Особенности модели государственного регулирования экономики в Канаде
Канада входит в «семерку» наиболее крупных развитых стран. Ее ВВП в конце 90-х гг. Приблизился к 700 млрд. долл., а ВВП на душу населения был около 22 тыс. долл., что свидетельствует о высоком уровне экономического развития страны. Традиционно на экономику Канады оказывали влияние два главных фактора - наличие богатых природных ресурсов и соседство США.
Важнейшей особенностью канадской промышленности является то, что доля принадлежащих иностранным компаниям активов в промышленности страны превышает 40%, из них свыше 70% являются собственностью корпораций США. В частности, в электроэнергетике Канады иностранным компаниям принадлежит 63% активов, в химической промышленности - 68%, в автомобилестроении - 92%.
До 90-х гг. Государственный сектор занимал ведущие позиции в электроэнергетике, транспорте, связи и выступал крупным производителем широкого ассортимента товаров и услуг. 90-е гг. В экономической жизни Канады характеризовались началом демонтажа сложившегося за многие десятилетия механизма государственного регулирования. В этот период правительство продало частным инвесторам основную часть крупных государственных предприятий обрабатывающей и нефтегазовой промышленности. Приватизация была осуществлена также в сфере воздушного и железнодорожного транспорта, транспортной инфраструктуры - аэропортов, морских и речных портов, припортовых сооружений и средств связи.
Внешнеэкономические связи имеют большое значение для экономики Канады. В 1992-1997 гг. рост экспорта был главной движущей силой деловой активности в Канаде. Доля экспорта товаров и услуг по отношению к ВВП увеличилась с 18% в середине 80-х гг. до 26% в 1992 году почти до 40% в 1997г.
Экспорт минерального, лесного и сельскохозяйственного сырья традиционно определяет место страны в международном разделении труда. Более 70% объема канадского экспорта приходится на продукцию пяти секторов экономики: лесного комплекса, горнодобывающей и металлургической промышленности, пищевой и сельскохозяйственной отраслей, энергоносителей и автомобилестроения.
Денежно-кредитная и валютная политика Канады направлена на укрепление национальной валюты, которое достигается с помощью контроля за инфляцией и стабилизации обменного курса канадского доллара. Для этого Банк Канады устанавливает целевые ориентиры для темпов инфляции на 3-5 лет и осуществляет вмешательство на валютных рынках.
На современном этапе основным инструментом денежно-кредитной политики в Канаде является перемещение депозитов, принадлежащих правительству, из коммерческих банков в Банк Канады.
Девяностые годы отмечены началом демонтажа сложившегося за многие десятилетия механизма государственного регулирования канадской экономики. В этот период федеральное правительство продало частным инвесторам практически все принадлежавшие ему крупные предприятия в отраслях обрабатывающей и нефтегазовой промышленности, воздушного и железнодорожного транспорта, связи. Завершается приватизация объектов транспортной инфраструктуры - аэропортов, морских и речных портов, припортовых сооружений и т.п. Ликвидированы крупномасштабные системы субсидирования в сфере транспорта и в сельском хозяйстве. Большинство провинций передали в частные руки крупные телефонные компании. Муниципалитеты все шире привлекают частные компании для оказания социальных услуг.
С 1993 года начал уменьшаться объем государственных инвестиций. Правительство практически отказалось от антициклического регулирования, и его главной заботой стала ликвидация бюджетного дефицита, а в перспективе - сокращение объема государственной задолженности. Кредитно-денежная политика была переориентирована на сдерживание инфляции и оздоровление государственных финансов.
В 1997 году экономика страны обрела опору во внутренних факторах роста. Благодаря существенному удешевлению кредита (в предшествующие два года центральный банк неоднократно снижал процентную ставку) произошло оживление потребительского спроса. Темпы прироста потребительских расходов в 1997 году составили около 5% - самый высокий показатель за десятилетие. С конца 1996 гола продолжается подъем в жилищном строительстве, заметно увеличился объем закупок товаров длительного пользования. Так, в первые три квартала 1997 года было построено домов на 24% больше, чем за тот же период предыдущего года, продажи автомобилей возросли более чем на 16%, бытовой электротехники - 14%.
По оценкам экспертов Канада в 1997 году заняла 4-ое место среди стран, имеющих наиболее высокую конкурентоспособность (на 1-ом месте - Сингапур, за ним Гонконг и США).
В целом по основным показателям хозяйственного развития 1997 год стал лучшим за весь период с начала десятилетия. Реальный прирост ВВП - 3,5 % - самый высокий в группе семи ведущих индустриальных держав. Быстро расширяется внутренний спрос, темпы инфляции к концу года упали почти до 1%.
В промышленности произошла смена лидеров. Прежде это были корпорации «ресурсных» отраслей: нефтяная и газовая промышленность, лесопромышленный комплекс, производство цветных металлов. Существенно возросли объемы производства и инвестиций в наукоемких отраслях, таких как электронное и электротехническое оборудование, средства связи, некоторые виды промышленного оборудования, новые конструкционные материалы, фармацевтическая промышленность. Быстро развиваются автомобилестроение, химическая промышленность, производство строительных материалов.
В целом в последние годы в канадской промышленности шел процесс интенсивного обновления производственных фондов.
Строительство жилья начало быстро расширяться еще в 1996 году, а зданий и сооружений производственного назначения годом позже. Этому способствовало удешевление заемных средств и особенно снижение ставок процента по долгосрочным кредитам и займам на жилищное строительство.
В 1997 году положение на рынке труда улучшилось. Уровень безработицы составил 9,2%. В течение года было создано около 300 тыс. новых рабочих мест (в 1996 г. примерно 190 тыс.). При этом улучшились качественные параметры роста занятости. Созданные в 1997 году новые рабочие места более стабильны и лучше оплачиваются. Большинство из них предполагают полную занятость. Быстро растет занятость в обрабатывающей промышленности. Экономические обозреватели расценивают все это как признак «здорового» роста канадской экономики и сильных конкурентных позиций канадских компаний на внутренних и внешних рынках.
Допустимый прирост потребительских цен установлен Банком Канады в пределах от 1 до 3%. Во второй половине 1996 года эксперты Центрального банка даже заговорили о появлении признаков дефляции.
В 1997 и 1998 гг., в условиях значительного ускорения роста экономики сохраняются возможности дальнейшего снижения темпов инфляции. Усиление конкуренции, технологические нововведения и повышение производительности труда сдерживают рост цен на всех стадиях производства. Предприятия прежде всего стремятся сократить издержки, а не повысить цены. В предшествующие годы они провели максимально возможное обновление производственных мощностей.
Ключевым элементом долгосрочной программы ликвидации бюджетного дефицита стало последовательное и крупномасштабное сокращение расходов при сохранении стабильных ставок налогообложения. По окончании 1995 фин.г. дефицит федерального бюджета уменьшился впервые за 20 лет. В марте 1997 года он составил менее 8,9 млрд. долл. по сравнению с 42 млрд. три года назад, а к ноябрю уменьшился до 5 млрд.
Благодаря быстрым темпам роста экономики и низким процентным ставкам на кредитно-финансовых рынках правительство сбалансировало бюджет ранее намеченного срока.
В целом показатель доли суммарного дефицита бюджетов центрального правительства и провинций по отношению к ВВП упал с 10% в 1992 фин.г. до 1% шесть лет спустя. Это существенно меньше среднего показателя по группе семи ведущих индустриальных стран.
Регулирование иностранных инвестиций в Канаде в 90-е годы заметно изменилось по сравнению с прошлыми десятилетиями. В ступившее в силу с 1989 года соглашение о свободной торговле с США и присоединение к нему Мексики свели к минимуму возможности канадского правительства контролировать приток капитала из этих стран, при том, что на США приходится примерно две трети общего объема поступающих из-за рубежа прямых капиталовложений. Условия инвестирования для партнеров Канады по Североамериканскому соглашению о свободной торговле в ближайшие годы будут распространены и на инвесторов из стран-членов Всемирной торговой организации.
Между тем по регламенту, действовавшему в отношении членов ВТО в 1997 году, рассмотрению и утверждению подлежат крупные инвестиционные проекты, предполагающие прямые капиталовложения в сумме свыше 172 млн. долл. Портфельные инвестиции из стран ВТО подлежат контролю только в тех случаях, когда их объем предполагает переход в руки зарубежного инвестора свыше 50% активов канадского предприятия. Более строгие правила контроля действуют в небольшом числе отраслей - урановой промышленности, в сфере финансовых услуг и транспорта, а также в сфере культуры (издательское дело, кинематография, распространение аудио-продукции). В этих областях канадское правительство оставляет за собой право контроля и запрета в случае, если: а) прямые инвестиции превышают 5 млн. долл.; б) портфельные инвестиции превышают 50 млн. долл. За первые 9 месяцев 1997 года министерство промышленности Канады отклонило только два из всех рассмотренных им новых инвестиционных проектов.
В 1996 году объем капиталовложений в Канаду составил 180 млрд. кан. долл, из которых 120 млрд. поступили из США. Второе место по объему прямых капиталовложений занимала Великобритания - 14 млрд., а третье - Япония (6 млрд.). Японские фирмы в последние годы заметно активизировали свою инвестиционную деятельность проявляя особый интерес к вложению средств в строительство автосборочных предприятий, в предприятия лесопромышленного комплекса, а также в операции с недвижимостью.
Вывоз капитала из Канады в 1996 году был примерно равен ввозу. Прямые канадские инвестиции за рубежом составили 171 млрд.долл. За последние десять лет они увеличились более чем в 1,6 раза, тогда как ввоз капитала - примерно в 2 раза. Около 65% прямых зарубежных капиталовложений канадских инвесторов было направлено в США.