Понятие и категории себестоимости продукции. Задачи статистики себестоимости
Себестоимость продукции - один из показателей эффективности общественного производства. Его значимость объясняется быстрой реацкий на ситуацию, которая складывается на отдельных предприятиях, в производстве опередленных видов изделий, в целых отраслях и народном хозяйстве в целом.Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли (между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость).
Основными задачами статистики себестоимости продукции являются:
· разработка и совершенствование системы показателей, характеризующих уровень и динамику себестоимости
· контроль и анализ динамики себестоимости, а также выполнения плана по ее снижению
· изучение структуры себестоимости
· выявление резервов снижения себестоимости.
СЕБЕСТОИМОСТЬ – выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.
Т.е., себестоимость – часть цены товара, в которую входят затраты, связанные:
1. непосредственно с производством (сырье, материалы, полуфабрикаты, энергия и тд)
2. с обслуживанием производственного процесса и его управлением
3. с оплатой труда и отчислениями на соцстрах (+платежи по обязательному медицинскому и имущественному страхованию)
4. с затратами на ремонт основных производственных фондов
5. с амортизационными отчислениями на полное восстановление ОФ
6. с расходами на реализациюпродукции
В зависимости от объекта, для которого определяются затраты, различают следующие категории себестоимости:
1.себестоимость всей продукции – общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают:
a.полную производственную себестоимость – общая сумма всех прямых и косвенных затрат на производство товаров или услуг
b.полную (коммерческую) себестоимость–включает полную производственную стоимость и сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.
2.индивидуальная себестоимость – себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства (стр-во судна, изготовление уникального оборудования)
3.средняя себестоимость – частное от деления общего объема затрат на произоводство и реализацию продукции на ее количество. Может быть рассчитана для отдельных предприятий или для отраслей. Средняя отраслевая себестоимость – основа для установления оптовой цены конкретного изделия.
Определение уровня себестоимости продукции. Статистическое исследование структуры себестоимости.
К числу основных задач статистики себестоимости относится расчет ее уровня на основе данных бухгалтерской отчетности предприятий, задачами которой являются определение общей суммы затрат, себестоимости единицы продукции группировка затрат по видам и тд.
В статистической практике РФ уровень себестоимости характеризуется двумя показателями:
Натуральными
затраты на ед. продукции =сумма затрат в денежном выр. (cq) / кол-во продукц. в натур. выр. (q)
Стоимостными
показатель затрат на рубль продукц. = сумма затрат в ден. выраж. (сq) / стоим-ть продукц. в оптовых ценах (pq).
Для определения факторов изменения уровня себестоимости и степени их воздействия статистика себестоимости исследует ее структуру. Существуют различные направления изучения структуры себестоимости в зависимости от способа группировки расходов:
1. по экономическим элементам затрат
2. по калькуляционным статьям
3. по способу распределения м/у отдельными видами продукции (прямые/косвенные)
4. по отношению к процессу производства (основные/накладные)
5. по связи с объемом выпуска продукции (перменные/условно-постоянные).
Необходимость изучения структуры себестоимости обусловлена тем, что затраты предприятия на производство продукции различны по своей величине, следовательно, и по удельному весу в полной себестоимости.Анализ поэлементного состава и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов снижения себестоимости в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства.