Налоговый менеджмент как система управления имеет свои объект и субъект управления.
Тема 2. Содержание налогового менеджмента.
Вопросы:
1. Понятие, цель и задачи налогового менеджмента
2. Объекты и субъекты налогового менеджмента
3. Сущность налогового менеджмента.
4. Основные элементы налогового менеджмента.
5. Основы организации налогового менеджмента
Вопрос 1 . Понятие, цель и задачи налогового менеджмента
Налоговый менеджмент – это процесс управления налогами путем использования налогового механизма для воздействия на налоговую систему.
Учитывая, что налоговый менеджмент синтезирует методологию и технику управления налоговыми отношениями (налогами, налоговыми потоками), он представляет собой систему, строящуюся на основе специальных принципов, форм, методов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется это управление.
Налоговый менеджмент — это система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро- и микроуровнях.
Целью налогового менеджмента является реализация налоговой политики государства и хозяйствующего субъекта.
Цель должна быть выражена определенными показателями (сумма налоговых доходов и расходов, налоговой прибыли, абсолютные и относительные показатели эффективности, включая экономический рост, уровень налогового бремени и т.п.). Это относится и к стратегическим, и к тактическим целям и задачам, для реализации которых подбираются стратегические и тактические налоговые формы, методы, инструменты и приемы налогового менеджмента (диагностика налоговой деятельности, использование элементов налогообложения конкретных налогов, налоговое регулирование и контроль, налоговое планирование, оценка налоговых рисков и эффективности налоговых доходов и расходов и др.).
Важнейшим способом управления считается налоговое бюджетирование, которое предполагает балансирование налоговых доходов и расходов. В этой связи отличительной чертой налогового менеджмента является многовариантность, комбинация стандартных подходов с индивидуальными решениями, учитывающими конкретную ситуацию.
Задачи налогового менеджмента.
1. обеспечение налоговыми доходными источниками дея-
тельности субъекта управления;
2. эффективное использование налоговых доходов и нало-
говой прибыли;
3. оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков;
4. обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между
налоговыми доходами и налоговыми расходами) при до-
пустимом уровне налоговых рисков; минимизацию налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли;
5. достижение финансовой устойчивости и платежеспособ-
ности субъекта управления;
6. внедрение в практику управления системы налогового
планирования и бюджетирования;
7. повышение эффективности мер налогового регулирова-
ния и налогового контроля и др.
Результатом решения этих задач служит обеспечение налогового равновесия и сбалансированности налоговых потоков, т.е. надлежащее выполнение налоговым менеджментом всех своих функций.
Вопрос 2 Объекты и субъекты налогового менеджмента, их функции.
Налоговый менеджмент как система управления имеет свои объект и субъект управления.
Объектом налогового менеджментаявляются налоговые потоки, совершающие движение в результате выполнения налогами своих функций, а также налогового процесса на макро- и микроуровнях.
Причем для функционирования и корпоративного, и государственного налогового менеджмента объектом управления выступают как входящие, так и выходящие налоговые потоки, несмотря на то, что одни и те же потоки для государства считаются доходом, а для предприятий-налогоплательщиков — расходом. Только комплексное управление входящими и исходящими налоговыми потоками в целом и на каждом уровне в отдельности позволит достигнуть желаемой цели и обеспечить эффективность налогового менеджмента.
Субъектами налогового менеджментавыступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, другие государственные структуры и учреждения, включая аналогичные органы власти и службы субъектов РФ), а также сами налогоплательщики — юридические лица (предприятия, организации и их специальные подразделения (отделы, группы лиц)).
Взаимодействие субъекта и объекта налогового менеджмента осуществляется через постановку стратегических и тактических целей. Это центральное звено системы управления, от которого зависит выбор налоговых форм, методов и инструментов менеджмента.
Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента различаются: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятия — в уменьшении налоговых платежей. Однако общая цель налогового менеджмента, безотносительно к его уровню, заключается в укреплении финансов, повышении экономической эффективности и обеспечении экономического роста
При рассмотрении сущности налогового менеджмента нельзя не сказать о его функциях. Поскольку налоговый менеджмент представляет собой систему управления, следует выделять функции субъекта и объекта этой системы.
К функциям субъекта налогового менеджментаотносятся традиционные функции управления вообще с учетом налоговой специфики: организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль.
Функциями объекта налогового менеджментавыступают функции налогов: совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная.
Функции объекта предполагают потенциальную возможность реализации объективной сущности налогов, а функции субъекта налогового менеджмента связаны с деятельностью по реализации функций объекта на практике.
Вопрос 3. Сущность налогового менеджмента
Налоговый менеджмент — это наука, искусство и практика принятия управленческих решений по оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями, а также решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля.
Налоговый менеджмент — это наука, поскольку принятие налогового решения требует знаний как концептуальных основ управления денежными отношениями в обществе в целом и на отдельном предприятии и разработки научно обоснован: ных методов их реализации, так и общих закономерностей развития всего воспроизводственного процесса.
Налоговый менеджмент — это искусство, поскольку большая часть налоговых решений должна быть ориентирована на будущие успехи (высокие результаты) в области оптимизации государственных доходов, прибыли и затрат предприятий, государственных доходов, чистого дохода общества и доходов налогоплательщиков, что предполагает иногда чисто интуитивную комбинацию форм, методов и элементов налогового управления, но основанную на высоком профессионализме и знаниях экономических тонкостей.
Налоговый менеджмент — это практическая деятельность субъектов налоговых отношений по управлению налоговыми потоками рыночными формами и методами с целью укрепления финансов и роста доходов субъектов управления.
Налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко:
1. Как процесс принятия управленческих решений
2. Как систему управления.
Чаще всего возникающие у органов государственной власти и на предприятиях ситуации, связанные с движением налоговых потоков и управлением налоговым процессом, требуют принятия соответствующих налоговых решений. Управленческое решение предполагает определение цели, задач и программы действий или их корректировку. При принятии решений важно учитывать изменение и реакцию внешней среды (для государства — поведение налогоплательщиков и предложение ими объектов налогообложения; для предприятий-налогоплательщиков — изменение налогового законодательства и спроса на налоги). Субъекты налогового менеджмента должны приспосабливаться к внешней для них среде на основе обратной связи.
Менеджерские решения принимаются на основе обработки и анализа информации. Вместе с постановкой цели информационное обеспечение составляет важнейший этап технологии налогового менеджмента как процесса принятия управленческого решения. Технология налогового менеджмента представляет собой последовательную совокупность действий субъекта сцелью получения ожидаемого результата. Схематично этот процесспредставлен на рисунке 2.
Цель и задачи | Сбор, обработка и анализ информации | Выбор форм, методов, инструментов, приемов | Принятие решения в области налоговых | Разработка программы действий и организация | Контроль за выполнением решения | |||||||||
управления входящими и исходящими налоговыми потоками | доходов и расходов | выполнения решения | ||||||||||||
> | ||||||||||||||
Анализ | и оценка результатов | |||||||||||||
Рис. 2. Технология налогового менеджмента как процесса принятия управленческого решения
Налоговый менеджмент как система управления.Рассмотрение налогового менеджмента как системы управления расширяет его понимание как процесса принятия управленческого решения на основе системного подхода к взаимодействию субъекта и объекта управления.
Эффективность налогового менеджмента определяется прежде всего достижением управленческих целей. С учетом сказанного можно схематично построить взаимосвязи элементов налогового менеджмента как системы управления налоговыми потоками ( налоговыми доходами и расходами), представленные на рисунке 3.
Стратегические и тактические цели и задачи |
Налоговые формы, методы и инструменты налогового процесса |
Субъект |
Объект: налоговые потоки, налоговые доходы и расходы |
Экономическая, финансовая и налоговая информация |
Рисунок 3 - Взаимосвязи элементов налогового менеджмента как системы управления.
Цели определяются субъектом налогового менеджмента исходя из конкретных условий его функционирования и внешней среды, а также качественного состояния налогового процесса
При этом важнейшее значение имеет стратегическая цель, в которую закладываются общее направление и способы формирования и использования налоговых доходов (прибыли). В рамках стратегии субъекта налогового менеджмента осуществляется подбор адекватных тактических целей и задач, налоговых методов, инструментов и приемов воздействия на экономику, финансы, налоговые потоки соответствующего уровня.