Тема 6. Неоклассическая и кейнсианская модели общего экономического равновесия
1. Основные этапы развития классической (неоклассической) школы.
Закон Сэя.
2. Механизм установления равновесия нарынкетруда и денежном рынке в неоклассической модели. Реальный и денежный сектора экономики.
3. Неоклассическая модель общего экономического равновесия.
4. Кейнсианская критика основных положений неоклассической школы.
5. Особенности установления равновесия в кейнсианской модели.
6. Кейнсианская модель общего экономического равновесия.
7. Неоклассический синтез. Эффект А.Пигу. эффект И.Фишера.
8. Синтезированная модель общего экономического равновесия.
Вопросы и упражнения для самоконтроля
1. Как вы понимаете состояние общего экономического равновесия национальной экономики?
2. Сравните общее и частичное экономическое равновесие. Что общего и различного между этими понятиями?
3. В чем особенности неоклассической модели общего экономического равновесия?
4. Как, используя теорию равновесия, Дж.Кейнс доказывает необходимость государственного вмешательства в экономику?
5. Проведите сравнительный анализ неоклассической и кейнсианской моделей общего экономического равновесия.
Тесты
1. Какое из указанных положений является исходным постулатом классической школы?
а) спрос определяет предложение;
б) предложение благ порождает спрос на них;
в) государство не должно вмешиваться в экономику.
2. Что понимается под классической дихотомией рынка?
а) обособленность денежного рынка;
б) установление на денежном рынке относительных цен;
в) наличие двух параллельных экономик: реальной и денежной.
3. Какие действия со стороны правительства возможны, по мнению классиков, при нарушении макроэкономического равновесия?
а) дополнительное стимулирование экономического развития;
б) привлечение государственных инвестиций;
в) государственного вмешательства не требуется, т.к. экономика имеет встроенные стабилизаторы.
4.Какое положение является исходным пунктом кейнсианской школы?
а) в реальной действительности экономика всегда, или почти всегда, неравновесна;
б) государственное вмешательство в экономику объективно необходимо;
в) спрос определяет предложение.
5. Государственное вмешательство в экономику, по мнению кейнсианцев, необходимо, так как ...
а) ... экономика не обладает системой внутренних стабилизаторов;
б) ... без государства невозможно развитие социальной сферы;
в) ... самостоятельно не может выйти на равновесие на уровне полной занятости.
Тема 7. Теория экономических циклов.
1. Современные представления о циклическом характере развития экономики. Понятие циклов.
2. Фазы экономического цикла и их характеристики.
3. Основные подходы к объяснению причин цикличности. Механизм мультипликатора-акселератора (модель Самуэльсона ‑ Хикса). Теория «неравномерных толчков» Фриша.
4. Неоклассические теории бизнес-цикла.
Вопросы и упражнения для самоконтроля
1. Перечислите и поясните фазы экономического цикла. Назовите важнейшие характеристики экономического цикла.
2. Каковы причины экономических циклов?
3. В чем сущность механизма мультипликатора-акселератора? Почему данный механизм, объясняя причины колебаний, не объясняет природу цикла?
4. В чем разница между кейнсианскими и неоклассическими моделями делового цикла?
5. Допустим: доход данного и прошлого периодов составил соответственно 350 и 300. Рассчитайте доход следующего периода, если мультипликатор равен 0,5, акселератор – 2, а автономные инвестиции – 80.
Тесты
1. Какой из указанных ниже процессов не относится к фазе спада?
а) сокращение прибыли;
б) рост безработицы;
в) уменьшение размеров выплат по государственным трансфертам.
2. Какой из перечисленных ниже параметров относится к фазе подъема?
а) массовое обновление основного капитала;
б) сокращение безработицы;
в) снижение общего уровня цен.
3. К чему ведет однократное увеличение объема автономных инвестиций с закреплением его на достигнутом уровне?
а) к равномерным колебаниям национального дохода;
б) к росту потребления и дохода с монотонным приближением к новому равновесному уровню;
в) к постепенному понижению величины национального дохода до исходного равновесного уровня.
4. Что является самым нестабильным компонентом совокупных расходов в рамках экономического цикла?
а) потребительские расходы;
б) государственные закупки;
в) инвестиционные расходы на расширение производства.
5. С чем связано появление индуцированных инвестиций?
а) с приростом национального дохода;
б) с приростом населения;
в) с увеличением денежной эмиссии.
Тема 8. Теория инфляции
1. Понятие инфляции. Виды инфляции. Проблема темпов инфляции.
2. Монетарные и немонетарные концепции причин инфляции.
3. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса.
4. Включение инфляции в макроэкономическую модель равновесия.
5. Социально-экономические последствия инфляции.
Вопросы и упражнения для самоконтроля
1. Что такое инфляция? Чем отличается инфляция от инфляционного шока?
2. Какую роль играют ожидания в инфляционных процессах?
3. Может ли инфляция оказывать позитивное воздействие на экономику?
4. Предположим, экономика поражена внезапной 5% инфляцией. Каковы будут последствия данного явления для разных социальных групп населения?
5. Каковы цели и задачи антиинфляционной политики в современных условиях?
Тесты
1. Что такое инфляция?
а) рост цен выше предполагаемого (прогнозируемого) уровня;
б) разбалансированность денежного рынка;
в) долговременный процесс снижения покупательной способности денег.
2. Инфляция спроса может возникнуть в результате:
а) роста цен на сырье;
б) роста государственных расходов;
в) покрытия дефицита государственного бюджета за счет кредитов Центрального банка.
3. Действие каких факторов обусловливает инфляцию издержек?
а) рост уровня реальной заработной платы;
б) появление на рынке новых более дорогостоящих технологий;
в) рост номинальной заработной платы, а также цен на сырье и энергию.
4. Монетаристы видят причину инфляции в ...
а) ... увеличении в обращении финансовых активов с низкой ликвидностью;
б) ...росте номинального количества денег, превышающего рост производства;
в) ... необоснованном росте цен и тарифов в базовых отраслях производства.
5. Скрытая инфляция проявляется в ...
а) ... росте товарного дефицита;
б) ... дестабилизации денежного обращения;
в) ... затоваривании рынка.