Найдите лишнее слово (словосочетание) и определите
О чем идет речь
3.1. Совокупность национальных экономик мира; международная мобильность факторов производства; международное перемещение товаров; устойчивые товарно-денежные отношения между национальными агентами.
3.2. Сельскохозяйственные товары; коммунальные услуги; товары охотничьего промысла; продукты добывающей промышленности.
3.3. Производство странами отдельных компонентов конечной про-дукции и обмен ими; развитие управленческих технологий, позволяющее оперативно контролировать деятельность экспортоориентрированных предприятий; выпуск продукции сверх внутренних потребностей данной страны.
Определите, о чем идет речь
4.1. Носят общемировой характер; требуют совместных действий всего мирового сообщества; угрожают всему человечеству.
4.2. Увеличение интенсивности международной торговли; значительные масштабы миграции рабочей силы; нарастание целостности финансовой системы современного мира; формирование единого информационного пространства.
4.3. Международная торговля; международный информационный обмен; деятельность международных экономических организаций; международное движение капитала.
ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ
И АНАЛИТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Используя ежегодный отчет Международного валютного фонда «Перспективы мировой экономики» (World Economic Outlook 200_) за последний год, выполните следующие задания:
а) определите относительную долю промышленно развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом экспорте по состоянию на 199_г. и 200_г. (годы выберите самостоятельно), результат представьте в табличном виде и графически (в виде гистограммы), сделайте выводы;
б) рассчитайте процент изменения стоимости экспорта в период 199_ – 200_ гг. (не менее семи лет) у развитых и развивающихся стран (включая разбивку по группам), результат представьте в табличном виде, сделайте выводы;
в) определите изменение доли в мировом экспорте в 199_ – 200_ гг. (не менее семи лет) следующих стран и групп стран: США, Япония, Великобритания, НИС, Еврозона, Франция, Германия, Канада, Индия и Китай, Россия. Результат представьте в табличном виде и графически, сделайте выводы.
2. Разъясните, каким образом соотносятся следующие понятия: интернационализация, интеграция, глобализация и регионализация.
3. Назовите основные страны (группы стран), определяемые как развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Какие признаки лежат в основе данной классификации стран? В чем проявляется ее некорректность?
4. Прокомментируйте следующие утверждения:
а) российская экономика неконкурентоспособна, поэтому для России нет места в мировом разделении труда;
б) глобализация опасна для бедных стран, им необходимо отгородиться от глобальных рынков, в том числе рынка капитала.
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ К ТЕМЕ 1
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ | ||
1.1. Да 1.2. Нет 1.3. Нет 1.4. Да 1.5. Нет 1.6. Нет 1.7. Нет 1.8. Нет 1.9. Да 1.10. Да | 2.1. д) 2.2. а) 2.3. д) 2.4. а) 2.5. б) 2.6. а) 2.7. б) 2.8. д) 2.9. б) 2.10. г) | 3.1. Устойчивые товарно-денежные отношения между национальными агентами (лишнее, – речь идет об основных чертах мирового хозяйства). 3.2. Коммунальные услуги (лишнее, – речь идет о торгуемых товарах). 3.3. Развитие управленческих технологий, позволяющее оперативно контролировать деятельность экспортоориентрированных предприятий (лишнее, – речь идет о формах проявления международного разделения труда). 4.1. Глобальные проблемы современности. 4.2. Основные формы проявления интернационализации. 4.3. Основные формы международных экономических отношений |
ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ | ||
1. Отчет МВФ можно найти на официальном сайте организации по адресу: www.imf.org. Полный путь к отчету выглядит следующим образом: IMF at work → Global → World Economic Outlook Reports → отчет за последний год. В самом тексте отчета необходимо найти раздел «Статистическое приложение» (Statistical Appendix), а в нем, в свою очередь, подраздел «Классификация стран» (Classification of Countries) |
Т е м а 2. Теории международной торговли
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Классические теории международной торговли: теория абсо-
лютных преимуществ (А. Смит), теория сравнительных преимуществ (Д. Рикардо).
Неоклассические теории международной торговли: теория Хекшера-Олина (теория соотношения факторов производства), парадокс Леонтьева.
Развитие классических теорий международной торговли: распространение классических теорий на множество стран и товаров, теория специфических факторов производства (П. Самуэльсон и Р. Джонс), теорема Самуэльсона-Столпера (влияние изменения товарных цен на доходы от факторов производства), теорема Рыбчинского (влияние предложения факторов производства на доходы от производства, «голландская болезнь»), эффект усиления Джонса.
Альтернативные теории внешней торговли: теория жизненного цикла продукта (Р. Вернон), теория эффекта масштаба (П. Кругман и К. Ланкастер), теория конкурентных преимуществ (М. Портер), теория пересекающегося спроса (С. Линдер), теория внутриотраслевой торговли (Б. Баласса).
Стандартная неоклассическая модель международной торговли (Ф. Эджуорт, Г. Хэберлер). Общее равновесие и перераспределение доходов в международной торговле. Эффект экономического роста: экспортоориентированный и импортозамещающий. Инструменты анализа международной торговли.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ