Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека, римский философ).
Философия, экономика, социология, политология, правоведение.
Выбор темы - ответственная задача.
Вы должны быть уверены в том, что хорошо понимаете смысл высказывания (согласны или не согласны; понимаете то, что именно утверждает автор). Вы должны быть уверены в том, что владеете обществоведческими терминами, которые понадобятся (при этом термины и понятия должны относиться к теме эссе).
Вы должны быть уверены в том, что сумеете привести в защиту своей точки зрения примеры из истории, общественной, личной жизни…
Оценивается эссе в 5 баллов:
-раскрытие смысла высказывания (1 балл);
-характер и уровень теоретической аргументации (2 балла);
-качество фактической аргументации (2 балла);
Итак, тема выбрана, осознана. Работу следует начинать с черновика. Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, цитаты, примеры, мнения, аргументы, имена.
Важная «мелочь»: первая запись в черновике – это точная формулировка темы эссе. Вчитываясь в нее, вы оказываетесь в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Главная задача – понять и раскрыть тему, а не уйти от нее (ситуация весьма распространенная).
Схематично структура ЭССЕ выглядит так.
В-ТАА-ТАА-З (идеальный вариант, но по требованиям надо привести 2 аргумента)
ВСТУПЛЕНИЕ
Вступление – одна из самых ответственных частей работы.
Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы.
В первом предложении уместно сформулировать ваше понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно раскрыть его основную мысль, сказав это другими словами. Высказывание желательно перевести в обществоведческую плоскость
Например, тема эссе: «Человек немыслим вне общества» (Л.Н.Толстой)
Вы пишите: «Автор, в своем высказывании говорит о том, что личность человека формируется только в обществе в процессе социализации».
Для вас будет плюсом, если вы знаете информацию об авторе высказывания («политический деятель начала XX века», «английский историк», «общественный деятель»).
Во втором предложении, если высказывание проблемное, сформулируйте проблему высказанную автором . Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает, надо рассмотреть смысловое поле. Проблема в эссе – это смысл (актуальный вопрос, внутренне противоречие). Прочитайте высказывание. Задайте вопрос: «О чем хотел сказать автор высказывания». Иногда проблему можно сформулировать по ключевым словам. Если вы неправильно сформулировали проблему и не понимаете смысла высказывания, то это – 0 баллов.
Примеры формулировок проблем:
Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека, римский философ).
Я думаю, что философ в своем изречении поднимает проблему целостности общества. И если обратиться к современному определению общества, то можно увидеть, что оно во многом совпадает с определением античного философа Сенеки.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ | ПРОБЛЕМА | |
ЭКОНОМИКА | ||
«Наиболее эффективное средство для обеспечения благосостояния – конкуренция». (Л. Эрхард) | Проблема взаимосвязи конкуренции и уровня жизни. | |
«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л.Питер) | Проблема рационального использования ограниченных ресурсов. | |
СОЦИОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | ||
«Без многого может человек обойтись, только не без человека». (К.Берне) | Проблема взаимосвязи человека и общества | |
«Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н.Леонтьев) | Проблема формирования личности. | |
«Неравенство-такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр) | Проблема сущности социального неравенства | |
«Семья-это кристалл общества» (В. Гюго) | Проблема взаимосвязи семьи и общества | |
ПОЛИТОЛОГИЯ | ||
«Демократия-наихудшая форма правления, если не считать всех остальных» (У.Черчилль) | Проблема отличия демократического и других типов политических режимов. | |
«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Дж.Дж.Нейтан) | Проблема абсентизма (уклонение избирателей от участия в выборах) | |
ПРАВОВЕДЕНИЕ | ||
«Я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон) | Проблема взаимосвязи государства и права | |
«Цель наказания – не мщение, а исправление» (А.Н. Радищев) | Проблема сущности наказания. | |
ФИЛОСОФИЯ | ||
«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика (Л.Фейербах). | Проблема взаимосвязи теории и практики | |
«Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса: она лишена смысла» (А.Маслоу) | Проблема единства чувственного и рационального познания | |
Т.е при формулировании проблемы используйте речевые обороты:
Проблема взаимосвязи….
-проблема соотношения…
Проблема сущности….
-проблема единства…
-проблема роли…
-проблема противоречивости…