Три основные концепции бизнеса
Условно все теоретические толкования понятия бизнес могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую, прагматическую. Концепция - система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо.
Позитивная концепция. Её суть состоит в том, что бизнес понимается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.
Бизнес нацелен на всеобщее благо, подчинён всеобщим интересам, люди работают на благо общества.
Критическая концепция бизнеса. Данная концепция бизнеса исходит из того, что бизнес - это деятельность людей, направленная на получение доходов или прибыли. Ради дохода бизнесмен готов использовать любые средства и методы.
В разрезе критической концепции бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям. Бизнес – это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе. Бизнес – это нежелательный компонент жизни людей в целом, рассадник криминогенных процессов. Бизнес – исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.
Прагматическая концепция. В данной концепции бизнес рассматривается как явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность удовлетворять свои потребности в товарах и услугах.
Прагматизм - признание истиной лишь то, что дает практически полезные результаты. В данной концепции противоречия, возникающие в связи с действиями бизнесменов, рассматриваются как явление положительное в том смысле, что они стимулируют развитие экономики.
Можно выделить следующие составляющие этого подхода. Бизнес – это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к извлечению доходов, с другой – стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах. Бизнес – это противоречивое явление, но эти противоречия, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, в общем служат источником развития экономики
Бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей. С одной стороны естественная конкуренция интересов ведёт к навязыванию интересов одних людей другим, к ущемлению интересов и, может привести к непредсказуемым последствиям. С другой стороны, конкуренция интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей.
Субъекты бизнеса
Субъект бизнеса – это активная сторона любой сделки, носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки.
При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды.
Разграничение субъектов бизнеса по признаку их функциональной специализации обусловливает следующую классификацию субъектов бизнеса:
· предприниматели, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность, в том числе коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;
· индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, в том числе союзы и ассоциации потребителей;
· работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;
· органы государственной власти и управления в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.); государственные служащие;
· международные и национальные общественные организации, обладающие директивными полномочиями, и их сотрудники.
Функции бизнеса
В развитой рыночной экономике бизнес выполняет следующие функции:
общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическаяфункция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.
1. Общеэкономическая функция (определяющая в развитой рыночной экономики), объективно обусловлена релью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей, как субъектов рынков. Они создают товары услуги и доводят их до потребителей.
Предпринимательская деятельность осуществляется её субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объёмов ВВП.
2. Ресурсная функция. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Причём под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы предпринимательства.
3. Инновационная (творческо-поисковая) функция. Она связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.
4. Социальная функция. Выражается в возможности каждого индивида быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и способности.
5. Организаторская функция. Проявляется в принятии самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности.
Эта функция особенно чётко выражается в быстром развитии малого предпринимательства и среднего, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве».