Вопрос 2. Сущность и содержания понятий управление и менеджмент
Вопрос 1. Менеджмент как самостоятельная экономическая дисциплина. Актуальность изучения менеджмента. Понятие управления и менеджмента.
Менеджмент –вид деятельности, связанный с формированием хозяйствующего субъекта для достижения поставленных целей, координации всех видов ресурсов, имеющихся у субъекта, а также искусство получения необходимых ресурсов
Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительно работающую группу.
Хотя менеджмент и переводится с английского как управление, это более узкое понятие, связанное только с деятельностью организации. В соответствии с тремя областями объективного мира – неживой природой, биосферой, обществом – можно выделить три основных класса управления: управление в неживой природе; управление в организмах, живой природе; управление в обществе.
Объект теории управления, который мы будем рассматривать, в обществе – это управление организацией, состоящая из людей, каждый из которых – личность с ее неповторимыми характеристиками.
В центре исследований в теории управления находится человек, осуществляющий производительную деятельность, будь то руководитель или исполнитель.
Основными сферами данного вида деятельности являются: управление производством, управление персоналом, управление бизнесом, управление в государственных и муниципальных структурах, формирование конкурентных преимуществ в организациях разного типа.
Понятие «менеджмент» может рассматриваться в трех аспектах:
1) Менеджмент как наука;
2) Менеджмент как процесс управления в организации;
3) Менеджмент как управляющее звено в организации.
Предметом изучения науки о менеджменте является совокупность инструментов, которые позволяют проводить эффективную управленческую деятельность. К ним относятся законы, закономерности, принципы, категории, механизмы, модели.
Задача менеджмента заключается в том, чтобы деятельность организации велась максимально эффективно и результативно.
Первая причина для изучения такой дисциплины, как менеджмент, заключается в том, что сегодня в процессе принятия эффективных управленческих решений, как организациями, так и индивидами заинтересованы абсолютно все.
Вторая причина заключается в том, что большинству из нас после окончания учебного заведения и начала трудовой деятельности придется либо руководить, либо подчиняться. И для тех, кто планирует карьеру менеджера, понимание процессов управления станет основой для формирования соответствующих навыков.
Вопрос 2. Сущность и содержания понятий управление и менеджмент.
Менеджмент –вид деятельности, связанный с формированием хозяйствующего субъекта для достижения поставленных целей, координации всех видов ресурсов, имеющихся у субъекта, а также искусство получения необходимых ресурсов
По Друкеру, «управление – это особый вид деятельности превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительно работающую группу».
Хотя менеджмент и переводится с английского как управление, это более узкое понятие, связанное только с деятельностью организации. Управление имеет более широкий смысл и, как явление объективного мира, имеет 3 формы: управление в обществе, управление в неживой природе, управление в живой природе.
В данном курсе мы изучаем управление в обществе с целью приобрести навыки и знания для принятия эффективных управленческих решений, а так же руководства или подчинения.
Понятие «менеджмент» может рассматриваться в трех аспектах:
4) Менеджмент как наука;
5) Менеджмент как процесс управления в организации;
6) Менеджмент как управляющее звено в организации.
Предметом изучения науки о менеджменте является совокупность инструментов, которые позволяют проводить эффективную управленческую деятельность. К ним относятся законы, закономерности, принципы, категории, механизмы, модели.
Парадигма любой общественной науки, и в частности менеджмента, основывается на представлениях о реальности. Их формируют ученые, писатели, преподаватели и практики. Для общественной науки, каковой является менеджмент, представления о действительности гораздо важнее, чем для естественных наук. Парадигма не влияет на объективный физический мир. Следовательно, практики от менеджмента действуют так, как им подсказывают представления о действительности, лежащие в основе теории менеджмента. Еще важнее то, что реальность, на которую опираются естественные науки - физический мир и его законы, - неизменна (точнее, для ее изменения требуются эпохи, а никак не столетия, не говоря уже о десятилетиях). В социальном мире нет аналогичных "естественных законов". Предмет изучения меняется непрерывно. А это означает, что представления, которые были справедливы вчера, могут буквально в один момент стать несостоятельными и, более того, ложными.
Объектом изучения менеджмента является процесс управления в организации. Субъектом изучения менеджмента являются работники предприятия, которые занимаются управлением.
Существует три подхода к изучнию менеджмента: 1) системный; 2) ситуационный; 3) процессный.
К основным функциям менеджмента относятся: 1) планирование; 2) организация; 3) руководство; 4) мотивация; 5) контроль.
Они являются базовыми функциями в модели менеджмента (другими словами составляют механизм, структуру, процесс и кадры управления) , на них оказывают влияние внутренняя и внешняя среды, из них в свою очередь вытекает стратегия, зависящая от теории и методологии управления, совокупность этих механизмов выражается в результате организации.
В зависимости от объекта выделяются следующие основные виды менеджмента: организационный, стратегический, тактический (текущий), оперативный менеджмент.
В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития современного менеджмента: бурное развитие культуры организации; стратегическое управление и стратегическое планирование применяются во все более широком спектре специальных приложений; методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор; формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента.
Вопрос 3. Менеджмент как наука, как искусство, как функция, как процесс, как аппарат управления.
Менеджмент –вид деятельности, связанный с формированием хозяйствующего субъекта для достижения поставленных целей, координации всех видов ресурсов, имеющихся у субъекта, а также искусство получения необходимых ресурсов
Мы можем рассматривать менеджмент как:
1) Науку. Это область поведенческих знаний. На базе практической деятельности по управлению организациями возникла наука управления, которая имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.
2) Искусство. Это практика выполнения работы. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет кот требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Менеджмент нередко рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, методы.
3) Функция. Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
4) Процесс. Это решение проблем и задач организации. Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя (т.е. менеджера) и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий.
5) Аппарат управления. С помощью него организуется и координируется работа всех подразделений и использование ресурсов. Поэтому аппарат управления является составной частью любого хозяйствующего объекта.
Современные тенденции менеджмента: повышение важности клиентов, новаторство, глобализация, этика, многообразие трудовых ресурсов, предпринимательство, электронный бизнес, менеджмент знаний и обучающиеся организаций, всеобщее управление качеством.
Существует три подхода к изучению менеджмента: 1) системный; 2) ситуационный; 3) процессный.
К основным функциям менеджмента относятся: 1) планирование; 2) организация; 3) руководство; 4) мотивация; 5) контроль.
Они являются базовыми функциями в модели менеджмента (другими словами составляют механизм, структуру, процесс и кадры управления), на них оказывают влияние внутренняя и внешняя среды, из них в свою очередь вытекает стратегия, зависящая от теории и методологии управления, совокупность этих механизмов выражается в результате организации.