Тема 10. Рынок труда и заработная плата
Особенности рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Эффект дохода и эффект замещения. Равновесие на рынке труда. Влияние на рынок труда государства и профсоюзов. Заработная плата и её виды: номинальная, располагаемая, реальная. Формы заработной платы: повременная и сдельная. Особенности заработной платы в России.
Тема 11. Рынок земли. Земельная рента
Особенности земельных отношений. Земельная рента и ее виды: дифференциальная I и II вида, абсолютная, монопольная. Арендная плата и цена земли. Предложение земли.
Рынок возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов
Тема 12. Теория фирмы и организационные формы бизнеса
Сущность, сферы и функции предпринимательства. Способы ведения предпринимательской деятельности: индивидуальное предпринимательство и предприятие. Классификация предприятий.
Организационно-правовые формы предприятий. Товарищества (полное, на вере), общества (ООО, ОАО, ЗАО, ОДО), унитарные предприятия, производственные кооперативы.
Тема 13. Издержки и прибыль фирмы
Издержки производства и их виды: постоянные, переменные, валовые, средние, предельные, явные и неявные. Эффекты масштаба производства: положительный, отрицательный, неизменный. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде. Доходы предприятия: валовой, средний, предельный. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Максимизация прибыли в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. «Золотое правило предпринимателя». Теории прибыли: прибавочной стоимости, факторов производства, монопольной прибыли.
Тема 14. Банкротство предприятия
Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации. Интерналии и экстерналии. Риск и способы его снижения. Страхование. Проблема банкротства предприятий. «Общее правило банкротства». Инициаторы банкротства. Процедуры банкротства: внешнее наблюдение, финансовое оздоровление, мировое соглашение, внешнее управление, конкурсное производство.
Содержание самостоятельной работы
2.2.1 Подготовка к лекциям, практическим и семинарским занятиям по следующим темам и вопросам с использованием рабочей тетради:
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Микроэкономика» призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое рабочее время.
К самостоятельной работе студента по дисциплине «Микроэкономика» относится:
- подготовка к практическим занятиям,
- повторение лекционного материала
- написание реферата,
- подготовка доклада к семинарскому занятию
- подготовка к зачету
При выполнении самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции или изучая материал на практических занятиях. А по всем недостаточно понятым вопросам он обращался к преподавателю во время консультаций.
В случае пропуска лекций и практических занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пропущенного материала.
Указанное в тематическом плане время самостоятельной работы соответствует именно рабочему, с достаточным уровнем напряжения, времени, без отвлечения и пустых трат времени.
Для закрепления материала лекций достаточно, перелистывая конспект или читая его, мысленно восстановить прослушанный материал.
Для подготовки к практическим занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, обращаясь к лекционному материалу и рекомендуемой учебной и периодической литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии, подготовить материалы для выполнения практических заданий, полученные в ходе экономической и практики менеджмента на конкретном предприятии.
Подготовка к зачету (экзамену) должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами.
Содержание семинарских занятий
Семинарские занятия являются одной из главных составных частей учебного процесса. Изучение курса экономической теории предусматривает самостоятельную подготовку студентов к семинарским занятиям и активное участие в них.
При подготовке к семинарским занятиям студентам необходимо глубоко изучить литературу, учебный материал, изложенный лектором на занятиях, разобраться в современных проблемах экономической политики.
В списке литературы названы только учебники и учебные пособия, которыми студенты могут пользоваться в библиотеках города Кирова. Дополнительно следует использовать материалы, которые публикуются в экономических; журналах: "Вопросы экономики", "Российский экономический журнал", "Мировая экономика и международные отношения", "Экономист", еженедельник "Экономика и жизнь".
Вашему вниманию предлагается новый вид учебно-методического пособия, работа с которым обязательна для всех студентов.
Основная цель создания Рабочей Тетради - дать возможность студентам самостоятельно изучить курсы учебных дисциплин, повысить качество подготовки к каждому семинарскому занятию, научить более вдумчивому подходу к освоению материалов изучаемого курса.
Рабочая Тетрадь позволит Вам:
· при подготовке к занятиям использовать труднодоступные источники информации;
· технически упростить и ускорить работу с рекомендованными источниками и литературой;
· в ходе занятий аккумулировать в компактном виде все важнейшие материалы изучаемого курса;
· получить дополнительные возможности и стимулы для развития аналитических способностей, приобретения и закрепления навыков работы с источниками, обобщения материала и его лаконичного изложения;
· по результатам работы с тетрадью сдать зачет или экзамен.
Рабочая Тетрадь по курсу Микроэкономики позволяет интенсифицировать учебный процесс и организовать наиболее эффективную самостоятельную работу студента в течение всего семестра. Рабочая Тетрадь студента обеспечивает переход на рейтинговый вариант проведения зачетов и экзаменов для студентов, полностью и качественно выполнивших все виды заданий, наиболее активно работающих на семинарских занятиях.
Предусматривается система текущего и итогового контроля знаний студентов, позволяющая объективно оценить полноту усвоения теоретического материала и умение применить на практике полученные знания.
Цель и задачи
Закрепление знаний студентов при подготовке к ответам на вопросы и разрешении проблемных ситуаций, а также выработка у студентов умений и навыков самостоятельного творческого подхода к разрешению микроэкономических проблем.
Формы отчетности
По каждой теме практического занятия предусмотрены в Рабочей тетради следующие формы отчетности
· письменные ответы на контрольные вопросы
· решение задач по конкретным проблемным ситуациям
· письменные ответы на вопросы заданий по темам
Критерий оценки: складывается из содержательных ответов на вопросы для самостоятельной подготовки с использованием источников и специальной литературы (оценка за каждый ответ составляет от 1 до 5 баллов). Студенты, набравшие максимальное количество баллов считаются сдавшими экзамен по данному курсу.
Традиционный экзамен (в качестве пересдачи) сдают студенты, не набравшие необходимого для положительной оценки количества баллов.
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1: Спрос и предложение.
Экономисты используют модель спроса и предложения для анализа рыночной конкуренции. Кривая спроса показывает зависимость объема спроса на товар от его цены. Закон спроса гласит: если цена товара падает, объем спроса возрастает, следовательно, кривая спроса является нисходящей.
Кривая предложения иллюстрирует зависимость объема предложения товара от уровня цены. Согласно закону предложения, увеличение цены товара ведет к росту объема предложения, следовательно, кривая предложения направлена вверх.
Пересечение кривых спроса и предложения определяет рыночное равновесие. При равновесной цене объем спроса равен объему предложения.
В рыночной экономике цены - это сигналы, на основании которых принимаются экономические решения и распределяются ограниченные ресурсы. Рыночная цена каждого товара - гарантия равновесия спроса и предложения. Равновесная цена определяет потребление и производство товаров.
При изучении этой темы студенты должны знать :
1. Что такое конкурентный рынок.
2. Детерминанты спроса на конкурентном рынке.
3. Как взаимодействие сил спроса и предложения ведет к установлению цены и объема товара.
4. Как анализировать предложение товаров на конкурентном рынке.
5. Как объяснить ключевую роль цен в распределении ограниченных ресурсов рыночной экономики.
Вопросы
1. Что такое конкурентный рынок?
2. Что определяет количество товара, которое требуется покупателям?
3. Почему кривая спроса является нисходящей?
4. Что определяет количество товара, которое предлагают продавцы?
5. Почему кривая предложения направлена вверх?
6. Дайте определение рынка в состоянии равновесия. Опишите силы, которые приводят рынок в состояние равновесия.
7. Опишите роль цен в рыночной экономике.
Задания
1. "Возрастание спроса на ноутбуки означает увеличение объема спроса, а не объема предложения". Верно ли это утверждение? Объясните.
2. "При данном увеличении предложения наклон кривых спроса и предложения влияет на изменение равновесного объема". Верно ли это утверждение? Объясните с помощью графика.
3. Что мы имеем в виду, когда говорим о совершенной конкуренции? Как вы думаете, подходит ли под это описание пример рынка мороженого?
4. Технологические нововведение снижает издержки производства компьютерных микросхем. Используя графики спроса и предложения, покажите влияние нововведения на равновесную цену и равновесный объем на следующих рынках:
а. на рынке компьютеров
б. на рынке программного обеспечения
5. Мы имеем следующие данные о спросе и предложении на рынке пиццы:
Цена, в $ Объем спроса Объем предложения
4 135 26
5 104 53
6 81 81
7 68 98
8 53 110
9 39 121
Начертите кривые спроса и предложения. Какова цена равновесия и равновесный объем на рынке пиццы? Если рыночная цена выше или ниже равновесной цены, что заставит рынок прийти в состояние равновесия?.
Тема 2: Конкурентные рынки факторов производства. Рынок труда.
В экономике доход распределяется на рынках факторов производства. Важнейшие факторы производства - труд, земля и капитал. Спрос на факторы производства определяется потребностями фирм, использующих их для производства товаров и услуг. Количество приобретаемого конкурентной, максимизирующей прибыль фирмой фактора определяется точкой, в которой стоимость предельного продукта фактора равна его цене.
Цена каждого фактора производства изменяется до тех пор, пока не установится равновесие спроса и предложения на этот фактор. Цена каждого фактора равна его предельному вкладу в производство товаров и услуг. Совместное использование факторов производства определяет зависимость предельного продукта любого фактора от соотношения остальных факторов. В результате изменение предложения одного фактора изменяет равновесный доход от всех факторов.
При изучении данной темы студенты должны уметь:
1. анализировать спрос на труд, предъявляемый максимизирующими прибыль конкурентными фирмами.
2. знать ответы на следующие вопросы:
· почему равновесная заработная плата равна стоимости предельного
продукта труда;
· как компенсируются затраты других факторов производства - земли и капитала;
· как изменение предложения одного фактора изменяет доходы, которые приносят все факторы производства;
Вопросы
1. Объясните, как производственная функция фирмы связана с предельным продуктом труда.
2. Объясните, как предельный продукт труда фирмы связан со стоимостью предельного продукта.
3. Объясните, как стоимость предельного продукта фирмы связана со спросом на труд.
Задания
1. Предположим, что фракция "Яблоко" Государственной Думы РФ предлагает принять новый закон, направленный на снижение издержек медицинского обслуживания: всех россиян обязывают съедать по одному яблоку в день.
а. как "яблочный" закон повлияет на спрос и равновесную цену яблок?
б. как повлияет закон на предельный продукт и стоимость предельного продукта сборщиков яблок?
в. как принятие закона скажется на спросе на труд и равновесной заработной плате сборщиков яблок?
2. Генри Форд однажды сказал: "Платит заработную плату отнюдь не работодатель - он только имеет дело с деньгами. Заработную плату платит товар". Объясните.
3. Предполагается, что рынок труда конкурентен. Тем не менее, на некоторых рынках предложение труда определяется профессиональными союзами.
а. Объясните, в чем сходство профсоюза и фирмы-монополиста;
б. Цель фирмы-монополиста заключается в максимизации прибыли. В чем заключается цель профессиональных союзов?
в. Проведем аналогию между фирмами-монополистами и профессиональными союзами. Является ли заработная плата, установленная профессиональными союзами, сравнимой с заработной платой в условиях конкурентного рынка?
Как вы считаете, отличается ли уровень занятости в этих двух случаях?
г. Какие иные, отличные от целей фирмы-монополиста, задачи могут иметь профессиональные союзы?
4. Предположим, что вы открываете кафе быстрого обслуживания, в котором работает 7 человек. Работникам платят 50 руб. в час, а средняя цена блюда - 25 руб. Если вы стремитесь максимизировать прибыль, какова стоимость предельного продукта последнего работника, которого он нанимает? Каков предельный продукт этого работника?
Тема 3: Основы теории потребления.
Линия бюджетного ограничения потребителя показывает возможные комбинации товаров, которые он может приобрести при данном уровне своих доходов и существующих ценах. Наклон бюджетной линии равен относительной цене товаров. Кривые безразличия отражают предпочтения потребителя. Каждая из них определяет различные наборы товаров, в одинаковой мере удовлетворяющие его запросы.
Теория потребительского выбора применима к решению различных задач. Она может объяснить, почему кривые спроса обычно имеют восходящий характер, почему рост заработной платы может либо увеличить, либо уменьшить предложение труда, почему повышение процентной ставки может вызвать либо рост, либо снижение накоплений и почему малоимущие предпочитают получать пособие.
В ходе изучения темы студенты уметь:
1. Использовать кривую безразличия для представления потребительских предпочтений.
2. Анализировать детерминанты оптимального потребительского выбора.
3. Представлять влияние изменения цен как взаимодействие эффекта дохода и эффекта замещения.
4. Использовать теорию потребительского выбора для анализа поведения домашних хозяйств.
Вопросы:
1. Сравните следующие пары товаров:
· Кока-Кола и Пепси
· Лыжи и лыжные крепления
Для каких пар товаров, по вашему мнению, кривые безразличия будут прямыми линиями, а для каких будут иметь резкий изгиб? Изменение сравнительной стоимости каких двух товаров сильнее отразится на поведении потребителя?
2. Проанализируйте ваши решения относительно времени, которое вы собираетесь посвятить работе.
а. Нарисуйте линии ограничения своего бюджета при условии, что вы не платите налог с доходов, и при условии, что ставка налогообложения дохода равна 15%.
б. Покажите, каким образом налог может повлиять на ваше решение увеличить, уменьшить или сохранить на прежнем уровне продолжительность рабочего времени.
Задания:
1. Представьте, что вы зарабатываете 60 тыс.руб. в год и откладываете часть этой суммы на специальный счет при процентной ставке, равной 5%. Используя бюджетную линию и кривые безразличия, покажите, как изменится ваше потребление в следующих случаях (для упрощения ситуации налог на доход со сбережений можно не учитывать):
а. Ваш доход возрос до 80 тыс.руб.
б. Процентная ставка по вкладам увеличилась до 8%.
2. Система выплат социальных пособий ориентирована на поддержку нуждающихся семей. Как правило, максимальный размер пособия выплачивается тогда, когда семья лишена всяких доходов. Затем, по мере появления заработков у ее членов, выплаты постепенно снижаются и, наконец, прекращаются вовсе. Подумайте о возможном влиянии этой системы на предложение труда со стороны таких семей.
а. На одном и том же графике нарисуйте линию ограничения бюджета семьи, получающей и не получающей пособие.
б. На этом же графике нарисуйте кривые безразличия и покажите, как система выплат пособий может уменьшить количество времени, в течение которого работают члены семьи. Дайте объяснение с точки зрения влияния эффекта дохода и эффекта замещения.
в. Используя график, покажите, как система выплат пособий влияет на материальное благополучие таких семей.
Тема 4: Предложение конкурентной фирмы. Фирма и отрасль в долгосрочном периоде.
Цель фирмы - максимизация прибыли, определяемой как валовой доход за вычетом совокупных издержек. Анализ поведения фирмы предполагает рассмотрение всех альтернативных издержек производства. Издержки фирмы характеризуют ее процесс производства. Совокупные издержки фирмы можно разделить на постоянные и переменные издержки Постоянные издержки не зависят от изменений объема выпуска продукции. Переменные издержки изменяются в соответствии с динамикой объема производства.
Тип издержек фирмы часто зависит от рассматриваемого временного интервала. В частности, многие издержки являются постоянными в краткосрочном периоде, но переменными в долгосрочном периоде. В результате этого, при изменении фирмой объема производства, ее средние совокупные издержки в краткосрочном периоде могут возрастать больше, чем в долгосрочном.
Изучив данную тему, студенты должны знать и уметь:
1. Из чего складываются издержки производства фирмы
2. Понятия средних совокупных издержек и предельных издержек
3 Анализировать связь между производственным процессом и совокупными издержками фирмы.
4. Объяснить связь между краткосрочными и долгосрочными издержками производства.
Вопросы:
1. Как связаны валовой доход, прибыль и совокупные издержки фирмы?
2. Приведите пример альтернативных издержек фирмы, которые бухгалтер не имеет права учитывать. Почему бухгалтеры игнорируют такие издержки?
3. Дайте определение совокупных издержек, средних совокупных издержек и предельных издержек. Как они взаимосвязаны?
4. Как и почему различаются кривые средних совокупных издержек фирмы в краткосрочном и долгосрочных периодах?
Задания:
1. Подставьте в нижеприведенные высказывания название подходящего типа издержек.
а. Реальные издержки какой-либо деятельности - это ее ......................……………………………..издержки.
б. Издержки, которые не зависят от объема выпуска, называются ........................…………………………….издержками.
в. В краткосрочном периоде в.......................…………..издержки производства мороженого входит стоимость молока и сахара, но не издержки на оборудование предприятия.
г. Прибыль равна валовому доходу за вычетом .............................……………………….издержек.
д. Издержки производства дополнительной единицы продукции - это....................……………………………издержки.
2. Представьте себе, что ваш университет взимает плату отдельно за обучение и отдельно за общежитие.
а. Какие из издержек пребывания в университете не являются альтернативными?
б. Каковы явные издержки обучения в университете?
в. Каковы неявные издержки обучения в университета?
Тема 5: Фирмы на конкурентных рынках.
Так как конкурентная фирма является принимающей цену, ее доход пропорционален объему выпуска продукции. Цена продукции равна как среднему, так и предельному доходу фирмы. Для максимизации прибыли фирма выбирает такой объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В краткосрочном периоде, если фирма не может возместить постоянные издержки, она предпочтет временно закрыться, если цена продукции ниже ее средних переменных издержек. В долгосрочном периоде, когда фирмы может возместить как постоянные, так и переменные издержки, она предпочтет покинуть рынок, если цена ниже средних совокупных издержек.
На рынке с возможностью свободного входа и выхода прибыль в долгосрочном периоде равна нулю. При долгосрочном равновесии рынка все фирмы выбирают максимально эффективную технологию и масштаб производства, цены равны минимуму средних совокупных издержек, а число фирм устанавливается достаточным для обеспечения объема спроса при данной цене.
Изучив данную тему, студенты должны знать ответы на следующие вопросы:
1. Как конкурентные фирмы принимают решение об объеме производства?
2. Как поведение фирмы определяет рыночные кривые краткосрочного и долгосрочного предложения?
3. Как конкурентные фирмы принимают решение о входе на рынок или выходе с него?
Студенты должны уметь анализировать процесс принятия решения о временном прекращении производства конкурентной фирмой.
Вопросы:
1. Что понимается под конкурентной фирмой?
2. При каких условиях фирма временно прекратит производство? Объясните почему.
3. При каких условиях фирма покинет рынок? Объясните почему.
4. Выберите правильный вариант ответа.
Цена равна предельным издержкам фирмы:
а. В краткосрочном периоде
б. В долгосрочном периоде
в. В обоих случаях.
Объясните свой выбор варианта ответа.
5. Выберите правильный вариант ответа:
Цена равна минимуму средних совокупных издержек фирмы:
а. В краткосрочном периоде
б. в долгосрочном периоде
в. в обоих случаях
Объясните свой ответ.
Задания
1. Какими свойствами характеризуется конкурентный рынок? Рынок, каких из нижеперечисленных напитков, по вашему мнению, лучше всего характеризуется этими свойствами?
а. Водопроводная вода
б. Вода, разлитая в бутылки
в. Кола
г. Пиво.
2. "Растущие цены традиционно вызывают экспансию в отрасль, что в конечном итоге сводит на нет высокие цены и процветание производителей". Объясните, используя соответствующие диаграммы.
3. Многие маломерные суда изготовляются из фибергласса, основной ресурс производства которого - нефть. Предположим, что цена на нефть возрастает.
а. Используя графики, покажите, что происходит с кривой издержек отдельной судостроительной фирмы и с рыночной кривой предложения.
б. Что происходит с прибылью производителей судов в краткосрочном периоде? Что происходит с числом судостроительных фирм в долгосрочном периоде?
4. Допустим, что текстильная отрасль России является конкурентной, а международная торговля тканями отсутствует. В долгосрочном равновесии цена условной единицы ткани составляет 150 руб.
а. Опишите равновесие при условии, что производители тканей в других странах желают продавать достаточно большие объемы текстиля в России по цене 100 руб. за условную единицу.
б. Если производители в России имеют высокие постоянные издержки, то каково влияние импорта на объем выпуска отдельной фирмы в краткосрочном периоде?
в. Каково будет влияние импорта на число фирм в текстильной отрасли России в долгосрочном периоде?
Тема 6: Несовершенная конкуренция и рыночная власть.
Основы государственной конкурентной политики.
Монополия - единственный поставщик на рынке. Монополии возникают в тех случаях, когда фирме удается овладеть источником ключевого ресурса, получить у правительства исключительные права на поставку товара или удовлетворить рыночный спрос с более низкими издержками, чем нескольким фирмам. Подобно конкурентной фирме, фирма-монополия максимизирует прибыль, производя тот объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Затем монополия назначает цену, соответствующую спросу на данный объем продукции. Монопольная цена превышает предельный доход фирмы и ее предельные издержки. В условиях олигополии фирмы максимизируют совокупную прибыль, образуя картели и действуя подобно монополисту. Чем большее число фирм входит в олигополию, тем ближе объем выпуска и цена к уровню совершенно конкурентного рынка. Для противодействия практике ограничения конкуренции государство использует антитрестовские законы.
Рынок монополистической конкуренции характеризуется тремя атрибутами: большое количество фирм, дифференцированная продукция и свобода входа и выхода на рынок.
Студенты должны знать:
1. Почему на некоторых рынках присутствует единственный поставщик?
2. В чем заключается воздействие принимаемых монополией решений на экономическое благосостояние.
3. Почему монополии стремятся назначать различные цены для разных покупателей.
Уметь анализировать:
1. Процесс определения монополией объема выпуска и назначения цены.
2. Различные варианты государственной политики, направленные на решение проблемы монополии.
3. Поведение фирм, поставляющих дифференцированную продукцию
Вопросы:
1. Приведите пример монополии, созданной правительством. Как вы оцениваете подобную политику государства? Объясните.
2. Дайте определение естественной монополии. Как соотносятся естественная монополия и размер рынка?
3. Почему предельный доход монополиста меньше, чем цена его товара?
4. Что дает правительству право регулирования слияний компаний?
5. Сравните объем выпуска и цену олигополии с объемом выпуска и ценой монополии.
6. Как число фирм в олигополии влияет на результат функционирования рынка?
7. Опишите три свойства монополистической конкуренции. В чем монополистическая конкуренция подобна монополии? В чем она подобна совершенной конкуренции?
8. Как влияет реклама на экономическое благосостояние и на выбор потребителя?
Задания:
1. Рок-певец Род Стюарт обладает монополией на редкийц ресурс: на самого себя. Он единственный, кто может давать концерты Рода Стюарта. Следует ли из этого, что правительство должно регулировать цены на его концерты? Если да (или если нет), то почему?
2. Отдел маркетинга звукозаписывающей компании определил спрос на компакт диски группы Х следующим образом:
Цена, в $ Количество компакт-дисков
24 10 000
22 20 000
20 30 000
18 40 000
16 50 000
Постоянные издержки производства компакт-дисков незначительны, средние совокупные издержки составляют $ 5 за диск.
а. Определите валовой доход для всех приведенных в таблице объёмов выпуска. Каков предельный доход от каждых 10 тыс. дополнительно продаваемых компакт-дисков?
б. Какое количество компакт-дисков максимизирует прибыль? При какой цене? Какова величина прибыли?
в. Если бы вы были менеджером группы Х, какой гонорар вы бы посоветовали ей потребовать со звукозаписывающей компании? Почему?.
4. Запрещение в 1971г. рекламы сигарет по телевидению привело к увеличению прибыли табачных компаний США. Как вы оцениваете политику запретов по отношению к частным фирмам? Объясните ваш ответ.
5. Классифицируйте рынки следующих товаров и услуг как совершенно конкурентные, монополистические или рынки монополистической конкуренции и объясните ваш ответ:
а. Простые карандаши - ……………………………………………………
б. Питьевая вода в бутылках - ……………………………………………
в. Медь - ……………………………………………………………………
г. Местный телефон - ……………………………………………………
д. Арахисовое масло - ……………………………………………………
е. Губная помада - …………………………………………………………
ТЕСТЫ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ
ВАРИАНТ 1.
1. Выберите правильный ответ (цена ответа - 2,5 балла):
1. Эффект замещения по Фиксу состоит в том, что:
а) ответ на изменение цен потребитель меняет объем спроса на товар при неизменном уровне полезности,
б) в ответ на изменение цен потребитель меняет оптимальный набор в соответствии с изменением покупательной способности денег,
в) в ответ на изменение номинального дохода потребитель меняет оптимальный набор,
г) в ответ на изменение цен потребитель меняет объем спроса на товар при неизменной покупательной способности.
2. В модели межвременного выбора эффект дохода при повышении ставки процента:
а) всегда положителен,
б) всегда отрицателен,
в) положителен, если потребитель делает сбережения, отрицательный - если потребитель заимствует,
г) отрицателен, если потребитель делает сбережения, положителен - если потребитель заимствует.
3. Изменение цен ресурсов не может повлиять на технологию производства, если:
а) производственная функция принадлежит к типу производственных функций Канторовича-Купманса,
б) производственная функция принадлежит к типу производственных функций Кобба-Дугласа,
в) производственная функция принадлежит к типу производственных функций Леонтьева,
г) производственная функция характеризуется абсолютной заменимостью ресурсов.
4. Фирме, чья производственная функция демонстрирует положительную (возрастающую) отдачу от масштаба, ценовая дискриминация второго типа позволяет:
а) повысить прибыль благодаря снижению затрат на единицу продукции и разным ценам для разных покупателей,
б) повысить прибыль благодаря исключительно назначению разных цен для разных покупателей,
в) повысить прибыль благодаря исключительно снижению затрат на единицу продукции,
г) прибыль может повыситься, а может и понизиться.
5. В модели Бертрана-Эджворта фирмы получают экономическую прибыль, только если:
а) их продукты служат совершенными заменителями друг для друга,
б) их производственные мощности составляют меньше объема рыночного спроса по цене, равной минимальному значению средних затрат,
в) их продукты служат несовершенными заменителями друг для друга,
г) их производственны мощности составляют меньше половины объема рыночного спроса по цене, равной минимальному значению средних затрат.
6. Особенность рынка компьютерных программ состоит в том, что:
а) резервационная цена покупателя зависит от объема рыночного спроса,
б) объем рыночного спроса зависит от резервационной цены каждого покупателя,
в) объем предложения при данной цене зависит от затрат на единицу продукции,
г) объем предложения при данной цене зависит от резервационной цены каждого покупателя.
2. Решите задачи:
1. (15 баллов). Функция полезности домохозяйства описывается формулой
U(C1, C2) = N11/3 N22/3, где C1 - потребительские расходы в текущем году (в тыс. рублей), C2 - потребительские расходы в будущем году (в тыс. рублей). Располагаемый доход домохозяйтсва в текущем и будущем году составит 33 тыс. рублей. Ставка процента по депозитам (и кредитам) - 10%
а) будет ли домохозяйство в текущем году сберегать или пользоваться кредитом ив каком объеме? (5 баллов)
б) определите реакцию домохозяйства, эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому при повышении ставки процента до 20% годовых (10 баллов).
2. (20 баллов). Фирма, производящая товар с нулевыми издержками, продает товар на двух рынках, спрос на которых описывается формулами: на первом рынке - Qd1 = 100 - P; на втором - Qd2 = 50 - Р.
а) определите цены, объем продаж и прибыль фирмы, осуществляющей ценовую дискриминацию в том случае, если рынки абсолютно изолированы (5 баллов)
б) представим себе, что покупатели приобрели возможность арбитража, не сопряженного ни с какими дополнительными затратами. Как изменяется объем продаж и прибыль фирмы, а также выигрыш потребителей на рынке, если фирма назначила цены такие, как мы определили в пункте (а) (5 баллов)?
в) пусть арбитраж возможен, однако сопряжен с трансакционными издержками в размере 10 на единицу продукции. Ответьте на вопрос (а) см учетом изменившихся условий (5 баллов),
г) определите зависимость объема продаж на рынках и цены товаров от уровня трансакционных затрат, сопряженных с арбитражем (5 баллов).
3. (25 баллов) Спрос на товар на внутреннем рынке описывается формулой Qd = 120 - 12P, а предложение отечественных производителей - Qs = 4P - 8. На отечественный рынок проникает зарубежная фирма, обладающая преимуществом в издержках (средние издержки производства товара постоянны и равны 3, транспортные издержки считаем равными нулю) и начинает играть доминирующую роль. Определите объем продаж фирмы-императора и отечественных производителей и уровень благосостояния на внутреннем рынке если:
а) государство проводит либеральную внешнеторговую политику; (5 баллов).
б) государство вводит импортный тариф в размере 2 единиц (5 баллов).
в) государство вводит импортный тариф в размере 4 единиц (5 баллов).
Рассчитайте показатели общественного благосостояния в каждом из трех представленных случаев и сделайте вывод о влиянии протекционизма на благосостояние в условиях несовершенной конкуренции (10 баллов).
4. (15 баллов) Рыночный спрос описывается уравнением Qd = 96 - 2P. В отрасли действуют 10 одинаковых фирм, 6 из которых объединяются в картель. Предельные издержки каждой фирмы в долгосрочном периоде описываются уравнением МС = qi + 3. Объединенные в картель фирмы приобретают роль ценового лидера на рынке. В свою очередь, фирмы, не входящие в картель, не могут повысить свою прибыль путем ценовой конкуренции в членами картеля и друг с другом.
а) Определите оптимальный объем выпуска картеля и некартелиро-ванных фирм и цену, которая складывается на рынке (7 баллов).
б) Сравните прибыль фирмы, входящей и не входящей в картель. Сделайте выводы об устойчивости картеля. (8 баллов).
5. (15 баллов) На рынке безалкогольных напитков 2 крупнейших продавца - Пепси-Кола и Кока-Кола. В течение нескольких последних лет цена и объем продаж продукции фирмы стабильны, фирмы делят между собой сумму прибыли, составляющую А. Компании должны принять решение - рекламировать или не рекламировать свою продукцию. Будем считать, что реклама влияет не на общий объем спроса, а только на распределение рынка между компаниями. Если обе компании выбирают общую стратегию (рекламировать или не рекламировать) они делят рынок (и прибыль) пополам. Если одна компания рекламирует свою продукцию, а другая - нет, то первая получает 70% всего рыночного спроса и соответствующую долю прибыли, а вторая - 30%. Издержки на рекламу составляют С.
а) Выпишите нормальную (матричную) формы игры. При каких величинах А и С в игре возникает дилемма заключенного? (5 баллов).
б) Предположим, А = 100, С = 10. Что будет равновесием по Нэшу в неповторяющейся игре? Повторяющейся игре? Показать, как зависит выбор доминирующей стратегии в повторяющейся игре от дисконтирующего множителя (дисконтирующий множитель служит показателем межвременных предпочтений, определяется как d = 1/(1 + i), где i - ставка банковского процента (10 баллов).
ВАРИАНТ 2.
Выберите правильный ответ (цена ответа - 2,5 балла):
1. Известно, что функция полезности от объема потребления яблок и груш для Ивана Ивановича принадлежит к функция Кобба-Дугласа. Располагая 3 грушами и 5 яблоками Иван Иванович готов отдать за 1 грушу 2,5 яблока, сохранив уровень полезности для Ивана Ивановича (Х - объем потребления груш):
а) U(X,Y) = 0.6 lnX + 0.4 lnY;
б) U(X,Y) = 0.4 lnX + 0.6 lnY;
в) U(X,Y) = X3 Y5;
г) U(X,Y) = X0.375Y0.625.
2. «При увеличении ставки процента сберегающие домохозяйства могут увеличить объем текущего потребления и сократить сбережения, поскольку та же сумма приращения их будущего дохода теперь может быть обеспечена меньшим объемом сбережений». Это характеристика:
а) эффекта дохода при выборе между текущим и будущим потреблением;
б) эффекта замещения при выборе между текущим и будущим потреблением;
в) и эффекта дохода, и эффекта замещения при между текущим и будущим потреблением;
г) не имеет отношения ни к эффекту дохода, ни к эффекту замещения при выборе между текущим и будущим потреблением.
3. В модели Хотеллинга спрос на товар каждой фирмы ограничен:
а) максимальной готовностью покупателя платить за товар;
б) тарифом транспортных расходов;
в) верны ответы а и б;
г) производственной мощностью фирмы.
4. При установлении государством минимального уровня заработной платы, превышающего равновесный уровень:
а) количество занятых обязательно увеличивается и на конкурентном рынке труда, и ранке монопсонии;
б) количество занятых обязательно сократиться и на конкурентном рынке труда, и на рынке монопсонии;
в) количество занятых обязательно сократиться на конкурентном рынке, но может увеличиться на рынке монопсонии;
г) количество занятых обязательно увеличивается на рынке монопсонии, но может сократиться на конкурентном рынке труда.
5. Объем продаж одной из фирм, действующих на рынке олигополии, не зависит от числа фирм на рынке и распределения остатка рынка между другими продавцами:
а) для фирм в модели Курно;
б) для фирмы-лидера в модели Штакельберга;
в) для фирм в модели картеля;
г) для фирм в модели Эджворта ( Бертрана-Эджворта).
6. Среди перечисленных выберите роулзианское представление функции общественного благосостояния (W - общественная полезность; ui - полезность индивида относительно распределения благ (i = l...n), n - число индивидов в обществе:
а) W (u1...un) = ui (i=1...n);
б) W (u1...un) = max {u1...un};
в) W (u1...un) = min {u1...un};
г) W (u1...un) = ui /n (i = 1...n).
2. Решите задачи:
1. (10 баллов) Функция полезности домохозяйства описывается формулой U (X,Y) = XY, где Y - расходы на все остальные товары. Доход потребителя, распределяемый между потреблением товара Х и расходами на остальные товары, равен 100. Цена товара Х снижается с 25 до 10 долларов. Определите сумму эквивалентной и компенсирующей вариации денежного дохода по Слуцкому (5 баллов) и по Хиксу (5 баллов).
2. (15 баллов) Функция полезности потребителя U = XY. Его недельный доход, предназначенный для потребления этих двух товаров, составляет 30 руб. в 1995 году. Цены товаров X и Y - 5 и 2 рубля соответственно в 1995 году; 6 и 3 рубля в 1996 году.
а) Определите эквивалентную и компенсирующую вариацию денежного дохода потребителя (по Слуцкому). (5 баллов).
б) Доход потребителя индексируется исходя из расчета индекса потребительских цен (индекса Ласпейреса). Сколько составит номинальный доход потребителя в 1996 году? Как изменится благосостояние потребителя в 1996 году по сравнению с 1995 годом? (5 баллов).
3. (20 баллов) Определите зависимость долгосрочных общих и средних затрат от выпуска для производственных функций следующего вида:
· Q (K,L)2 L*K; (5 баллов)
· Q (K,L) = 8 L1/2*K1/2 (5 баллов)
· Q (K,L)16 L1/4*K1/4 (5 баллов)
Сделайте вывод о связи между отдачей от масштаба производственной функции и зависимостью средних затрат от выпуска (5 баллов).
4. (20 баллов) На рынке действуют 2 продавца с идентичными производствен-ными функциями. Они заключают между собой соглашение о разделе рынка. Если обе фирмы будут следовать соглашению, то их прибыль будет составлять по 3 млн. долларов ежегодно. Если обе фирмы нарушат соглашение, они получат прибыль по 1 млн. долларов. Если одна из фирм нарушит соглашение, а другая - нет, то «нарушитель» получает 5 млн. долларов прибыли, а соблюдавшая соглашение сторона не получит ничего.
а) Составьте нормальную форму игры. Какие стратегии игроков формируют Парето равновесия? (5 баллов).
б) Что будет служит равновесием по Нэшу в неповторяющейся игре? (5 баллов). В повторяющейся игре (10 баллов). (Будем для простоты считать, что фирма выбирает только между двумя стратегиями – стратегией «курка» и стратегией «хищничества»).
5. (20 баллов) В распределении двух товаров – X и Y, - участвуют 2 потребителя, которых мы будем называть А и В. Для потребителей полезность зависит от объема потребления товаров как:
Общее количество блага Х составляет 20 единиц, а блага Y 30 единиц. Потребители не наделены благами поровну. Определите равновесные цены товаров.
ВАРИАНТ 3.
1. Выберите правильный ответ (цена ответа 2,5 балла):
1. Экономический смысл эффекта замещения в результате повышения ставки заработной платы при выборе между доходом и досугом состоит в том, что:
а) Работник стремится повысить денежный доход при сокращении досуга из-за повышения альтернативной ценности досуга;
б) Работник стремится увеличить досуг в ответ на повышение денежного эквивалента часов, распределяемых между доходом и досугом;
в) Работник может не менять число часов труда при повышении ставки заработной платы;
г) Работник стремится сократить денежный доход при повышении досуга.
2. Игроку предлагается следующая игра: подбрасывается монета, если выпадает орел, то игрок получает 1 рубль, если же выпадает решка – монета подбрасывается еще один раз. Если при повторном подбрасывании выпадает орел, то игрок получает 2 рубля. Более двух раз монета не подбрасывается. Любящий риск игрок готов оплатить за участие в игре:
а) больше двух рублей;
б) больше двух рублей;
в) больше 0,5 рубля;
г) больше одного рубля.
3. Клиент страховой компании владеет домом, который может с вероятностью r = 0,1 сгореть. Страховая компания предлагает набор контрактов со справедливой величиной страхового взноса. Оптимальный контракт, выбранный клиентом, характеризуется тем, что:
а) за повышение благосостояния при плохом исходе («дом сгорит») на 1 рубль клиент готов пожертвовать не более 1 рубля при хорошем исходе («дом не сгорит»);
б) за повышение благосостояния при плохом исходе на 1 рубль клиент готов пожертвовать не более 0,1 рубля при хорошем исходе;
в) за повышение благосостояния при плохом исходе на 1 рубль клиент готов пожертвовать не более 1/9 рубля при хорошем исходе;
г) за повышение благосостояния при плохом исходе на 1 рубль клиент готов пожертвовать не более 9 рублей при хорошем исходе.
4. Парето-эффективное размещение ресурсов в условиях монополии достигается только в том случае, если:
а) монополист не использует ценовую дискриминацию;
б) естественная монополия действует в условиях государственного регулирования, если регулирующий орган устанавливает «социальную справедливую цену» (цену Рамсея) на товар монополиста;
в) монополист использует совершенную ценовую дискриминацию;
г) монополия действует в условиях государственного регулирования, причем регулирующий орган вводит специальный поштучный налог на товар монополиста.
5. На рынке дуополии, где стратегическими переменами служат цены, фирмы будут получать экономическую прибыль (если АС1 = Ас2), при условии, что:
а) покупатель рассматривает товары фирм как несовершенные заменители;
б) фирмы рассчитывают на повторяющееся взаимодействие на рынке (бесконечную игру), причем дисконтирующий множитель достаточно вели;
в) мощности фирм ограничены, так что ни одна из них не может удовлетворить весь рыночный спрос;
г) все перечисленное верно.
6. Оптимальный объем производства общественного товара удовлетворяет условиям:
а) предельные затраты на производство товара равны предельной норме замещения этого товара расходами на другие товары для всех участников потребления общественного товара;
б) предельные затраты на производство товара равны сумме предельных норм замещения этого товара расходами на другие товары для всех участников потребления общественного товара;
в) предельные затраты на производство товара равны средней из предельных норм замещения этого товара расходами на другие товары для участников потребления.
Решите задачи:
1. (10 баллов) Функция полезности потребителя описывается формулой U(X,Y) = XY. Номинальный доход потребителя, авансированный на удовлетворение потребности в этих двух товарах, составляет 120 т.руб., цены товаров: Х - 5 руб., Y - 10 руб. Цена товара Х растете до 7,5 руб. Определите эффект дохода и эффект замещения по Хиксу (5 баллов) и по Слуцкому (5 баллов).
2. (25 баллов) Товар Х производит фирма, действующая на рынке естественной монополии, имеющая функцию издержек ТС(Q) = 50 + 10Q. Спрос на продукцию фирмы описывается уравнением Qd = 100 - P. Государство рассматривает три варианта политики по отношению к естественной монополии:
а) не регулировать деятельность естественной монополии;
б) установить «социально справедливую цену» (цену Рамсея). Известно, что государственное регулирование цены естественной монополии повысит переменные издержки производства товара на 30% в результате снижения стимулов к минимизации затрат;
в) сформировать на основе одной фирмы пять самостоятельных производителей. Известно, что каждый из пяти производителей будет обладать функцией издержек, аналогичной функции издержек первоначального варианта компании. Однако конкуренция между ними понизит цену на товар Х до уровня средних издержек, причем объем выпуска фирм будет одинаков.
Сравните результаты выбора того или иного варианта и определите оптимальную политику государства, ставящего целью максимизировать чистый выигрыш потребителей при условии безубыточности деятельности компании.
3. (10 баллов) На рынке взаимодействуют по Курно две фирмы с постоянными средними издержками, равными 2. Рыночный спрос описывается уравнением Qd = 10 - P. Если фирма вводит новую технологию (инновационные расходы составляют А), ее средние издержки снижаются до нуля. Определите такую величину инновационных расходов, при которой:
а) обеим фирмам выгодно осуществлять инновацию;
б) только одной фирме выгодно осуществлять инновацию;
в) ни одной фирме невыгодно осуществлять инновацию.
4. (15 баллов) На рынке есть два инвестора, функции полезности которых описываются уравнением:
· для первого инвестора U1 (E(r), ) = E(r) + 2/
· для второго инвестора U2 (E(r), ) = E(r) + 32/
E(r) - ожидаемая доходность портфеля;
- среднее квадратичное отклонение доходности портфеля.
Обоим инвесторам доступны государственные облигации, характеризующиеся отсутствием риска, с доходностью 20% годовых, а также акция частной корпорации, для которой распределение доходности характеризуется следующими данными:
Вероятность | Доходность |
½ | |
½ |
Определите доли акций частной корпорации в портфелях инвесторов.
5. (25 баллов) Торговая фирма использует труд двух работников, причем выручка, которую их работа приносит нанимателю в течение часа, зависит от дополнительных усилий (мы считаем усилия измеримыми в условных единицах), как
TR1 = 10 + 10e - e2
TR2 = 10 + 5e - e2
где e - интенсивность дополнительных усилий (отражающая уровень ответственности работников при e = 0 соответствует эталону «работы спустя рукава»). Мы предполагаем, что фирма не может контролировать усилий работников, но знает выручку, которую ей приносит их труд. Равновесная рыночная ставка заработной платы составляет 10 долларов в час. Полезность каждого работника зависит от ставки заработной платы и прилагаемых усилий как U(w,e) = w - e
Определите:
1. Интенсивность усилий работников и прибыль фирмы в том случае, если фирма назначает ставку заработной платы, равную рыночной ставке заработной платы;
2. Интенсивность усилий работников и прибыль фирмы в том случае, если фирма использует контракты материального стимулирования при условии симметричной информации о типе работников;
3. Интенсивность усилий работников и прибыль фирмы в том случае, если фирма использует контракты материального стимулирования при условии асимметричной информации о типе работников.
ВАРИАНТ 4.