Классификация объектов инфраструктуры
В современной экономической науке наиболее часто встречается классификация инфраструктуры, которая подразделяется на две группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и прочее. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и т. д.
Более расширенная классификация предлагается авторами Политической энциклопедии в которой выделяют производственную инфраструктуру (в зарубежной литературе — техническую) — транспорт, связь, сети и системы топливо-, энерго- и водоснабжения; социальную инфраструктуру — к ней относят все перечисленные выше отрасли в той части, в которой они обслуживают население (это создает известные статистические трудности, и иногда в анализах это выделение «социальной составляющей» не делается), а также специфической отрасли — здравоохранение, образование, культура, бытовое обслуживание, обществ, безопасность [13].
Институциональная инфраструктура объединяет элементы управления пространственными социально-экономическими и политическими процессами — органы принятия решений (ОПР) различного уровня. Рыночная инфраструктура включает все элементы, обеспечивающие функционирование рыночной экономики и проявление присущих последней закономерностей (банки, страховые компании, биржи, центры информации и рекламы и т. п.).
Выделяют также информационную инфраструктуру (информационные системы, консалтинговые, маркетинговые и инжиниринговые фирмы, технополисы, бизнес-инновационные центры и др.). По мере перехода к новой стадии развития общества — информационная — эта сфера хозяйства может превратиться из инфраструктурной (обслуживающей) в структурную отрасль пространств, экономики.
Инфраструктура региональная — организационно-экономическая система, обслуживающая комплексы территориально-хозяйственные и способствующая их адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, обеспечивающая свободное внутри- и межрегиональное, перемещение товарных, сырьевых, трудовых, финансовых, инвестиционных, информационных ресурсов. Основная функция региональной инфраструктуры — создание условий, необходимых для поддержания нормального процесса производства и воспроизводства его факторов (средств производства, рабочей силы, финансово-кредитных и природных ресурсов), в соответствии с которыми выделяются укрупненные элементы инфраструктуры (производственная, социальная, институциональная, рыночная, информационно-инновационная).
В РФ современное состояние региональной инфраструктуры, несет на себе отпечаток трудностей переходного к рынку периода и экономического кризиса. Развитие рыночных форм региональной инфраструктуры, во многом носит стихийный и неравномерный по регионам характер, что обусловлено несовершенством законодательной базы, неоднородностью кризисных явлений в различных регионах страны, слабой интеграцией региональных, воспроизводственных систем. В силу этого вновь создаваемые институты региональной инфраструктуры, концентрируются главным образом в крупных экономических центрах [14]. Перспективы региональной инфраструктуры, непосредственно зависят от траектории движения к макроэкономической стабилизации, а также от переноса центра тяжести реформ на уровень регионов и предприятий. При этом ключевая роль принадлежит системам информатизации, в которой чисто инфраструктурные функции сочетаются с инновационными. Оба взаимосвязанных функциональных компонента способствуют распространению рыночных реформ с макроэкономического уровня на вертикально-горизонтальный, т. е. на территориальный, где реально функционируют производительные силы, создаются товары и услуги.
Территориальные центры информатизации призваны обеспечивать распространение (на возмездной и безвозмездной основах) инноваций, повышающих технический уровень производства и ведущих к его структурной перестройке. Та часть инноваций, которая осваивается успешно, становится ориентиром для массы предпринимателей и определяет магистральное направление экономического подъема. Таким образом, инновации образуют емкий информационный рынок, важной составляющей которого выступает распространение заимствованных инноваций по организации работы предприятий в рыночных условиях.
Информационный эффект такого рода носит системный, межрегиональный характер. Инновационная составляющая регион, информатизации дополняется эффектом, который может быть получен вследствие интеграции на основе информационных технологий основных элементов регионально-отраслевой инфраструктуры. Интегрированная инфраструктура обеспечивает обслуживание всех стадий производства продукции и ее продвижения на рынок, взаимодействие производителей, специалистов маркетинговых служб и разработчиков новой техники, возможность контроля ситуации со стороны системы административно-хозяйственного управления. Создание интегрированной регионально-отраслевой инфраструктуры, охватывающей производство, сбыт продукции и сферу управления, проявляется в коммерческом аспекте через повышение гибкости производства, т. е. его возможности реагировать на текущие и отдаленные изменения рыночной конъюнктуры [15].
Кроме того, значительный эффект заключен в информатизации социальной сферы, поскольку от оперативности и полноты информации о социальных процессах зависит политическая и экономическая стабильность как отдельных регионов, так и страны в целом. Понятие «региональная инфраструктура» имеет высокий содержательный смысл: все отрасли должны быть в определенном соответствии (как с обслуживаемыми объектами, так и между собой), если не сказать «в комплексе» (хотя инфраструктурный комплекс — термин, используемый в литературе), и быть управляемыми на уровне региона. Если региональная инфраструктура управляется из центра, то это верная предпосылка к возникновению диспропорций, а в чрезвычайных ситуациях — к потере оперативности.
Рассмотренные выше классификации являются наиболее типичными и часто встречающимися. Они раскрывают основные общие компоненты каждого отдельного вида инфраструктуры. В виду того, что научные основы развития инфраструктуры только разрабатываются, то, соответственно все типы инфраструктуры сгруппировать и отразить не представляется возможным. Поэтому классификация инфраструктуры, которая наиболее комплексно отражает все сферы экономической, социальной и политической жизнедеятельности, представлена социальной, институциональной и производственной инфраструктурой,
Производственная инфраструктура – совокупность организаций, обеспечивающих или сопровождающих промышленную деятельность, финансирование промышленности, реализацию и продвижение продукции промышленной деятельности на местные, общероссийские и международные рынки товаров.
Институциональная инфраструктура – это совокупность учреждений и институтов, обеспечивающих определенность действий индивидов на рынке, что значительно снижает издержки коллективного действия по выработке устойчивых правил и механизмов, которые должны стать катализатором для нарождающихся институциональных структур (хотя и необязательно эффективных для демократического общества в случае с теневым рынком).
Социальная инфраструктура – это совокупность отраслей, объектов и учреждений, обеспечивающих оптимальные условия жизни и воспроизводства населения в рамках конкретной территории (поселение, район, область, регион и т. д.)
Подводя итог всех рассмотренных выше классификаций инфраструктур, можно сделать вывод, что каждая из них представляет собой лишь совокупность тех или иных объектов, отнесенных к той или иной группе, в зависимости от назначения.
Проводя детальной анализ каждой из составляющей инфраструктуры, такой как сфера образования, здравоохранение, ЖКХ и прочее, становиться очевидным тот факт, что сама по себе отрасль функционировать не может. То есть здание должен кто-то построить – строительный комплекс, до объекта здравоохранения необходимо как-то добраться – транспортный комплекс, персонал, обслуживающий пациента, обучающий школьника, содержащий сферу ЖКХ необходимо выучить – сфера образования. Аналогично здравоохранению можно представить образование жилищно-коммунальное хозяйство и ряд тому подобных сфер экономической и социальной жизни общества.
Подводя итог проделанному анализу существующих классификаций и их составных частей, становиться очевидным тот факт, что функционирование ряда объектов социальной инфраструктуры напрямую зависит от наличия и взаимосвязи с определенными отраслями экономики. Такие отрасли имеют одинаково большое значение для развития каждого из объектов инфраструктуры и создают такие условия, без которых удовлетворительное функционирование как социальной, так и производственной сфер не представляется возможным.
Так как ряд составляющих инфраструктуры – транспортная, финансово-кредитная, инженерная, энергетическая, строительная, административная – по праву обеспечивают возможность функционирования как производственной, так и социальной инфраструктуры.