Анализ товарооборота предприятия

Основные задачи анализа товарооборота:

– изучение динамики объема товарооборота в динамике за три года;

– рассмотрение состава и структуры товарооборота;

– изучение динамики товарооборачиваемости;

– факторный анализ товарооборота;

– выявление резервов увеличения объемов товарооборота.

Источниками информации для анализа товарооборота являются:

· Плановые данные, формы статистической отчетности, учетные регистры, первичная документация (товарные и денежные отчеты материально ответственных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие сдачу торговой выручки и расходы, произведенные из выручки);

· Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

· Форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная);

· Форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасов товаров» (срочная, месячная);

· Форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (квартальная).

Информацию о товарообороте за месяц необходимо взять из регистров бухгалтерского учета по счету 90 «Продажи», данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения товаров.

Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т.д.

Анализ товарооборота предприятия необходимо провести по следующему плану:

а) Осуществить анализ динамики, состава и структуры товарооборота в разрезе отдельных товаров групп и товаров, отразить причины происходящих изменений и дать им оценку (табл. 5).

Анализ товарной структуры ТО торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Соотношение реализованных товаров в структуре товарооборота изменяется в процентах к его объему в целом или по отдельным товарным группам.

По данным таблицы 5 обязательно строятся графики, которые будут отражать (например):

а) структуру товарооборота предприятия по товарным группам (круговые диаграммы или гистограммы) за каждый год анализируемого периода;

б) динамику объема товарооборота (в стоимостном выражении) в целом по предприятию и(или) по товарным группам (график).

Представленные в отчете графики должны быть проанализированы!

Таблица 5.

Товарооборот предприятия ________________________________
по товарным группам за 20__-20__ г.г.

Товарные группы* 20__ 20__ 20__ 20__г. в % к 20__г.
сумма тыс. руб. уд. вес, % в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах
сумма тыс. руб. уд. вес, % сумма тыс. руб. уд. вес, % сумма тыс. руб уд. вес, % сумма тыс. руб. уд. вес, %
По сравнению с предыдущим годом По сравнению с предыдущим годом По сравнению с первым годом
Мясо и птица                        
Колбасные изделия                        
Рыба, сельдь                        
Молоко, сыр и молочные продукты                        
Кондитерские изделия                        
Хлеб и хлебобулочные изделия                        
Мука, крупа и макаронные изделия                        
Водка и ликероводочные изделия                        
Вина, шампанское, коньяк                        
Прочие продовольственные товары                        
Непродовольст-венные товары                        
Всего товаров                        

* Перечень товарным групп приведен в качестве примера; на анализируемом предприятии могут быть другие товарные группы

б) Провести факторный анализ товарооборота предприятия, т.е.:

· выявить основные факторы, оказывающие влияние на изменение объема товарооборота в анализируемом периоде;

· осуществить расчет влияния на изменение объема товарооборота в отчетном периоде различных групп факторов (изменения цен и физического объема продаж, численности работников и их производительности труда и т.д.).

Заполнить таблицу 6.

Таблица 6.

Факторный анализ товарооборота предприятия _________________________________________ за 20_ - 20_ гг.

Показатели 20__ 20__ 20__ Отклонение (+/–) Цепные темпы роста %* Среднегодовой темп роста, %  
20__ г. от 20__г. 20__ г. от 20__г. 20__ г. к 20__г. 20__ г. к 20__г.  
А      
Объем товарооборота тыс. руб.                
Общая площадь предприятия, м2.                
- в т.ч. торговая площадь, м2                
Товарооборот в расчете на 1 м2 общей площади, тыс. руб.                
Товарооборот в расчете на 1 м2 торговой площади, тыс. руб.                
Среднесписочная численность работников, чел                
- в т.ч. торгово-оперативный персонал, чел                
Производительность труда в расчете на 1 среднесписочного работника, тыс. руб./чел                
Производительность труда работников торгово-оперативного персонала, тыс. руб./чел.                
Время работы магазина в год, час                
Среднегодовые остатки товарных запасов, тыс.руб.                
Коэффициент товарооборачиваемости, кол-во оборотов/ год                
Продолжительность одного товарооборота, дней                
                       

* Цепные темпы роста определяются в процентах (второй год к первому и третий год ко второму)

Среднегодовой темп роста рассчитывается по формуле

Анализ товарооборота предприятия - student2.ru (1)

где Т Анализ товарооборота предприятия - student2.ru – средний темп роста, Y Анализ товарооборота предприятия - student2.ru – конечный показатель динамического ряда,

Y Анализ товарооборота предприятия - student2.ru – начальный показатель динамического ряда,

n – число показателей в динамическом ряду

По данным таблицы обязательно строятся графики, которые в дальнейшем анализируются.

Для осуществления расчетов влияния на изменение объема товарооборота различных групп факторов можно воспользоваться одной их методик, которые описаны в учебной и методической литературе:

1. Соломатин, А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов [Текст] / А.Н. Соломатин. – СПб.: Питер, 2009. – С. 113.

2. Экономический анализ в торговле: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – С.311.

3. Брагин, Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник [Текст] / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА, 2008. – С. 133.

Наши рекомендации