Эффективность государственного регулирования
В переходной экономике
Трансформация российской экономики осуществляется в сложнейших современных условиях. Существующие в обществе представления о справедливости ограничивают область максимизации экономической эффективности принимаемых решений. Возникает проблема выбора между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поэтому важно учитывать момент политической осуществимости разрабатываемой экономической политики.
Сегодня становится все более ярко выраженным запаздывание в развитии теории и методологии основ стратегического взаимодействия в хозяйственной системе по сравнению с моментом возникновения соответствующих проблем. Быстро обесценивается опыт и усложняются проблемы, что связано с появлением принципиально новых задач, сопряженных с взаимозависимостью всех субъектов. Возник и увеличивается разрыв между сложностью и новизной задач, с одной стороны, и формами, методами и приемами регулирования, наработанными в прошлом, – с другой. Повышается вероятность стратегических неожиданностей.
В связи с этим можно выделить адаптационную эффективность государственного регулирования в узком смысле слова (в статическом плане). Это реакция на происходящие в экономике события и изменения. Адаптационная эффективность в широком смысле слова (в динамическом плане) представляет собой активное воздействие в направлении упреждения возникающих проблем.
При разработке экономической политики необходимо четко определять желаемый результат политического решения и ожидаемый совокупный эффект, насколько оправданны издержки достижения результатов и не могут ли они быть сокращены, какие общественные группы и в какой степени заинтересованы в достижении данных результатов, насколько принимаемое решение согласуется с доминирующими в обществе представлениями о справедливости.
Факторы, влияющие на эффективность государственного регулирования
Формирование целевой функции. Для того чтобы выработать эффективную экономическую политику, необходимо четко представлять, каких целей необходимо достичь. Множество целей государственного регулирования называется целевой функцией.
Мировая практика государственного регулирования показывает, что самое разумное – формировать целевую функцию на основе предпочтений, т.е. выделяя задачи первостепенной важности. Особенно это необходимо для регулирования переходной экономики.
На целевую функцию, во-первых, большое давление оказывают текущие обстоятельства. Так, разработка экономической политики в России происходит в условиях глубоких системных изменений, включающих институциональные и структурные преобразования, а также либерализацию экономики.
Во-вторых, регулирующий потенциал государства в рыночной экономике, и тем более в переходной, ограничен. Для достижения сразу нескольких масштабных целей у него может не хватить средств и инструментов. Число целей никогда не должно превосходить запаса имеющихся в распоряжении государства инструментов экономической политики. Это так называемое неравенство Я. Тинбергена.
В-третьих, ограничение целей экономической политики и расстановка приоритетов связаны с тем, что большинство регуляторов, имеющихся в распоряжении государства, оказывает противоречивое воздействие на экономику. В этих условиях целесообразно определить предпочтения, выбрав какую-либо одну проблему, допустим, инфляцию, и добиваться ее решения. Одновременно необходимо использовать экономические и политические амортизаторы, чтобы негативные последствия антиинфляционного регулирования ощущались на рынке труда как можно слабее.
Фактор времени. При использовании различных форм и методов государственного регулирования возникает эффект запаздывания. Инструменты государственного регулирования, денежно-кредитные, или фискальные, оказывают воздействие на развитие экономики не сразу, а через некоторый промежуток времени (лаг), причем различный по продолжительности. Необходимо заранее предвидеть не только вероятный и желательный результат того или иного государственного воздействия, но и время, когда его можно ожидать.
Эффект мультипликатора. При формировании макроэкономической политики необходимо учитывать так называемый эффект мультипликатора. Он означает наличие в экономике таких передаточных механизмов, под воздействием которых окончательный результат многократно перекрывает первоначальный импульс в каком-либо звене.
Мультипликативный эффект государственного регулирования в кратко- и долгосрочном периодах различается. Инструменты экономической политики продолжают действовать и после того, как цель достигнута, только в обратном направлении. Поэтому распределенный во времени положительный эффект, возникающий после включения определенного регулятора, должен обязательно превышать всю сумму отрицательных последствий.