Воздушные трассы, аэродромы
При выполнении воздушных перевозок самолеты и вертолеты совершают полеты по постоянным или временным воздушным линиям. В зависимости от назначения постоянные воздушные линии в РФ делятся на магистральные и местные, союзные и международные.
Основными элементами постоянной воздушной линии являются воздушные трассы, аэропорты и аэродромы.
Воздушные трассы
Воздушной трассой называется установленное воздушное пространство, в пределах которого выполняются регулярные полеты между двумя или несколькими пунктами на земной поверхности, обеспеченное аэродромами, наземными радиотехническими средствами и метеорологическим обслуживанием. В отдельных случаях полеты могут совершаться по внетрассовым маршрутам. Ширина воздушной трассы устанавливается равной 20 км. При проходе через воздушные коридоры она может быть уменьшена до 6 км. Под воздушным коридором понимается воздушное пространство над полосой местности, обозначенной хорошо видимыми с высоты полета (контрастными в радиолакационном отношении) ориентирами, предназначенное для полетов по нему летательных аппаратов в районах с особым режимом полетов. Для обеспечения управления движением самолетов и вертолетов воздушные трассы над территорией РФ разделяются на районы, управление в которых осуществляется с командных пунктов управления полетами военных округов или районной диспетчерской службой (РДС) гражданской авиации. Каждый диспетчер обязан осуществлять управление движением самолета (вертолета) в своем районе и может закончить его, только убедившись в том, что самолет (вертолет) прошел соответствующий рубеж и командир корабля доложил о проходе данного рубежа.
Для обеспечения самолетовождения и управления движением воздушные трассы оборудуются специальными средствами, к которым относятся: навигационные системы, системы управления воздушным движением, различные средства связи, светотехнические средства и средства метеонаблюдений.
В целях предотвращения столкновения летательных аппаратов в воздухе между собой и с наземными препятствиями устанавливается система эшелонирования. Она заключается в распределении самолетов (вертолетов) в полете на безопасные расстояния друг от друга и относительно наземных препятствий и включает эшелонирование по высоте, по времени.
Эшелонирование по высоте заключается в рассредоточении летательных аппаратов по различным высотам, по вертикали, в зависимости от условий и направления полета, в соответствии с Основными правилами полетов в воздушном пространстве РФ для авиации.
Эшелонирование по времени необходимо для рассредоточения самолетов (вертолетов) в горизонтальной плоскости на минимальное расстояние (интервал времени). Оно применяется при следовании самолетов (вертолетов) на одинаковых высотах по одному и тому же маршруту, при пересечении эшелона, занятого другими самолетами, или при пересечении маршрутов на одной высоте. Минимальный интервал между летательными аппаратами с одинаковыми скоростями при полетах по маршруту на одном эшелоне должен быть не менее 10 мин.
Основными аэродромами воздушной трассы являются аэродромы гражданской авиации.
Аэропорты
Аэропорт – это предприятие Министерства гражданской авиации, осуществляющее регулярные прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов, а также техническое обслуживание, загрузку (выгрузку) и стоянку летательных аппаратов. Аэропорт имеет постоянный аэродром, расположенный на воздушной трассе, аэровокзал и служебно-технические застройки, оборудованные всеми необходимыми средствами для обеспечения воздушных перевозок.
Аэропорты бывают центральными, базовыми и промежуточными (трассовыми). Центральными называются аэропорты, расположенные в столице государства, республики, края. Базовый аэропорт, помимо всех основных его функций, предназначается для базирования на нем авиационных подразделений. Промежуточный аэропорт, так же как и трассовый аэродром, обеспечивает кратковременные стоянки летательных аппаратов, их техническое обслуживание и заправку топливом.
Аэропорты гражданской авиации делятся на пять классов.
Аэропорт обычно имеет аэродром, аэровокзал, служебно-технические сооружения (здания управления полетами, склады, авиаремонтные мастерские), инженерные сети и подъездные пути.
Основным элементом каждого аэропорта является аэродром.
Аэродромы
Аэродромом называется комплекс специально подготовленных земельных участков, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, размещение и обслуживание летательных аппаратов.
Основным элементом аэродрома является летное поле.
На летном поле располагаются: летная полоса (ЛП), рулежные дорожки (РД), места стоянки самолетов (МС) и специальные площадки.
Летная полоса представляет собой специально подготовленный и оборудованный земельный участок, предназначенный для взлета и посадки самолетов, как правило, в двух взаимно противоположных направлениях.
Летная полоса располагается на участке с наиболее благоприятными гидрогеологическими условиями и рельефом местности и ориентируется в направлении наиболее свободных воздушных подходов.
Длина рабочей площади летной полосы и взлетно-посадочной полосы (ВПП) с искусственным покрытием определяется из условия обеспечения безопасности разбега и пробега летательного аппарата с учетом местных расчетных условий (температуры воздуха, атмосферного давления и продольного уклона летной полосы).
1 2 3 4
Рис. 1. Основные элементы летной полосы:
1 – рабочая площадь (с взлетно-посадочной полосой); 2 – взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием; 3 – боковые полосы безопасности; 4 – концевые полосы безопасности.
В состав летной полосы входят (рис.1):
рабочая площадь, предназначенная для разбега и отрыва самолетов при взлете, а также для приземления и пробега самолетов при посадке;
боковые полосы безопасности (БПБ), предназначенные для обеспечения безопасности при возможном отклонении самолетов в сторону – за пределы рабочей площади при разбеге и пробеге;
концевые полосы безопасности (КПБ), предназначенные для обеспечения безопасности при возможном выкатывании самолетов за пределы рабочей площади при посадке и прекращении разбега, а также при необходимости для начала разбега и стартового построения самолетов при взлете.
Длина каждой концевой полосы безопасности принимается равной 200-400 м.
В пределах рабочей площади летных корпусов устраиваются взлетно-посадочные полосы (ВПП), которые могут быть грунтовыми (ГВПП) или с искусственным покрытием (ИВПП), предназначенные для обеспечения безопасного взлета и посадки самолетов в любое время года. Ширина ВПП с искусственным покрытием может составлять 30-50 м.
Взлетно-посадочные полосы постоянных аэродромов покрываются жесткими искусственными покрытиями, к которым относятся: бетонные; покрытия из монолитного предварительно напряженного железобетона или из сборных железобетонных плит. ВПП аэродромов III класса могут иметь покрытия нежесткого типа: асфальтобетонные, металлические или черные щебеночные и гравийные покрытия, устраиваемые методом пропитки, смешения и уплотнения.
В зависимости от длины рабочей площади летной полосы (длины ВПП), а также прочности искусственных покрытий все аэродромы делятся на три класса.
Аэровокзал предназначен для обслуживания пассажиров, оформления и регистрации билетов и багажа, временного размещения пассажиров и их бытового обеспечения. Для этого в аэровокзалах имеются кассы, регистрационные и справочные бюро, залы ожидания, комнаты отдыха, рестораны, буфеты и другие предприятия обслуживания пассажиров. Для обеспечения воинских перевозок в аэровокзалах назначаются воинские залы, выделяются воинские кассы и помещения военного коменданта аэропорта.
Для приема обработки и отправки грузов в аэропортах имеются грузовые дворы, включающие административные помещения, где производится оформление грузов, и склады. Быстрый рост объемов грузовых воздушных перевозок приводит к тому, что в ряде крупных аэропортов создаются грузовые аэровокзалы, а в некоторых местах и специальные грузовые аэропорты, оснащенные стационарными и подвижными средствами механизации погрузочно-выгрузочных работ.
Для нормальной работы современных аэропортов необходимо иметь сложную сеть линий электроснабжения и связи, водопровода, канализации, трубопроводов для подачи горючего, а также внутриаэропортовые и подъездные автомобильные дороги.
Электроснабжения потребителей аэропорта (аэродрома) осуществляется, как правило, от двух независимых источников электроэнергии, в качестве которых могут быть государственная (городская) система энергоснабжения и аварийная электростанция аэропорта (аэродрома). Линии электропередач системы внутреннего электроснабжения аэродрома могут быть кабельные, воздушно-кабельные и воздушные. Кабельным подводом выполняются все линии вблизи летной полосы, а также в районе групповых МС, магистральной и соединительных РД. В качестве источников водо- и теплоснабжения в первую очередь используются подземные воды, а также городские водопроводы и теплотрассы.
Одним из основных элементов жизнедеятельности аэродрома являются подъездные пути. Аэродромы должны быть связаны подъездными автомобильными дорогами с автомобильными дорогами общей государственной сети, а постоянные, а постоянные аэродромы, кроме того, должны быть связаны железнодорожной веткой с сетью железных дорог Министерства путей сообщения. Внутриаэродромные дороги должны обеспечивать подъезд автотранспорта к зданиям и сооружениям на территории аэродрома и подъезд специального транспорта в пункты обеспечения полетов, погрузки (выгрузки) грузов и личного состава, т. е. к местам стоянок самолетов, специальными площадками как в районе аэродрома, так и в полосе рассредоточения.
Правила, порядок погрузки и перевозки войск воздушным транспортом.
Организация погрузки и выгрузки материальных средств регламентируется Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям РФ, а также инструкциями по воздушной транспортировке материальных средств.
Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям РФ регламентируют перевозки грузов, выполняемые Министерством гражданской авиации, определяют порядок приема грузов к перевозке, их взвешивания, упаковки, маркировки, погрузки, сопровождения, выгрузки и выдачи получателям.
В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке осуществляется на складе аэропорта, а в отдельных случаях на складе отправителя или в другом согласованном между отправителем и перевозчиком пункте. Доставка грузов в аэропорт (транспортировка, выгрузка) производится силами отправителя. В отдельных случаях эту задачу может взять на себя аэропорт.
К воздушной перевозке принимаются только грузы, которые по своим габаритным размерам, качеству, весу и свойствам удовлетворяют условиям их транспортировки данными типами самолетов. Отправитель обязан заблаговременно сообщить все необходимые сведения, относящиеся к грузу, на основании которых аэропорт определяет возможность приема грузов к перевозке.
Грузы должны предъявляться к перевозке в исправной таре (упаковке), соответствующей государственным стандартам. Если упаковка стандартом не 1 установлена, грузы должны предъявляться в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность при перевозке и перегрузке.
Каждое место перевозимого груза должно иметь отправительскую, транспортную, а в случае необходимости и специальную маркировку. Отправительская маркировка надписывается до сдачи груза к перевозке и включает наименование аэропортов погрузки и выгрузки, а также наименование и адреса отправителей и получателей. Транспортная маркировка наносится при приеме груза к перевозке. В ней указывается номер грузовой накладной, общее количество мест данной грузовой отправки и общий вес груза. Специальная маркировка наносится при сдаче груза, который нуждается в предупредительных надписях об особых свойствах груза, мерах предосторожности при обращении с ним, а также в других случаях. Маркировка радиоактивных, опасных и скоропортящихся грузов производится в соответствии со специальными правилами.
Погрузка грузов и выгрузка при перевозке самолетами (вертолетами) гражданской авиации производится, как правило, силами и средствами аэропорта, а при необходимости - отправителями и получателями под контролем работников аэропорта и экипажей транспортной авиации.
Аэропорт назначения обязан своевременно информировать получателя о прибытии груза. Выдача груза производится на складе аэропорта или по договоренности в другом месте. При выдаче груза аэропорт по требованию получателя обязан проверить количество и вес прибывшего груза. Состояние груза проверяется только в тех местах, в которых нарушена упаковка.
Получатель обязан вывезти из аэропорта прибывший в его адрес груз своим транспортом или транспортом организаций, осуществляющих централизованный вывоз грузов из аэропортов. Все работы, связанные с погрузкой грузов на транспортные средства, производят получатель или уполномоченные им организации.
Инструкции по воздушной транспортировке отдельных видов материальных средств Министерства Обороны определяют правила погрузки, размещения, швартовки и выгрузки грузов при использовании самолетов и вертолетов военно-транспортной авиации. В инструкциях содержатся основные правила перевозки и техники безопасности при перевозке и выполнении погрузочно-выгрузочных работ. В необходимых случаях излагаются дополнительные указания по погрузке и выгрузке отдельных видов материальных средств, варианты загрузки, схемы размещения и швартовки различных видов материальных средств.
Варианты загрузки и схемы размещения различных видов материальных средств зависят от грузоподъемности и вместимости самолетов и вертолетов, допустимых нагрузок на пол грузовой кабины , а также данных и в конечном итоге определяют нормы загрузки самолетов и вертолетов различными видами материальных средств
Некоторые варианты загрузки самолетов и вертолетов отдельными видами материальных средств приведены в таблице. В вариантах загрузки указывается количество, вес и габаритные размеры групп емкостей или штабелей с материальными средствами, в необходимых случаях - номера шпангоутов, между которыми они размещаются, или положение центра тяжести.
На схемах размещения (рисунок) показывается положение емкостей и штабелей в грузовой кабине самолетов и вертолетов в двух проекциях (вид сбоку и вид сверху) по номерам шпангоутов, положение центра тяжести и способ швартовки грузов.
Порядок погрузки материальных средств зависит от характера груза, способа доставки, типа выделенных самолетов и вертолетов, наличия средств механизации, а также других данных и предусматривает подготовку материальных средств и транспортной авиации к перевозке, подвоз материальных средств к аэродромам, погрузку, размещение и крепление грузов.
Подготовка материальных средств к доставке по воздуху организуется службами снабжения через подчиненные им склады. Склады обеспечивают подвоз грузов к самолетам и вертолетам и их погрузку, а также ведут учет отправляемых грузов.
При посадочном способе доставки материальный средства транспортируются, как правило, в заводской стандартной таре. В отдельных случаях грузы перекладываются в другую тару, позволяющую более рационально использовать грузоподъемность и вместимость самолетов и вертолетов, или освобождаются от укупорки и перевозятся в связках.
При подготовке тарно-штучных грузов особое внимание обращается на исправность укупорки. Ящики и бочки не должны иметь выступающих гвоздей, концов упаковочных лент и проволоки. Горючее доставляется в бидонах и бочках, а также в металлических или резино-тканевых резервуарах. При использовании мягкой тары горючее заливается на аэродроме после погрузки в самолеты резино-тканевых резервуаров.
При перевозке жидкостей необходимо избегать применения стеклянных бутылей. Жидкости должны транспортироваться в металлической (в бидонах и бочках) или в пластмассовой таре. При необходимости доставки жидкостей (например, медикаментов) в стеклянных бутылях последние устанавливаются в деревянные клетки или корзины с крышками и плотно обкладываются упаковочным материалом. Все емкости с жидкостями должны иметь свободный объем для обеспечения сохранности при полетах на больших высотах. Необходимо также строго учитывать допустимую совместимость транспортировки различных материальных средств в одном летальном аппарате, что особенно важно при перевозках опасных грузов, продовольствия и медикаментов.
Подготовленные для доставки посадочным способом материальные средства группируются по самолетам и вертолетам в соответствии с вариантами загрузки и маркируются.
При парашютном способе доставки подготовка материальных средств значительно сложнее и требует большего времени на ее осуществление. Она включает осмотр и подготовку парашютно-десантной тары, укладку парашютов и многокупольных парашютных систем, загрузку парашютно-десантной тары материальными средствами, монтаж парашютов и многокупольных парашютных систем, нанесение маркировки.
Порядок затаривания грузов, правила, и нормы загрузки материальных средств в различные образцы парашютно-десантной тары подробно излагаются в технических описаниях и инструкциях к этим образцам тары.
Количество грузовых мест, укладываемых на ПГС - 500, зависит от их веса и габаритных размеров. Ящики с грузом обычно размещаются в два - три ряда по высоте.
Малогабаритные грузы или грузы, имеющие мягкую заводскую упаковку, после загрузки на платформу должны скрепляться деревянными рамами по бокам и сверху для придания груза жесткости и монолитности. После размещения грузов на платформе производится затяжка швартовочных ремней, монтаж парашютной системы, разъема и световой сигнализации. Погрузка ПГС - 500 на автотранспорт осуществляется с помощью автомобильных кранов.
Парашютные платформы ПП - 127 - 3500 загружаются на специальных площадках. Все работы проводятся в определенной последовательности: выгрузка платформ с автотранспорта и расстановка их на площадке погрузки; подготовка платформ и грузов к загрузке; погрузка грузов на платформы и швартовка их; укладка и монтаж парашютной системы.
При перевозке материальных средств военной транспортной авиацией маркируются только грузы в закрытых ящиках (тюках), не имеющие заводской маркировки. В этом случае обозначается вид груза, а на тяжеловесных (свыше 200 кг) грузах и положение центра тяжести.
При доставке жидкостей в стеклянной таре наносится дополнительная маркировка: «СТЕКЛО», «ВЕРХ».
Подготовленные материальные средства автомобильным транспортом доставляются на аэродромы погрузки. Автомобили с материальными средствами в зависимости от обстановки или сосредотачиваются перед началом погрузки в одном —двух километрах от аэродрома, или следуют от склада непосредственно к погрузочно-выгрузочным площадкам.
При погрузке материальных средств в грузовые самолеты автомобиль подается задним ходом вплотную к порогу грузового люка (при погрузке в
вертолет - до трапов вертолета).
Материальные средства с помощью тельферов или вручную перегружаются из автомобилей в грузовую кабину самолета (вертолета) и укладываются в штабеля в соответствии с вариантом загрузки. Погрузочная команда включает 8 -10 человек.
Подача автомобилей к самолетам (вертолетам), перегрузка и укладка ящиков и бочек в грузовой кабине производятся под руководством командира экипажа.
Для погрузки материальных средств в пассажирские самолеты автомобили подаются к боковым дверям и люкам багажников. Погрузка производится с помощью автопогрузчиков, автоподъемных кузовов и других средств механизации. Погрузочная команда включает 12-16 человек.
Размещение грузов в грузовых кабинах производится в строгом соответствии с вариантами загрузки и с учетом эксплуатационных центровок самолетов (вертолетов) и допустимых нагрузок на панели грузового пола.
Швартовка груза осуществляется с помощью швартовочных сеток и тросов, которые закрепляются за швартовочные узлы, вмонтированные в полу самолета (вертолета).
С помощью тросов грузы закрепляются сначала в продольном, а затем в поперечном направлении. Затягивание тросов производится до врезания их в края крышек крайних ящиков. Усилия затяжки тросов должны быть в пределах 350 -400 кг. Затяжка тросов должна быть равномерной, для чего необходимо подтягивание производить до трех ~ четырех раз одновременно с двух противоположных сторон (с правой и левой, передней и задней). После натяжки тросов штабеля дополнительно крепятся сетками.
Во всех случаях крепление грузов должно исключать их перемещение относительно друг друга при взлете и посадке самолетов и вертолетов.