Факторы, определяющие структуру товарооборота
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО ДГАУ)
АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ
ФГОУ ВПО «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ЗЕРНОГРАДЕ
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зав. кафедрой ПО
_______________Пономаренко Н.В.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Совершенствование торговой политики предприятия-дилера по обеспечению запчастями сельскохозяйственной техники (на примере ООО «ДонТемп» Волгодонского района Ростовской области)
Автор ______________Грищенко Виктор Сергеевич________________
(Ф.И.О.)
Руководитель __________к.э.н., доцент Волохов Н.Н._________________________
(ученая степень, должность, Ф.И.О.)
Зерноград, 2014
Аннотация
Дипломная работа включает: с., рис., табл., источников, приложений.
Ключевые категории: Товарооборот, анализ товарооборота, факторы товарооборота, розничная торговля, торговая организация, выручка, прогнозирование товарооборота, маркетинговые мероприятия, увеличение товарооборота.
Объект исследования – ООО «ДонТемп», Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Горького 77
Предметом исследования является механизм товарооборота организации торговли запчастями для сельскохозяйственных машин ООО «ДонТемп».
Целью работы является изучение внешних и внутренних факторов развития товарооборота торговой организации и разработка на этой основе путей увеличения объема продаж.
При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.
В процессе работы проведено исследование сущности товарооборота в розничной торговле на примере конкретного предприятия и разработан механизм увеличения объема продаж рассматриваемого предприятия.
Элементами научной новизны полученных результатов являются применение системного подхода к воздействию на факторы, определяющие уровень товарооборота розничной организации.
Областью возможного практического применения является улучшение организации торговли ООО «ДонТемп».
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Содержание
АННОТАЦИЯ | |
ВВЕДЕНИЕ | |
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТОВАРООБОРОТА | |
1. 1 Понятие, экономическая сущность, состав и значение товарооборота | |
1. 2 Факторы, определяющие структуру товарооборота | |
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ДОН-ТЕМП» ВОЛГОДОНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
2.1 Общая характеристика предприятия | |
2.2. Организационная структура управления ООО «ДонТемп» | |
2.3. Анализ коммерческой деятельности ООО «ДонТемп» | |
2.3.1. Анализ товарного обеспечения товарооборота | |
2.3.2.. Анализ издержек обращения ООО «ДонТемп» | |
2.4. Анализ финансового состояния, ликвидности ООО «ДонТемп» | |
2.4.1. Анализ финансовой устойчивости | |
2.4.2. Анализ ликвидности и платежеспособности | |
2.5. Анализ закупочной деятельности ООО «ДонТемп» | |
2.5.1. Динамика и структура объема закупок по товарной номенклатуре | |
2.5.2. Критерии и методы выбора поставщиков | |
2.5.3. Характеристика процесса управления закупками в ООО «ДонТемп» | |
3. Совершенствование торговой политики ООО «ДОН-ТЕМП» | |
3.1 Повышение эффективности использования трудовых ресурсов | |
3.2 Формирование политики управления материальными запасами | |
3.3 Повышение эффективности за счёт рекламных мероприятий | |
3.4 Создание Интернет–магазина | |
3.5 Открытие торгового представительства в г. Пролетарске Ростовской области | |
3.6 Экономический эффект от предлагаемых мероприятий | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Введение
В рыночных условиях основной целью торгового предприятия является максимизация прибыли. В сфере розничной торговли важнейшей характеристикой деятельности фирмы является показатель товарооборота, который выступает важнейшим и необходимым условием, без которого эта цель не может быть достигнута, основным фактором роста доходов и прибыли, относительного снижения расходов на реализацию и расходов на оплату труда.
Актуальность темы обусловлена тем, что товарооборот отражает конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, его сопоставление с объемом затраченных ресурсов может представить эффективность их использования по величине товарооборота можно определить мощность торгового предприятия, объем его деятельности. Его развитие напрямую увязывается со спросом, поступлением товаров, товарными запасами, прибылью, численностью работников, расходами на оплату труда.
Актуальность темы и степень ее разработанности выявили следующие цели настоящего исследования: осуществить анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот торговой организации, и на этой основе разработать пути увеличения объема товарооборота торговой организации.
В рамках поставленной цели определены следующие задачи: охарактеризовать объект и субъект исследования;
определить содержание товарооборота, роль и значение в экономике, состав и структуру, внешние и внутренние факторы;
изучить методики анализа, расчета факторов влияющих на товарооборот;
проанализировать внешнюю и внутреннюю среды предприятия;
оценить конкурентоспособности предприятия;
способы и мероприятия по увеличению объема продаж на ООО «ДонТемп».
Структура настоящей дипломной работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы - анализа и синтеза, логический, системно-структурный.
Теоретическую основу работы составили: регламентирующая нормативно-правовая база, труды и публикации по рассматриваемому вопросу, в частности отечественных авторов: М.И. Баканова, И.А. Бланк, О.С. Виханского, Л.А. Брагина, Ф.Г. Панкратова, Т.К. Серегиной, О.В. Памбухчиянц и др.; зарубежных - А. Бабо, Й. Ворста, П. Ревентлоу, В. Даненбурга, Р. Монкрифа, В. Тейлора и ряда других, а также
Эмпирической базой в процессе подготовки работы выступили материалы, содержащие информацию о деятельности фирмы: уставные документы, бизнес-план, плановые задания по объемам реализации, бухгалтерская и управленческая отчетность предприятия и ряд других документов.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТОВАРООБОРОТА
1.1 Понятие, экономическая сущность, состав и значение
товарооборота
Проблема товарооборота достаточно изучена в зарубежной и отечественной науке, ведь товарооборот - результат деятельности не только торговой организации. В нем отражаются состояние экономики в целом, эффективность производства, закупок, обстановка в стране, грамотность управления процессом товародвижения, степень развитости рынка, конъюнктура его развития, правильность выбора целей.
Товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.[1]
Соломатин А.Н. рассматривает товарооборот, как показатель статистики рынка, который используется в оценках конъюнктуры рынка, а также рассматривается в качестве: показателя размера торгового предприятия, показателя денежной выручки торгово-сбытового предприятия за проданные товары, показателя размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров, показателя потребления товарной массы. Различают розничный и оптовый товарооборот. Розничным товарооборотом называется продажа товаров населению для конечного потребления, а оптовым, - продажа товаров крупными партиями для их последующей перепродажи, а также продажа оптовых партий производственным и массовым потребителям.[2]
Соответственно розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота.
Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. рассматривают розничный товарооборот с точки зрения системного подхода, выделяя три аспекта:
как систему отношений общественного производства;
как систему отношений обмена денежных доходов населения на товары народного потребления;
как систему обратной связи с производством.
Объем и тенденции изменения розничного товарооборота в значительной степени характеризуют собой уровень жизни народа. Именно через розничный товарооборот реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Это находит выражение в динамике развития розничного товарооборота и его доли в фонде потребления. Фонд личного потребления, кроме розничного товарооборота, включает натуральное потребление и услуги нетоварного характера, неорганизованный оборот.[3]
Розничный товарооборот находится в тесной взаимосвязи с денежным обращением. В нем участвует значительная часть обращающихся денег; увеличение или снижение объема реализации товаров народного потребления вызывает соответствующие изменения в поступлении денег в банки. Его развитие отражает народнохозяйственные пропорции между производством и потреблением, спросом населения и предложением товаров, розничной продаже и денежным обращением.
Памбухчиянц О.В. отмечает, что как любой стоимостный показатель, розничный товарооборот имеет некоторые недостатки. На его размеры непосредственно влияют цены, и он может увеличиваться за счет реализации дорогих товаров, а не товаров, имеющих доступные для массового потребителя цены. Это необходимо учитывать при оценке эффективности работы торговой организации.[4]
Значение розничного товарооборота определяется также и тем, что его объем характеризует уровень жизни населения. Розничная продажа товаров составляет основу личного потребления.
Развитие розничного товарооборота оказывает определенное влияние на денежное обращение. Преобладающая часть обращающихся в стране денег принимает участие в розничной купле-продаже товаров, обслуживает розничный оборот.
Амбрютина М.С. рассматривает состав товарооборота торговой организации (применительно к розничному товарообороту), классифицируя его по видам продаж. Товарооборот торговой организации формируется за счет продажи населению потребительских и продовольственных товаров для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет.[5]
В состав товарооборота розничной торговли включается выручка от продажи: товаров, проданных по договорам комиссии (поручения или агентским договорам) по моменту продажи в размере полной стоимости товаров, включая вознаграждение; товаров, отправленных покупателям по почте, с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи); товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателям); товаров длительного пользования, проданных по образцам (по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем); лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан бесплатно или по льготным рецептам; товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (топливо и т.п.); по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета, без учета стоимости доставки); упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара; порожней тары; стеклянной посуды, проданной вместе с товаром (за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды) или принятой в обмен на товар; товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и т.п. с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения или др.
И.К. Бедяевский не включает состав товарооборота розничной торговли выручку от продажи: товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карт, карт экспресс-оплаты услуг связи; товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям.
Товарооборот общественного питания в оборот розничной торговли не включается. «Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (счета) или иного заменяющего чек документа. Оборот розничной торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи».[6]
Л.А. Брагин призывает четко различать такие понятия, как состав и величина товарооборота: состав складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).[7]
Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой. Согласно определению, данному постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст "Товарная структура товарооборота" структурой товарооборота является соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.[8]
Жугайло Г.Ю. в работе «Управление товарооборотом розничного торгового предприятия в современных условиях»[9] даёт экономическое содержание товарообороту, проводит анализ научных разработок различных авторов по проблеме оптимизации розничного товарооборота; предлагает комплексную методику оптимизации ассортиментной структуры розничного товарооборота торгового предприятия; схемы управления товарооборотом розничного торгового предприятия с помощью современных аппаратных средств и программного обеспечения
Н.Д. Пантелеева, Н.Н. Суслова и др. в работе «Изменение роли показателя товарооборота на предприятиях торговли и его анализ» утверждают, что «большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения. Данные по розничному товарообороту являются одним из важных показателей уровня жизни населения страны. Розничный товарооборот в определенной мере влияет на состояние денежного оборота в государстве, стойкость валюты». По их мнению, значение показателя «объем товарооборота» на уровне определенного предприятия зависит от типа экономической системы. [10]
Щур Д. Л., Труханович Л. В. отмечают, что «методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия»[11].
Выборнова Е. Н. ставит перед собой целью решение сложной задачи - прогнозирование экономического состояния организаций розничной торговли и планирования общего объема розничного товарооборота торгового предприятия при помощи следующих методов: опытно-статистических; экономико-статистических; экономико-математического моделирования; комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.[12]
Понятие, состав и значение розничного товарооборота, основные теоретические и методологические вопросы, связанные с анализом товарооборота предприятия, система факторов, причины изменения факторных показателей и величины их воздействия на изменение товарооборота исследованы в работах Гребнева А.И.,[13] Новак Е.В.[14], Соловьёва А.А[15], Лобачевой Е. Н.[16]
Они считают, что среди всех факторов роста товарооборота самыми динамичными и доступными являются факторы внутреннего характера − совершенствование маркетинга на предприятии, выработка оптимальной ценовой политики, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.
Особое внимание уделяется вопросам выявления резервов роста товарооборота, в частности, за счёт оптимизации товарного обеспечения, повышения производительности труда и совершенствования системы планирования на предприятии.
Товарооборот представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.
Товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отражают экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
В сфере товарного обращения товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рентабельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.
Товарооборот - сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.
Во-вторых, товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров.[17]
Основными показателями, характеризующими работу предприятий торговли, являются товарооборот и прибыль. В бухгалтерском учете и отчетности также отражают и контролируют и такие связанные с ними показатели, как выручка от реализации товаров, валовой доход, издержки обращения и рентабельность.
Переход предприятий торговли на рыночные отношения изменил оценку их целевой функции, что отразилось на оценке системы экономических показателей, характеризующих хозяйственный процесс. Прежде всего это относится к показателю товарооборота.
Главной целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определённую сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объёма товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительно снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.[18]
Следовательно, одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот – процесс обмена товаров на деньги. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:
· товара как объекта продажи;
· продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.
Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать:
во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект;
во-вторых (в социально-экономическом аспекте), как показатель удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, один из показателей уровня жизни.
Фактический товарооборот на предприятиях учитывается в товарно-денежных отчёт ах материально ответственных лиц и прилагаемых к ним документах, подтверждающих сдачу выручки и расходы, произведённые из выручки. Фактический товарооборот за отчётный месяц будет равен сумме торговой выручки плюс сумма расходов, произведённых из выручки (неотложные хозяйственные нужды и заработная плата). Объём товарооборота в отчётности отражается в действующих ценах.
Рост оптовой торговли, как свидетельствует мировой опыт, определяется следующими значительными тенденциями в экономике: ростом массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных производителей готовой продукции; увеличением объемов производства продукции впрок, а не для выполнения уже заключенных договоров; увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей; обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.
Основными функциями оптового предприятия являются: сбыт и его стимулирование, закупки и формирование товарного ассортимента, разбивка крупных партий товаров на мелкие, складирование, транспортировка, финансирование (при предоставлении в отдельных случаях покупателям права оплаты товара после его реализации или при оплате товара до его поставки, а иногда и до его изготовления), принятие риска, информирование о рынке, о конкурентах, новых товарах, динамике цен, услуги по управлению и консультированию.[19]
Целями развития оптовой торговли являются:
· создание развитой структуры каналов товародвижения;
· поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;
· формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения.
Предприятия оптовой торговли должны специализироваться на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями-производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.
Основными задачами оптового торгового предприятия являются:
· поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;
· закупка товаров у производителей и их доставка, хранение;
· формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;
· обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;
· маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий;
· информационное обслуживание.
На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции:
- интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями, по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;
- оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;
- организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.[20]
Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий.
Среди них можно назвать следующие:
· функция экономической интеграции территорий и преодоления пространственного разрыва;
· функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;
· функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;
· функция сглаживания цен;
· функция хранения;
· функция доработки, доведения товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;
· функция кредитования своих клиентов, особенно мелких, розничных предприятий;
· функция маркетинговых исследований рынка и реклама.
Функции оптовой торговли можно подразделить также на 2 вида: традиционные – главным образом, организационно-технические (организация оптовой покупки-продажи, складирования и хранения запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка) и новые, возникающие под влиянием развития рынка.
Организация оптовой купли-продажи является одной из важнейших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса и, предлагая товары покупателям, они действуют от лица производителей.
Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает уменьшение числа контактов. В результате покупатель, то есть розничная торговля, экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставка.
Оптовое предприятие организует завоз товаров в различные районы страны, благодаря чему, совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции опта проявляется при доставке товаров со складов предприятий в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.
В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследования рынка, то есть выполнять так называемую информационную функцию. Именно опт, используя свое положение пункта пересечения информационных потоков, способен в полном объеме обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации.[21]
Основное назначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий в обеспечении сбалансированности спроса и предложения. Оптовая торговля накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания промышленности и других покупателей. Оптовые предприятия сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В условиях рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию рыночной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время на ряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки.
Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей перепродажи, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения, хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в сферу производственного потребления. Иными словами, при оптовом товарообороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Объем товарооборота, его структура, виды и формы товародвижения, предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.
В зависимости от использования товарных ресурсов по их назначению различают три вида оптового товарооборота по реализации:
· продажу товаров розничным и промышленным предприятиям, учреждениям, организациям, а также на экспорт;
· межгосударственный (межреспубликанский) отпуск(продажу товаров за пределы республики другим суверенным государствам на основе заключенных межправительственных соглашений);
· внутрисистемный отпуск. [22]
В зависимости от форм организации товародвижения вышеназванные виды оптового товарооборота делятся на складской (продажа товаров оптовым покупателям непосредственно со складов) и транзитный с участием в расчетах – продажа товаров со складов промышленных предприятий непосредственно покупателям минуя склады оптовой базы.
При этом расчеты с грузоотправителем осуществляет база, так как, выписывая счет-фактуру на партию отгруженных товаров на имя оптовой базы, последняя в свою очередь выписывает накладную или счет на имя получателя товара с включением в сумму счета оптовой надбавки, определенной по соглашению сторон для того, чтобы покрыть свои расходы по организации продажи транзитом и получить прибыль.
Оптовый товарооборот с участием в расчетах – сумма складского и транзитного с участием в расчете оборотов. Все качественные показатели оценки работы оптового предприятия исчисляются к оптовому товарообороту с участием в расчетах. Складской оптовый товарооборот является основой для планирования товарных запасов, определения потребности в оборотных средствах, в складских помещениях и емкостях.
Оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров.
К показателям, характеризующим оптовый товарооборот предприятия относятся:
· объем оптового товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;
· ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб., %);
· однодневный объем товарооборота (руб.);
· объем товарооборота в расчете на одного работника.
Росту оптового товарооборота способствует рациональная организация товародвижения.
Организация товародвижения – важный элемент деятельности оптового предприятия. Правильная организация товародвижения обеспечивает поиск оптимального варианта размещения, хранения и транспортировки товаров с учетом требования рынка за счет минимизации расходов на транспортировку, хранение товарных запасов, ведение складского хозяйства, с учетом их взаимодействия и тех последствий, к которым может привести снижение каждого из указанных видов затрат. Эффективность товародвижения обуславливается также эффективностью управления товарными запасами.
Факторы, определяющие структуру товарооборота
Из внутренних факторов, влияющих на объём товарооборота можно выделить три основные группы.
1) Факторы, связанные с материально-технической базой предприятия:
· месторасположение;
· торговая площадь, её удельный вес в общей площади,
· специализация;
· режим работы;
· уровень технического оснащения.
Прирост торговой площади и более рациональное её использование оказывает благоприятное влияние на товарооборот.
2) Факторы, связанные с организацией торговли:
· формы и методы торговли;
· организация торгово-технологического процесса,
· организация товародвижения.
3) Факторы, связанные с организацией труда оказывают самое непосредственное влияние на товарооборот. К ним относят:
· укомплектованность штатов;
· квалификация работников;
· структура штатов;
текучесть кадров;
· условия труда;
· оплата и стимулирование труда.
В основном воздействие этих факторов напрямую зависит от компетентности руководства, принимающего управленческие решения, а также от отношения к своим обязанностям членов трудового коллектива.
К внешним можно отнести факторы:
1) связанные со спросом на товар:
· денежные доходы населения;
· численность и состав населения;
· структура денежных расходов различных социальных групп;
2) связанные с товарным предложением:
· объём, ассортимент, качество товаров;
· научно-технический уровень производства;
3) связанные с ценами:
· уровень и динамика цен;
· уровень инфляции;
· соотношение цен на отдельные товары;
· ценовая политика предприятия.[23]
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объём оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость выражается формулой товарного баланса:
(1)
где – запасы товаров на начало отчётного периода;
–поступление товаров;
–товарооборот;
–прочее выбытие товаров;
– запасы товаров на конец отчётного периода.
Влияние показателей товарного баланса на объём товарооборота можно определить, применив формулу:
(2)
Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительно влияют завышенные (сверхнормативные) товарные запасы на начало периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров и отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода.
Важным вопросом является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и другими торговыми подразделениями. Основной показатель оценки эффективности использования товарных ресурсов – это товарооборот на один рубль товарных ресурсов ( ), который показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов и определяется по формуле:
= , (3)
Далее устанавливаются причины изменения эффективности использования товарных ресурсов и разрабатываются меры по минимизации прочего выбытия товаров, оптимизации товарных ресурсов и запасов товаров.
После изучения влияния на объём товарооборота показателей товарного баланса проводится анализ поступления товаров и организации снабжения ими торговой сети. Анализ поступления товаров проводят по предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе предприятий – получателей товаров. Для этого используют стоимостные и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данных о средних ценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления товаров по ассортименту и качеству, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров.
При анализе поступления товаров в разрезе товарных групп изучают как на предприятии соблюдается ассортиментный перечень и удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Недовыполнение плана поступления по товарам достаточного ассортимента влечёт за собой перебои в торговле и снижение объёма товарооборота. Однако, рост поступления товаров темпами, опережающими увеличение товарооборота негативно сказывается на деятельности предприятия. Это означает, что часть товаров находится в товарных запасах. Необходимо определить причины этих явлений и принять соответствующие меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов.
Оптимальные товарные запасы играют важную роль для торгового предприятия. Они обеспечивают ритмичную работу, широкий выбор товаров и наиболее полное удовлетворение спроса покупателей. Товарные запасы подразделяются на текущие, сезонные и целевые. Текущие запасы являются основными и предназначены для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Поэтому они должны постоянно и равномерно пополнятся. Торговому предприятию необходимо иметь их в количестве на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними. Поскольку завышенные товарные запасы ведут к замедлению товаров оборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек, связанных с хранением и реализацией товаров, а следовательно – к ухудшению качества или даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле и снижению объёма товарооборота.
В деятельности торговых предприятий текущие товарные запасы рассматриваются как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития товарооборота с одной стороны и как составная часть финансового плана и основа расчёта потребности в источниках собственных и заёмных средств – с другой.
В процессе анализа текущих товарных запасов устанавливают, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение населения необходимыми товарами; изучают причины выявленных отклонений фактических товарных запасов от установленных нормативов и принимают соответствующие меры, направленные на оптимизацию товарных запасов.
Норматив текущих запасов товаров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов на квартал в днях одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз произошло обновление товарных запасов в течение изучаемого периода. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей, что в конечном итоге положительно сказывается на объёме товарооборота. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведёт к росту издержек обращения, уменьшению прибыли и как следствие, ухудшению финансового положения предприятия.
Для выявления резервов нормализации товарных запасов, ускорения товароборачиваемости необходимо проанализировать состав товарных запасов и прежде всего залежалых и неходовых товаров. Также анализируют правильность размещения товарных запасов в магазинах. Поскольку если большая часть товаров находится в подсобных складских помещениях – это ведёт к замедлению товарооборачиваемости, образованию залежалых и неходовых товаров. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счёт равномерного и частого завоза товаров, оптовой реализации излишне завезённых товаров другим торговым предприятиям, совершенствования организации торговли, рекламы и т. д. Другой группой факторов успешного развития товарооборота являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда.