Анализ товарооборота предприятия
Основные задачи анализа товарооборота:
– изучение динамики объема товарооборота в динамике за три года;
– рассмотрение состава и структуры товарооборота;
– изучение динамики товарооборачиваемости;
– факторный анализ товарооборота;
– выявление резервов увеличения объемов товарооборота.
Источниками информации для анализа товарооборота являются:
· Плановые данные, формы статистической отчетности, учетные регистры, первичная документация (товарные и денежные отчеты материально ответственных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие сдачу торговой выручки и расходы, произведенные из выручки);
· Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
· Форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная);
· Форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасов товаров» (срочная, месячная);
· Форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (квартальная).
Информацию о товарообороте за месяц необходимо взять из регистров бухгалтерского учета по счету 90 «Продажи», данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения товаров.
Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т.д.
Анализ товарооборота предприятия необходимо провести по следующему плану:
а) Осуществить анализ динамики, состава и структуры товарооборота в разрезе отдельных товаров групп и товаров, отразить причины происходящих изменений и дать им оценку (табл. 5).
Анализ товарной структуры ТО торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Соотношение реализованных товаров в структуре товарооборота изменяется в процентах к его объему в целом или по отдельным товарным группам.
По данным таблицы 5 обязательно строятся графики, которые будут отражать (например):
а) структуру товарооборота предприятия по товарным группам (круговые диаграммы или гистограммы) за каждый год анализируемого периода;
б) динамику объема товарооборота (в стоимостном выражении) в целом по предприятию и(или) по товарным группам (график).
Представленные в отчете графики должны быть проанализированы!
Таблица 5.
Товарооборот предприятия ________________________________
по товарным группам за 20__-20__ г.г.
Товарные группы* | 20__ | 20__ | 20__ | 20__г. в % к 20__г. | ||||||||
сумма тыс. руб. | уд. вес, % | в действующих ценах | в сопоставимых ценах | в действующих ценах | в сопоставимых ценах | в сопоставимых ценах | в действующих ценах | |||||
сумма тыс. руб. | уд. вес, % | сумма тыс. руб. | уд. вес, % | сумма тыс. руб | уд. вес, % | сумма тыс. руб. | уд. вес, % | |||||
По сравнению с предыдущим годом | По сравнению с предыдущим годом | По сравнению с первым годом | ||||||||||
Мясо и птица | ||||||||||||
Колбасные изделия | ||||||||||||
Рыба, сельдь | ||||||||||||
Молоко, сыр и молочные продукты | ||||||||||||
Кондитерские изделия | ||||||||||||
Хлеб и хлебобулочные изделия | ||||||||||||
Мука, крупа и макаронные изделия | ||||||||||||
Водка и ликероводочные изделия | ||||||||||||
Вина, шампанское, коньяк | ||||||||||||
Прочие продовольственные товары | ||||||||||||
Непродовольст-венные товары | ||||||||||||
Всего товаров |
* Перечень товарным групп приведен в качестве примера; на анализируемом предприятии могут быть другие товарные группы
б) Провести факторный анализ товарооборота предприятия, т.е.:
· выявить основные факторы, оказывающие влияние на изменение объема товарооборота в анализируемом периоде;
· осуществить расчет влияния на изменение объема товарооборота в отчетном периоде различных групп факторов (изменения цен и физического объема продаж, численности работников и их производительности труда и т.д.).
Заполнить таблицу 6.
Таблица 6.
Факторный анализ товарооборота предприятия _________________________________________ за 20_ - 20_ гг.
Показатели | 20__ | 20__ | 20__ | Отклонение (+/–) | Цепные темпы роста %* | Среднегодовой темп роста, % | |||||
20__ г. от 20__г. | 20__ г. от 20__г. | 20__ г. к 20__г. | 20__ г. к 20__г. | ||||||||
А | |||||||||||
Объем товарооборота тыс. руб. | |||||||||||
Общая площадь предприятия, м2. | |||||||||||
- в т.ч. торговая площадь, м2 | |||||||||||
Товарооборот в расчете на 1 м2 общей площади, тыс. руб. | |||||||||||
Товарооборот в расчете на 1 м2 торговой площади, тыс. руб. | |||||||||||
Среднесписочная численность работников, чел | |||||||||||
- в т.ч. торгово-оперативный персонал, чел | |||||||||||
Производительность труда в расчете на 1 среднесписочного работника, тыс. руб./чел | |||||||||||
Производительность труда работников торгово-оперативного персонала, тыс. руб./чел. | |||||||||||
Время работы магазина в год, час | |||||||||||
Среднегодовые остатки товарных запасов, тыс.руб. | |||||||||||
Коэффициент товарооборачиваемости, кол-во оборотов/ год | |||||||||||
Продолжительность одного товарооборота, дней | |||||||||||
* Цепные темпы роста определяются в процентах (второй год к первому и третий год ко второму)
Среднегодовой темп роста рассчитывается по формуле
(1)
где Т – средний темп роста, Y – конечный показатель динамического ряда,
Y – начальный показатель динамического ряда,
n – число показателей в динамическом ряду
По данным таблицы обязательно строятся графики, которые в дальнейшем анализируются.
Для осуществления расчетов влияния на изменение объема товарооборота различных групп факторов можно воспользоваться одной их методик, которые описаны в учебной и методической литературе:
1. Соломатин, А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов [Текст] / А.Н. Соломатин. – СПб.: Питер, 2009. – С. 113.
2. Экономический анализ в торговле: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – С.311.
3. Брагин, Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник [Текст] / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА, 2008. – С. 133.