Слова раба Аллаха «Я уповаю на Аллаха», если в сердце своём он полагается на кого-то другого, подобны его словам «Я раскаялся пред Аллахом», если при этом он упорствует в грехе, который совершает.

См. "Фаваид"

СТЕПЕНИ УПОВАНИЯ

Степень первая: знание Господа и Его качеств – Его могущества, достаточности, вседержительства, знания обо всем и осуществления всего по Его воле и посредством Его могущества. Это знание – первый шаг, который делает раб Аллаха на пути упования.

Наш шейх сказал: «Поэтому не может быть упования ни у философа, ни у отрицающих предопределение кадаритов, утверждающих, что в царстве Его происходит и то, чего Он не желает. Не может быть настоящего упования и у джахмитов, отрицающих качества Всевышнего Господа. Настоящего упования не может быть ни у кого, кроме утверждающих…»

Степень вторая: утверждение причин и следствий. Упование отрицающего их неполноценно, хотя на первый взгляд может показаться, что как раз утверждение причин портит упование, тогда как их отрицание предполагает совершенство упования.

Знай же, что у отрицающих причины не может быть настоящего упования, потому что само упование относится к числу самых действенных причин обретения того, что надеются обрести посредством этого упования. Оно подобно мольбе, которую Аллаха сделал причиной обретения того, о чем человек просит в этой мольбе.

Если человек убежден, что Аллах не сделал упование причиной и не сделал мольбу причиной обретения чего-либо, то если то, в чем он уповает и о чем он просит в своей мольбе, предопределено ему, то оно случится, уповает он или не уповает, обращается к Аллаху с мольбой или не обращается, а если не суждено, то оно и не случится, вне зависимости от того, уповает он или не уповает…

Степень третья: твердость сердца в уповании только на Аллаха. У раба Аллаха не может быть настоящего упования до тех пор, пока объектом его упования не будет один только Аллах. Истинная сущность упования – единобожие в сердце. До тех пор, пока в сердце остаются привязанности, являющиеся придаванием Аллаху сотоварищей, его упование будет неполноценным и неправильным.

Чем чище единобожие, тем правильнее упование, ибо поистине, когда человек «оглядывается» на что-то или кого-то, кроме Аллаха, это занимает какую-то часть его сердца, и соответственно уменьшается его упование. Поэтому некоторые решили, что упование не будет правильным без отвергания причин. Это так. Однако отвергать их нужно сердцем, а не органами тела. Упование может быть правильным, только когда сердце отвергает причины, а органы тела, напротив, привязаны к ним, и таким образом человек и отделен от них, и привязан к ним, а Всевышний Аллах знает обо всем лучше.

Степень четвертая: сердце полагается на Аллаха и находит покой и умиротворение в этой своей связи с Ним. Так что не остается колебаний, вызванных зависимостью от причин. (Сердце) не полагается на причины – этого не остается в нем, но оно спокойно в отношении Создателя этих причин.

Признаком этого является то, что оно не обращает внимания на их появление и исчезновение. И сердце его не колеблется и не реагирует на уход тех из них, которые он любит, и приход того, что ему неприятно. Потому что то, что он полагается на Аллаха, и спокойствие, получаемое в результате, и привязанность к Нему уберегают его от того, чтобы связывать с ними страх и надежды.

Его положение можно сравнить с положением того, против кого выступил великий враг, которого он не способен одолеть, и он увидел открытую крепость, и хозяин крепости ввел его туда и закрыл за ним ворота, и он видит врага своего, находящегося за пределами крепости. В таком положении колебания сердца и страх перед врагом не имеют смысла.

Подобен он и тому, кому царь дал дирхем, а его у него украли, и царь сказал ему: «У меня есть во много раз больше, так что не беспокойся, и когда ты придешь ко мне, я дам тебе из моих сокровищ намного больше». И поскольку он знает правдивость слов царя, доверяет им и спокоен в отношении них, и ему известно, что сокровищницы царя действительно полны, то он не станет печалиться из-за своей потери.

Его можно также сравнить с грудным ребенком в его привязанности к материнской груди и спокойствии, которое он испытывает в отношении нее, поскольку не знает ничего иного. Сердце его не отвлекается ни на что иное. Как сказал один из знающих: «Уповающий подобен ребенку, который не знает ничего, кроме материнской груди. Так же и уповающий: он не устремляется ни к кому и ни к чему, кроме своего Всевышнего Господа».

Наши рекомендации