Методы и направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь
Ещё с момента получения своей независимости в Беларуси проводится социально-ориентированная рыночная экономика. Данная модель экономики имеет свою особенность: она обладает относительно высокой инфляциогенностью. Несмотря на различные попытки административного регулирования цен, темпы инфляции в Беларуси на протяжении последних лет были одними из самых высоких даже среди 11 стран СНГ.
Руководство страны борется с обострившейся инфляцией. Первый шаг верный шаг на пути исправления сложившейся экономической ситуации уже был сделан - это выход на единый валютный курс. Вторым шагом являлась либерализация цен, однако была остановлена государством.
На данный момент правительство проводит мягкую макроэкономическую политику, основанную на эмиссионном финансировании экономики. Однако, как видно из показателей, она не эффективна в сложившейся ситуации. Поэтому правительству было поручено разработать сценарий для балансировки. Основными задачами, которого на 2012 год являются: снижение инфляции до 19%, выход на положительное сальдо внешней торговли, наращивание золотовалютных резервов на 5 млрд. USD.
Исходя из сложившейся ситуации Минэкономики Республики Беларусь рассмотрело несколько сценариев развития экономики в 2012 году с целью выработки наиболее приемлемого варианта, позволяющего снизить инфляцию и при этом не допустить рецессии и значительного снижения доходов населения.
1. Инерционный. При данном сценарии развития событий для удовлетворения запросов реальной экономики в льготном кредитовании в 2012 году потребуется около 30 трлн. BYR эмиссионных денег. Это позволит нарастить темп роста ВВП, однако приведет к росту цен в 3 раза, а курс может уйти выше 20.000 BYR/USD. Падение уровня жизни Минэкономики даже не берется оценить. В таких условиях стабилизация невозможна.
2. Обеспечение инфляции на уровне экономической безопасности. Предполагает снижение инфляции до уровня экономической безопасности, которая согласно концепции национальной безопасности не должна превышать 12%. Однако резкое торможение инфляции может привести к сокращению ВВП и снижению доходов населения. Поэтому при подготовке прогноза Минэкономики исходило из того, что в будущем году можно было бы добиться снижения инфляции до 19%, но при этом закладывалось, что уже в конце текущего года (сентябрь - декабрь) эмиссионное кредитование будет ограничено 2 трлн. BYR при положительных ставках на денежном рынке.
3. Увеличение эмиссии и отрицательные ставки. На сегодняшний день ставки глубоко отрицательные, а эмиссионное кредитование только за сентябрь - октябрь уже превысило 2 трлн. BYR. Если такая политика продолжится до конца года, то по итогам 2012 года инфляция вместо 19% составит 25%, что приведет к снижению доходов населения на 5%.
По мнению правительства, жесткая денежно-кредитная, бюджетно-налоговая политика позволит стабилизировать ситуацию и снизить инфляцию в будущем году до 19%. Если же вновь проводить мягкую макроэкономическую политику и в прежнем объеме кредитовать госпрограммы, то это вызовет резкий рост инфляции, считают в правительстве.
Планируется также уйти от эмиссионного кредитования экономики. Путём введения "диктата" повсеместной экономии. Так, планируется на 3% снизить материалоемкость. При этом существенно снизить издержки в валовом производстве, чтобы обеспечить рост ВВП и повысить конкурентоспособность отечественной продукции. "Это значит, что предприятия и экономика в целом должны держать экспортные рынки, технически перевооружаться, привлекать инвестиции и кредиты, и если продавать собственность, то для создания новой более конкурентоспособной. Главное - экономить, на каждом техническом переделе, на стройке, в каждой бюджетной организации. Перерабатывая такие огромные объемы металла, нефти, газа, древесины, мы должны не только экономить, но, и это второе главное требование, повышать производительность труда", - сказал Михаил Мясникович. По мнению правительства, средства предприятий следует эффективнее использовать на инновационное и инвестиционное развитие. В 2012 году предлагается основные инвестиции направлять в технологию, машины и оборудование.
Задания по росту экспорта в 10,6% в 2012 году являются крайне напряженными и будут обеспечиваться в условиях роста реального курса рубля в основном промышленностью с доведением ее доли в ВВП до 34%, т.е. плюс 2,1%. Планируется, что экспортная выручка по продукции промышленности в 2012 году составит $7,5 млрд. Немалые надежды возлагаются на деревообработку, развитие производства на местных ресурсах, сельское хозяйство.
Сдерживание инфляции в пределах 19-22% за год планируется решать за счет жесткой денежно-кредитной политики и поддержания стабильного курса валюты. Правительство при этом обещает, что в 2012 году вырастут и реальные доходы граждан. Михаил Мясникович подчеркнул, что монетарные методы и внутренний контроль за ценообразованием будут приоритетными в ручном управлении экономикой страны в 2012 году.
Важнейшим условием достижения ценовой стабильности станет то, что Национальный банк не будет осуществлять эмиссионное кредитование банков для финансирования инвестиционных проектов. Рефинансирование банков будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности.
Также государству следует всё же отказаться от административного регулирования цен. Если цены и растут, то рано или поздно они упираются в потолок покупательной способности и прекращают свой рост. Также следует отказаться от эмиссий в больших объёмах, которые только разгоняют инфляцию; не удерживать искусственно номинальный курс белорусского рубля, а позволить ему корректироваться в зависимости от спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Необходимо уменьшить уровень господдержки, госфинансирования предприятий, так как такие организации всегда знают, что если что случится, то их подержит государство, предоставив, например, льготный кредит. Но это неправильно, ведь в обратной ситуации, то есть без поддержки предприятия начали бы искать способы сокращения своих расходов и работали бы намного эффективнее, если хотели бы. А если нет, то государству стало бы сразу понятно, что организация убыточная и что на неё не следует тратить деньги, так как никакой отдачи не получишь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, в других же,как в Республике Беларусь, находятся вначале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт,могут избежать чужих ошибок.
Хотелось бы отметить, что для проведения успешного антиинфляционного регулирования необходимо четко изучить сущность инфляции,опыт развитых стран в борьбе с ней, определить инструменты антиинфляционной политики.
Стало понятно, что одним из важнейших инструментов антиинфляционного регулирования является успешное проведение денежно-кредитной политики, стабилизация обменного курса белорусского рубля, стабильность цен на товары и услуги.
Следует подчеркнуть, что в сложившейся ситуации правительство нашей страны должно поставить проведение антиинфляционной политики на первое место. Любая попытка в нынешних белорусских условиях увеличить денежную массу приведет к падению курса и новому витку инфляции. Запланированные параметры по курсу должны быть выполнены.
В реальном секторе и при растущем отрицательном сальдо эластичность курса и инфляции от эмиссии будет значительной. Вместе с тем рублевая денежная масса по отношению к ВВП столь мала, что без оборотки нарастить экспорт проблематично.
Среди других монетарных инструментов уменьшения инфляции наряду с сокращением денежной эмиссии следует отметить снижение дефицита госбюджета (особенно той его части, которая покрывается посредством денежной эмиссии), проведение более реалистичной процентной политики по депозитам и кредитам, регулирование резервных требований, политику доходов, сокращение бартерных операций и других суррогатных платежных средств (неплатежи).
Необходимо проведение мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в страну. Но данные задачи нереализуемы без активизации фондового рынка и создания его современной инфраструктуры. Эта задача должна иметь самый высокий приоритет сегодня. Ровно,как и создание нормативной базы для выпуска белорусскими предприятиями ценных бумаг.
Целью денежно-кредитной политики должно быть создание условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора экономического роста и повышения уровня жизни народа.
Таким образом,правительство нашей страны и Центральный банк РБ должны обеспечить внутреннюю и внешнюю устойчивость денежной единицы, поддержание стабильных цен и общей экономической политики государства.