Тема 11. ОЛИГОПОЛИЯ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
11.1. Контрольные вопросы
1. Особенности и условия образования рынка монополистической конкуренции.
2. Определение цены и объема производства на рынках монополистиче конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.
3. Избыточные мощности на рынке монополистической конкуренции.
4. Олигополия: характерные черты и причины распространения.
5. Дуополия: модель Курно и кривые реагирования.
6. Равновесие Бертрана и равновесие Штакельберга.
7. Применение теории игр в процессе олигополистического ценообразования.
8. Некооперативное поведение фирмы на рынке олигополии: ценовые войны.
9. Кооперативное поведение фирмы на рынке олигополии: тайный сговор.
10. Сущность картелей и цели их образования. Виды картелей.
11. Экономические последствия образования картелей и государс
регулирование картелей.
11.2. Основные понятия
1. Равновесие Курно
2. Теория игр
3. Модель «ломаной кривой спроса»
4. Модель «лидерства в ценах»
5. Модель ценообразования «издержки плюс»
6. Ценовая война
7. Тайный сговор
8. Модель картеля
11.3. Тестовые задания
1. Отрасль, в которой действует50 производителей дифференцированной продукции с рыночной долей каждого не более2-3% общего объема продаж, принадлежит рынку:
а) совершенной конкуренции; б) монополистической конкуренции; в) олигополии; г) монополии.
2. Основной характеристикой монополистической конкуренции является:
а) отсутствие свободного вступления в отрасль и выхода из нее; б) незначительное количество фирм; в) дифференцированная продукция; г) отсутствие контроля над ценами.
3. К рынкам монополистической конкуренции следует отнести рынок:
а) губной помады; б) алюминия; в) пшеницы;
г) электроэнергии.
4. Монополистическая конкуренция возникает на рынках товаров, где спрос на продукцию фирмы:
а) более эластичен, чем в условиях монополии; б) менее эластичен, чем в условиях совершенной конкуренции; в) абсолютно эластичен; г) правильные ответы а) и б).
5. В условиях монополистической конкуренции значение индекса Лернера:
а) больше нуля, но меньше 1; б) равно нулю; в) равно 1; г) больше 1.
6. Совместным для рынков совершенной и монополистической конкуренции является:
а) производство однородной продукции; б) неценовая конкуренция;
в) отсутствие барьеров для вступления в отрасль новых конкурентов; г) производство дифференцированной продукции.
7. Совместным для рынков монополистической конкуренции и чистой монополии является:
а) производство однородной продукции; б) наличие у фирм рыночной власти;
в) наличие барьеров для вступления в отрасль новых фирм; г) производство дифференцированной продукции.
8. Рыночная власть монополистического конкурента будет тем больше:
а) чем более эластичным является спрос на продукцию фирмы; б) чем менее эластичным является спрос на продукцию фирмы; в) рыночная власть не связана с эластичностью спроса; г) чем более эластичным является предложение.
9. В краткосрочном периоде монополистический конкурент может:
а) максимизировать прибыль; б) минимизировать убытки путем производства;
в) минимизировать убытки путем закрытия; г) все ответы правильные.
10. Долгосрочное | равновесие | на | рынке | монополистической | конкурен | |
означает, что: | ||||||
а) | цена устанавливается на уровне минимума долгосрочных средних издержек; | |||||
б) | фирмы не получают экономическую прибыль; | |||||
в) | цена равна предельным издержкам; | |||||
г) | все производственные мощности задействованы. | |||||
11. В долгосрочном периоде:
а) фирмы, которые работают в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;
б) фирмы, которые работают в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;
в) олигополисты и монополисты, как правило, получают экономическую прибыль;
г) все ответы правильные.
12. Олигополия – это рыночная структура, в которой действует:
а) значительное количество конкурирующих фирм – производителей однородной
продукции; | ||||||
б) | значительное | количество | конкурирующих | п | ||
дифференцированной продукции; | ||||||
в) | незначительное | количество | конкурирующих | фирм– производителей | ||
однородной или дифференцированной продукции; | ||||||
г) | незначительное | количество | конкурирующих | пр | ||
дифференцированной продукции. |
13. Олигополию отличают:
а) значительные барьеры для вступления в отрасль; б) дифференцированная продукция;
в) значительное количество небольших фирм на рынке; г) однородная продукция.
14. Нефтяная компания «АВС» снизила на 10% цены на свою продукцию, после чего остальные фирмы отрасли сделали то же самое. Рыночная структура, в которой они работают, - это:
а) совершенная конкуренция; б) монополистическая конкуренция; в) олигополия; г) монополия.
15. Функция реакции в модели Курно:
а) определяет объем выпуска одного дуополиста при каждом заданном объеме производства другого;
б) определяет цену продукции одного дуополиста при каждом заданном уровне цены, установленной другим;
в) определяет объем выпуска одного дуополиста при каждом заданном уровне цены, установленной другим;
г) определяет цену продукции одного дуополиста при каждом заданном объеме производства другого.
16. Достижение состояния равновесия в модели Курно означает, что дуополисты при одинаковых и постоянных предельных издержках:
а) установили цену, равную предельным издержкам;
б) производят одинаковое количество продукции; в) увеличили объем выпуска до уровня конкурентного;
г) уменьшили объем выпуска до монопольного уровня.
17. Совокупный объем производства двух фирм в равновесии Курно:
а) равен монопольному объему производства; б) меньше, чем монопольный объем производства;
в) больше, чем монопольный объем производства;
г) пребывает в промежутке от монопольного до конкурентного о
производства.
18. Если фирма ожидает, что при снижении или повышении ею цены все другие участники рынка сделают то же самое, то она:
а) сталкивается с жесткой конкуренцией; б) сталкивается с ломаной кривой спроса;
в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке; г) является участником картеля.
19. Картель будет действовать успешнее, если:
а) спрос на продукцию картеля является менее эластичным; б) производственные издержки фирм, которые входят в картель, приблизительно
одинаковые; в) фирмы-участники производят приблизительно одинаковое количество
продукции; г) все ответы правильные.
20. Участник картеля может увеличить свою прибыль в краткосрочном периоде, если:
а) увеличит объем выпуска продукции свыше установленной квоты; б) будет продавать свою продукцию по более низким ценам; в) установит более высокую цену, чем остальные участники картеля;
г) будет полностью придерживаться условий картельного соглашения.
11.4. Задания «верно/неверно» | ||||||||||
1. | В | монополистически | конкурентных | и олигополистических отраслях | объем | |||||
выпуска | продукции | ниже,а | цены | выше,чем | в | условиях | совершенной | |||
конкуренции. | ||||||||||
2. | Монополистическая | конкуренция – это | рыночная структура, в которой | большое | ||||||
количество | небольших | фирм производят однородную продукцию,которая не | ||||||||
имеет близких заменителей. | ||||||||||
3. | Монополистический конкурент одновременно определяет объем выпуска и цену | |||||||||
продукции. | ||||||||||
4. | В | условиях | монополистической | конкуренции | фирма | всегда | ||||
положительную экономическую прибыль. | ||||||||||
5. | Долгосрочное равновесие монополистического конкурента устанавливается на | |||||||||
уровне | РАС=, то | есть | монополистическая | конкуренция | обеспечи | |||||
производственную эффективность также, как и совершенная конкуренция. | ||||||||||
6. | Фирмы при условии монополистической конкуренции отдают предпочтени | |||||||||
неценовой конкуренции над ценовой. | ||||||||||
7. | Олигополистические | отрасли | характеризуются | немногочисленностью | , фир |
каждая из которых контролирует значительную часть рынка.
8. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль- фи конкурентов.
9. Создание отраслевого картеля позволяет фирмам максимизировать совокупную прибыль подобно монополии, но если каждый олигополист будет принимать решения самостоятельно, объемы выпуска будут высокими, а цены – низкими по сравнению с монополией.
10. Картельные соглашения неустойчивы,поскольку доминирующей стратегией каждого участника является нарушение картельного соглашения.
11.5. Задачи
Задача 1.
Функция совокупных издержек монополистического конкурента имеет :вид TC=200+30Q, функция спроса на продукцию фирмы описывается уравнением: P=60-0,2Q. Определите оптимальный объем выпуска и , ценукоторые позволяют максимизировать прибыль фирмы.
Задача 2.
Известно, что в долгосрочном периоде средние переменные издер монополистически конкурентной фирмы зависят от объема производства АС=Q+10. Спрос на продукцию фирмы описывается формулойP=150-3Q. Найдите параметры равновесия (цену и объем продаж) и сделайте вывод, находится ли фирма в состоянии долгосрочного или краткосрочного равновесия. Нарисуйте график.
Задача 3.
Функця спрос предприятия на рынке монополистической конкуренции имеет вид: P=10-0,1Q. Совокупные издержки: TC=Q3-Q2+3Q.
Задание:
1) определите, обеспечивает ли функция спроса рыночное равновеси долгосрочном периоде;
2) определите равновесие в краткосрочном периоде,точку пересечения функции спроса с осью ординат,в которой обеспечивается рыночное равновесие в
долгосрочном периоде, а также цену и равновесный объем в долгосрочно периоде.
Задача 4.
Дуополисты Курно сталкиваются с кривой рыночного спроса: P=10-Q. Каждый из них производит продукцию при устойчивых предельных издержках МС=2.
Определите:
1) кривые реагирования фирм; проиллюстрируйте их графически;
2) оптимальные объемы выпуска фирм;
3) совокупный объем производства отрасли и цену продукции;
4) величину экономической прибыли, которую получает каждая из фирм.
Задача 5.
В отрасли действуют три фирмы одинакового размера.Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 грн. Спрос на продукцию отрасли представлен следующими данными:
P, грн. | ||||||||||
QD, тыс. шт. | ||||||||||
Если | фирмы объединяются в | картель и | делят рынок | поровну,какой будет |
равновесная цена и какое количество продукции производит каждая фирма?
11.6. Тематика рефератов
1. Рынки олигополии в экономике Украины и их регулирование государством.
2. Рынки монополистической конкуренции в экономике Украины.
3. Теория игр и процесс олигополистического ценообразования.
4. Картели на национальном и мировом уровне: особенности функционирования.
5. Теории монополистической конкуренции Дж. Робинсон и Э. Чемберлина: общие черты и различия.