирования содержания материалов, персылаемых по электронно-коммуникационным сетям. Вирусы, спам, рассылку недостоверной информации, мошенничество, порнографию по мере сил пытаются искоренять.

В составе China Mobile функционирует Служба контроля текстовых сообщений. Существует также «горячая линия», куда можно сообщить о полученном SMS-сообщении, подпадающем под какую-либо из вышеуказанных категорий. После семи жалоб абонента отключают. Уже более 19000 абонентов China Mobile подверглись такому «дисциплинарному воздействию». Компания также отслеживает аналогичные жалобы на интернет-провайдеров, с которыми сотрудничает. Как только количество жалоб превышает 50, сотрудничество с провайдером прекращается, и о рекламациях оповещаются соответствующие властные структуры. Для расследования подобных ситуаций в составе China Mobile содержится специальный штат – около 40 сотрудников.

«Административными методами» China Mobile пытается также решать проблемы, относящиеся к бизнесу. В частности, есть информация о том, что компания пресекает бесплатное посещение «нежелательных» WAP-ресурсов, пытаясь таким образом направить аудиторию к «желательным». Кстати, количество бесплатных WAP-сайтов в Китае уже превысило десять тысяч.

От национального оператора до глобального лидера

Если внутренняя политика компании выглядит скорее центростремительной, то внешняя – явно центробежна. По оценкам многих исследователей, в ближайшие годы China Mobile будет стремительно расширять свою деятельность и в других государствах.

Уже сейчас позиции китайского провайдера сильны в Гонконге и Пакистане. В 2007 году в Гонконге China Mobile приобрел местного оператора China Resources Peoples за $1 млрд, образовав новую компанию Сhina Mobile Peoples Telephone Company. Абоненты, как водится, от этого только выиграли: в частности, им был предоставлен внутрисетевой роуминг. В Пакистане же один из наиболее успешных операторов с некоторых пор так и зовется - China Mobile Pakistan. Многого ожидают также от альянса Сhina Mobile с южнокорейским SK Telecom. Корейская сторона в этом сотрудничестве готова внедрять уникальный опыт создания и внедрения сетей стандарта CDMA2000. Ещё в 2005 году сообщалось о переговорах China Mobile по поводу приобретения 49% акций компании «Узбектелеком». Переговоры же по приобретению активов люксембургской Millicom окончились отказом China Mobile от такого намерения. Компания собиралась заплатить за сделку 5,3 млрд долларов.

Сhina Mobile в своей победной экспансии не встретила никакой конкуренции в горном Тибете. В частности, с пика Джомолунгма можно позвонить, только пользуясь роумингом от China Mobile. Интересно, в «освоении» Тибета больше бизнес-интереса, или всё-таки некоего символизма? По крайней мере последний выглядит весьма красноречиво: Сhina Mobile способна пронести знамя цивилизации в самые архаичные и труднодоступные уголки планеты.

Если не принимать во внимание начавшийся в этом году кризис, темпы роста китайской экономики и технологий воистину поражают, и Сhina Mobile возглавляет эту тенденцию, подчас нелицеприятную для европейских и американских операторов. За какие-то 10 лет компания прошла путь от возникновения до мирового лидерства. Если наши операторы рассчитывают на дальнейшее международное развитие, борьба с подобными конкурентами будет очень и очень нелёгким делом, ведь компании уровня China Mobile, помимо всего прочего, обладают огромными финансовыми ресурсами. По данным wikipedia, рыночная капитализация компании на май 2008 года — $337,3 млрд (первое место в мире среди компаний сотовой связи; второе — у компании Vodafone).

Наши рекомендации