Расчет объемных и качественных показателей производственной программы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
----------------------
Московский государственный университет путей сообщения
(МИИТ)
--------------------------------------
Институт управления и информационных технологий
Кафедра экономики, организации и управления производством
Утверждено
редакционно-издательским
советом университета
АНДРЕЕВ Б.Ф., ГУСЕВА А.И., ЕМЕЛЬЯНОВА Р.А, ПАШИНОВА С.Ю.
РАЗРАБОТКА СВОДНОГО планового БЮДЖЕТА ДЛЯ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ
Методические указания к курсовой работе
по дисциплине
«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
для студентов специальностей
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ
НА ТРАНСПОРТЕ» и «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»
специализации «МЕНЕДЖМЕНТ НА ТРАНСПОРТЕ»
М о с к в а 2007 г.
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, диверсификации и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.
Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, себестоимость и повысить конкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности. Таким образом, бюджетирование для ОАО РЖД является очень важной задачей.
Целью курсовой работы является ознакомление студентов с порядком разработки сводного планового бюджета станции, который для сортировочной станции разрабатывается отделением железной дорог. Сводный бюджет состоит из бюджета производства и бюджета затрат.
В курсовой работе бюджет разрабатывается для сортировочной станции с небольшим объемом грузовой работы.
Исходные данные по вариантам приведены в прил. 1-6 Задания и частично в методических указаниях по выполнению данной курсовой работы.
Во введении студенту необходимо кратко отразить вопросы развития железнодорожного транспорта Российской Федерации, дальнейшего совершенствования и усиления бюджетирования, экономических рычагов и стимулов на развитие производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы, а также изложить содержание и порядок составления бюджета.
В порядке выполнения учебно-исследовательской работы студент должен проанализировать влияние на показатели работы станции (производительность труда, себестоимость и др.) одного из факторов, указанных преподавателем в дополнительном задании.
Исходные данные для разработки годового бюджета станции студенту задаются преподавателем по вариантам задания на выполнение курсовой работы.
Методические указания к курсовой работе могут быть использованы и при дипломном проектировании.
1. БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА
Данный раздел является базой для составления остальных разделов бюджета и отражает производственную программу (объёмные и качественные показатели по сортировочной, технической и грузовой работе станции), текущую эксплуатацию, капитальный ремонт и трудовые ресурсы. По текущей эксплуатации планируется один показатель – рабочий парк вагонов. Капитальный ремонт основных фондов в курсовой работе не предусматривается, поэтому расчет производим только показателей производственной программы и трудовых ресурсов (плана по труду).
Расчет объемных и качественных показателей производственной программы
Значения отдельных показателей производственной программы (объёмных и качественных) приведены в задании.
Расчёт объёмных показателей
По грузовой работе
- Среднесуточное отправление в целом по станции и с выделением важнейших грузов в тоннах, т/сут.:
(1.1)
где - годовое отправление груза со станции, тыс.т.,
в том числе по важнейшим родам груза, т/сут.:
(1.2)
где - годовое отправление j-го рода груза в общем направлении, тыс.т.
- Среднесуточное прибытие груза в тоннах, т/сут.:
(1.3)
где - годовое прибытие груза, тыс. т.
- Среднесуточная погрузка в вагонах, ваг/сут.:
(1.4)
где - средняя статическая нагрузка вагона с j -м родом груза, т;
n - количество родов груза, которые грузятся на станции.
- Среднесуточная выгрузка в вагонах, ваг/сут.:
(1.5)
где - статическая нагрузка вагона, прибывающего под выгрузку, т.
- Среднесуточное количество местных вагонов:
(1.6)
где - коэффициент сдвоенных операций (принимается =1,3 - 1,5)
По сортировочной и технической работе
- Среднесуточное количество транзитных вагонов, отправляемых со станции с переработкой, определяется по формуле:
(1.7)
где - отправление транзитных вагонов с переработкой, тыс.ваг/год.
- Среднесуточное количество транзитных вагонов без переработки ваг./сут:
(1.8)
где - отправление транзитных вагонов без переработки, тыс.ваг/год.
1.2.3. Среднесуточное количество отправленных транзитных порожних вагонов, ваг./сут:
(1.9)
где - суточное количество транзитных порожних составов, проследующих на станцию без переработки;
- средний состав порожнего поезда.
- Общий вагонооборот станции представляет собой сумму прибывающих и отправляемых вагонов в течение суток и определяется по формуле:
(1.10)
где - общий транзитный вагонопоток, проследующий через станцию:
(1.11)
- Среднесуточная переработка вагонов включает в себя вагоны, с которыми на станции выполняются маневровые операции:
(1.12)
- Среднесуточное количество принимаемых и отправляемых со станции грузовых поездов определяется исходя из планируемого объёма грузопотоков и средней массы поезда брутто, т.е.
(1.13)
где - годовой объём принимаемого (отправляемого) грузопотока по i-му участку, млн.т;
- средняя масса поезда брутто по i-му участку соответствующего направления, т;
γ - коэффициент перевода массы поезда брутто в нетто (принимается γ -= 0,67)
(1.15)
Норма простоя местного вагона , в том числе ожидание , доводится до станции в качестве технологического норматива.
По сортировочной и технической работе
- Норму рабочего парка вагонов станции определяют по формуле:
(1.16)
Нормы простоя транзитного вагона без переработки и с переработкой (в том числе под накоплением ) в часах доводятся до станции в качестве технологических нормативов.
Расчёт потребного количества маневровых локомотивов
Для определения потребности в маневровых локомотивах для роспуска составов с горки, расформирования и формирования на вытяжках, выполнения местной работы нужно предварительно найти цикл работы локомотива. Время одного цикла, умноженное на число составов (вагонов), определяет продолжительность занятости локомотива выполнением суточного объема маневровой работы. Продолжительность одного цикла работ определяется техническим нормированием исходя из принятой технологии, количества и дальности полурейсов, количества вагонов в маневровом составе и оснащения маневрового района средствами связи и СЦБ. В курсовой работе для сокращения объема счетной работы в исходных данных приводится средняя общая величина затрат локомотиво-минут полезной работы, отнесенная на один расформированный, вновь сформированный состав и на один местный вагон. Так например для горки затраты маневровых локомотиво-минут определяются как
(1.17)
где - средняя величина затрат локомотиво-минут полезной работы на один расформированный состав на соответствующей (механизированной или немеханизированной) горке, лок-мин/состав;
- количество прибывающих четных (нечетных) поездов, поездов/сутки;
- коэффициент переработки, доля поездов поступающих в переработку, определяется как отношение количества перерабатываемых вагонов ( ) к общему количеству груженых вагонов проходящих станцию ( ).
Расчет затрат локомотиво-минут и количества маневровых локомотивов в курсовой работе производится по маневровым районам, т.е. отдельно для каждой горки, вытяжек формирования и местной работе.
Потребное количество маневровых локомотивов определяют по формуле:
(1.18)
где - локомотиво-минуты, затрачиваемые на выполнение суточного объема маневровой работы;
- время в минутах, затрачиваемое в сутки на экипировку маневровых локомотивов, смену бригад;
- коэффициент, учитывающий неравномерность всех видов маневровой работы.
В курсовой работе величины и принимаются студентами в пределах соответственно 100-120 мин. и 0.1-0.2.
Расчет потребного количества маневровых локомотивов производят с точностью до 0,1, а затем округляют до 0,5 в сторону увеличения с учетом возможного перераспределения работы по расформированию и формированию составов между горкой и вытяжками хвоста сортировочного парка. Округление до целого числа локомотивов означает их круглосуточную работу, а до 0,5 – работу в одну 12-часовую смену.
Планируемый объём маневровой работы в локомотиво-часах в год определяется из выражения, лок.-ч/год:
(1.19)
Среднечасовая производительность маневрового локомотива ваг./лок.ч. в год:
(1.20)
Все показатели производственной программы сортировочной станции сводятся в табл. 1.
Таблица 1
Объемные и качественные показатели производственной программы
сортировочной станции "Н" на . . . год
Показатели | Условное обозначение | Единица измерения | Величина показателя |
1. Объемные показатели | |||
по грузовой работе: | |||
. . . | |||
по сортировочной и технической работе: | |||
. . . | |||
2. Качественные показатели | |||
по грузовой работе: | |||
. . | |||
по сортировочной и технической работе: | |||
. | |||
3. Количество маневровых локомотивов | |||
4. Затрата маневровых средств |