Методы государственного регулирования сельского хозяйства
Методы государственного регулирования сельского хозяйства представляют собой способы, приемы, которые используются в процессе регулятивной деятельности органами законодательной и исполнительной власти для решения задач в сфере сельскохозяйственного производства с целью достижения определенных результатов.
К общим следует отнести - экономические и административные. Они реализуются на всех условиях государственного регулирования, применимы к каждому объекту руководства. Специальные методы являются составной частью общих методов. Они конкретизируют общие методы и в совокупности способствуют осуществлению регулирования сельского хозяйства.
Методы государственного регулирования сельского хозяйства:
· экономический,
· рекомендаций,
· административный,
· убеждения,
· дозволения,
· прямых указаний.
Метод убеждения выступает как постоянная разъяснительная, воспитательная работа, способствующая приобретению и углублению работниками собственного опыта, распространению достижений науки и техники, повышению правовой культуры, моральному и материальному поощрению работников.
На практике государственные органы в регулировании сельского хозяйства все больше применяют метод дозволения. Основа этого метода — совершенствование самостоятельности в деятельности хозяйств, значительный рост квалифицированных кадров, повышение роли сельскохозяйственных производителей в управлении производством.
К прямым предписаниям относятся акты, в которых указывается конкретное поведение, не допускающее каких либо отклонений, и которыми руководствуется субъект в хозяйственно-производственной деятельности.
Метод прямых предписаний применяется государственными органами в отношении сельскохозяйственных предприятий, когда их деятельность должна соответствовать общегосударственным интересам.
Метод рекомендаций. Он заключается в том, что государственные органы предлагают тот или иной вариант решения, а хозяйства сами определяют его приемлемость. Рекомендации в отличие от обязательных предписаний исполняются на принципиально новых условиях в силу их авторитетности и научной обоснованности.
Административный и экономический методы являются основными в деятельности государственных органов по регулированию сельского хозяйства. Они взаимообусловлены и дополняют друг друга. Противопоставление административных методов экономическим означает противопоставление политики экономике. Они характеризуются единством цели. Наиболее оптимальное осуществление деятельности по регулированию сельским хозяйством достигается при неразрывном единстве экономических и административных методов.
Административные методы государственного регулирования есть способы и приемы воздействия на управляющую и управляемую системы, их отдельные элементы с использованием отношений соподчинения. Особенности административных методов заключаются в том, что с помощью этих методов осуществляется прямое воздействие на управляемый объект; определяются ближайшие задачи управляемого объекта, порядок и сроки их выполнения, устанавливаются ресурсы и условия работы.
Экономическими методами следует считать такую совокупность средств воздействия, которая основывается на использовании системы экономических стимулов (оплата труда, премирование, цена, себестоимость, хозрасчет, прибыль, рентабельность, кредит), предусматривающих материальную заинтересованность и материальнуюответственность управленческих работников, коллективов в процессе решения стоящих задач.
К числу экономических методов относят: ценообразование, хозрасчет, льготное кредитование, финансирование, экономические санкции, налоги, компенсации. Хозрасчет как метод хозяйствования обладает принципами: относительной хозяйственной самостоятельности в имущественной и планово-организационной сферах; стоимостного соизмерения расходов с доходами, самоокупаемости и прибыльности; материальной заинтересованности коллективов и каждого отдельного работника в результатах своей хозяйственной деятельности; материальной ответственности за эти результаты.
В соответствии с Законом «О приоритетности социального развития села и АПК в народном хозяйстве» проводится государственное инвестирование развития социальной сферы села и АПК. Строительство в сельской местности объектов образования, охраны здоровья, водопроводов, линий газоснабжения и электроснабжения и т.п. осуществляется за счет государственного и местного бюджетов.
В качестве экономического метода выступает льготное кредитование. Для поддержки, например, хозяйств и создания стабильных условий в случае получения кредита банка используются средства Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств. Кроме того, законодательством установлены определенные льготы по налогообложению хозяйств.
Экономические методы в современных условиях являются наиболее действенными средствами влияния на объекты государственного регулирования, т.к. их применение позволяет создавать экономические условия, которые подталкивают сельскохозяйственных производителей действовать в направлении, необходимом обществу, решать те или иные вопросы в соответствии с общегосударственными и личными интересами. Они позволяют сохранить свободный выбор поведения.
Таким образом, методы государственного регулирования сельского хозяйства представляют собой способы, приемы, которые используются в процессе регулятивной деятельности органами законодательной и исполнительной власти для решения задач в сфере сельскохозяйственного производства с целью достижения определенных результатов.