Тема 7. Процесс управления в условиях риска

7.1. Приемы менеджмента риска и меры по его снижению

Для достижения целей менеджмента риска необходимо разрабатывать на каждом конкретном предприятии систематизированную процедуру управления в области риска. Отличительная особенность данной процедуры состоит в том, что решать риск-проблему приходится с учетом возможных последствий, связанных с угрозой здоровью людей, ущербом имуществу, потерей дохода, неблагоприятным влиянием на окружающую среду. Следовательно, в отличие от других решаемых проблем управление в условиях риска всегда должно быть нацелено на существование угрозы потерь.

Процесс управления в условиях возникновения риска включает следующие взаимозависимые этапы.

1. Определение предмета хозяйственного риска и перечня объектов, последствия от рискованного функционирования которых необходимо знать.

2. Установление числа субъектов, участвующих непосредственно или косвенно в реализации рискованного проекта, и уточнение их возможных действий или проявление вариантов бездействия.

3. Изучение характерных элементов хозяйственного риска, выражающихся в отклонениях от заданных параметров, принятых норм, технических условий, стандартов, регламентов.

4. Оценка форм проявления и вероятностных последствий для характерных элементов хозяйственного риска.

5. Контроль и финансирование рискованных проектов с учетом альтернативного использования ресурсов, разносторонности объектов инвестирования, ориентации на прогрессивные технологии, новаторские приемы, ноу-хау, новые организационно-управленческие методы.

6. Систематизация и реализация различных возможностей, включая ведение переговоров в отношении страхования рисков.

Упрощенная блок-схема процесса управления риском приведена на рис. 11.1.

Общая схема управления рисками не может в полной мере отражать все способы действий как отдельного менеджера, так и всей управленческой команды предприятия. Каждый принятый вариант решения содержит элементы риска, поскольку выбор лучшей альтернативы осуществляется с учетом баланса между выгодами и потерями применительно к каждой конкретной хозяйственной ситуации и не может быть универсальным. Наиболее приемлемый уровень управленческих решений и действий в условиях риска должен определяться и постоянно корректироваться в процессе практической реализации любого хозяйственного проекта.

Тема 7. Процесс управления в условиях риска - student2.ru

Менеджмент риска представляет собой специализированную область, в которой наиболее компетентны лишь немногие специалисты предприятия, занимающиеся планированием и координацией хозяйственных решений и действий. Здесь необходимы специальные знания в финансовой математике, страховании, правовых вопросах, позволяющие реализовывать комплекс приемов и функций риск-менеджмента.

Приемы менеджмента риска состоят из средств разрешения рискованных ситуаций и совокупности мер по снижению степени риска.

Приемы разрешения рисков следующие:

· избежание риска, т.е. уклонение от мероприятий, связанных с рискованными действиями, что, однако, для субъекта хозяйствования или инвестора часто означает отказ от сверхплановой прибыли;

· удержание риска — это оставление риска за предпринимателем, предприятием. Каждая организационно-правовая структура, вкладывая собственный капитал на развитие производства, заранее уверена в покрытии возможных потерь ресурсного потенциала за счет собственных средств;

· передача риска означает, что физическое или юридическое лицо передает ответственность за риск возможных потерь другой стороне, например, страховой компании, посреднику или партнеру по бизнесу.

· получение дополнительной информации, позволяющей разра­ботать более точный прогноз с различными вероятностными исходами и снизить риск при принятии решений. Кроме того, более полная информация позволяет своевременно корректировать ход реализации разработанных мероприятий в условиях повышенного риска;

· лимитирование, т.е. установление предельных сумм расходов, кредитных поступлений;

· самострахование — создание собственных резервных фондов непосредственно хозяйствующим субъектом;

· страхование — готовность предприятия, предпринимателя отказаться от части своих доходов с целью избежания значительных потерь при проявлении рискованных ситуаций.

Все приемы менеджмента риска направлены на выполнение основной функции управления в условиях риска – защитить субъект хозяйствования от нежелательных потерь.

В настоящее время в международной практике службы управления в условиях риска объединяют элементы обязанностей руководителей и специалистов всей иерархической цепочки. Для четкого понимания риска и расходов по управлению им должны быть налажены тесные производственные отношения со всеми внутрихозяйственными подразделениями предприятия. Большинство менеджеров по риску непосредственно подчиняются финансовой службе субъекта хозяйствования. Исследования, проведенные в США, пока­зали, что 60% отделов менеджмента риска работают совместно с финансовыми подразделениями; 14% — работают с подразделениями человеческих ресурсов, 10% — подчиняются управляющим высшего ранга и 16 — сотрудничают с другими подразделениями. Вместе с тем, независимо от подчиненности управляющих службой риска, самым важным фактором их успешной деятельности являются постоянные контакты с высшим руководством организационно-правовой структуры.

Только при хорошо отлаженном управлении в области риска и оптимальных издержках на его практическую реализацию можно достичь ожидаемых выгод, сократив до минимума потери.

7.2. План преодоления кризисных ситуаций

Без разработки плана преодоления кризисных ситуаций сложно организовать систему управления в области риска на предприятии.

План преодоления кризисных ситуаций разрабатывается риск-менеджером. В случае необходимости к этой работе могут быть привлечены и эксперты в отдельных областях. Обычно такой план составляется сроком на 3—5 лет с учетом долгосрочных интересов стабильности субъекта хозяйствования. Оцениваются любые, в том числе и самые прибыльные проекты, с точки зрения их рискованности, неблагоприятных прямых и косвенных последствий. Результаты, которых менеджер по рискам рассчитывает добиться в первом году, детализируются по месяцам, в следующем году — по кварталам, а дальше даются предполагаемые результаты за год.

Цель деятельности управленческой команды любой организационно-правовой структуры — способствовать росту прибыльности и стабильности компании, фирмы. Однако непосредственная реализация задач менеджера по рискам зачастую противоречит деятельности специалистов других отделов. Издержки, связанные с выплатой страховых премий, образованием резервного фонда, увеличивают косвенные затраты, которые при форс-мажорных обстоятельствах превращаются в потери. Оценивая риски, которые может взять на себя предприятие, прежде всего исходят из возможности реализовывать программу финансирования рисков.

План преодоления кризисных ситуаций включает разделы, число и содержание которых определяется спецификой предприятия или отрасли. Важнейшими среди них являются следующие:

1. Введение или краткая справка

Данный раздел должен содержать пояснительную записку относительно разрабатываемой системы мер управления предприятием в чрезвычайных ситуациях.

2. Состав членов комиссии по чрезвычайным ситуациям. Распределение обязанностей и ответственности между ними

В обязательном порядке указываются возложенные на каждого члена команды обязанности, с указанием списков всех лиц и организаций, которых нужно поставить в известность и информировать о развитии чрезвычайного события. Ответственность каждого из членов комиссии за выполнение поставленных задач не позволит перекладывать свои функциональные обязанности на других лиц и строго исполнять инструкции.

3. Методы сокращения потерь при чрезвычайных ситуациях

Для сокращения времени реагирования на аварию защитные средства и специальное оборудование, приспособления должны как можно ближе размещаться к источнику опасности. Кроме того, в целях защиты от кризисных ситуаций разрабатываются прогнозные и плановые показатели по комплексу организационно-технических мероприятий, минимизирующих потери.

4. Политика предприятия в период кризиса

При наступлении чрезвычайных обстоятельств всем: членам комиссии важно поддерживать тесную связь не только с соответствующими службами своего предприятия, но и конкурирующими фирмами, поставщиками сырья и полуфабрикатов, а также потребителями продукции, коммерческими банками, соответствующими государственными службами и средствами информации. Поэтому данный раздел плана требует от всех служб предприятия и партнеров по бизнесу полной информированности о зонах вероятных потерь. Назначаются представители для осуществления контактов со средствами информации.

Управленческие решения принимаются в условиях неопределенности, когда в полной мере невозможно оценить вероятностные исходы при реализации альтернативных вариантов хозяйственной деятельности. Подобные ситуации возникают чаще всего в быстро меняющейся предпринимательской среде, при нарушении установившихся закономерностей из-за влияния новых или сложных факторов.

Сталкиваясь с неопределенностью и риском, менеджер может использовать два подхода для разрешения сложных хозяйственных ситуаций.

В одном случае необходимо попытаться получить более расширенную информацию и на основе построения матрицы логической основы поиска решений осуществить перевод вероятностной информации в достоверную. Организация поиска выхода из кризисной хозяйственной ситуации должна быть направлена на устранение дезорганизационных моментов с учетом меняющихся факторов предпринимательской среды, рыночного спроса на продукцию.

Второй подход основывается на решениях и действиях в точном соответствии с прошлым опытом и наиболее применим в случаях отсутствия достаточного времени на сбор и обработку дополнительной информации. Однако даже наиболее эффективные в прошлом бизнес-процессы могут содержать искаженную информацию из-за применяемых мер по охране коммерческой тайны, привязки технологических решений к конкретной технической проблеме. Следовательно, данный подход с ориентацией на прошлый опыт может привести к тому, что управленческая команда упустит новые альтернативы.

Важнейшим фактором успешной реализации не известных ранее возможностей в бизнес-процессах, осуществляемых в условиях неопределенности и риска, выступает реинжиниринг. Основной тенденцией реинжиниринга в менеджменте риска является ориентация на использование новых информационных технологий, дающих возможность создать все предпосылки для разрешения ситуаций в условиях неопределенности действия отдельных факторов предпринимательской среды.

Наши рекомендации