Некоторые подходы к оценке эффективности предложенных решений

Оценка экономической эффективности предложенных решений является обязательным разделом дипломной работы. Результаты такой оценки могут служить достаточно серьезным основанием для принятия решений о целесообразности предложенных в работе механизмов разрешения противоречий. Сегодня существует несколько подходов к оценке экономической эффективности инноваций или нововведений [7-9]. Наиболее универсальный метод основан на инвестиционном подходе, когда экономические эффекты рассчитываются на соотношении ожидаемых результатов от предлагаемых нововведений и требуемых затрат для их реализации за один и тот же период времени

Некоторые подходы к оценке эффективности предложенных решений - student2.ru

где: d – величина ожидаемого эффекта от внедрения предложенных в работе решений, руб;

Некоторые подходы к оценке эффективности предложенных решений - student2.ru прямой и косвенный экономический эффект, руб;

Некоторые подходы к оценке эффективности предложенных решений - student2.ru затраты по различным статьям, руб;

r – затраты на реализацию нововведений за расчетный период времени, руб;

p – ожидаемая прибыль.

Некоторые подходы к оценке эффективности предложенных решений - student2.ru расчетный период времени;

Некоторые подходы к оценке эффективности предложенных решений - student2.ru продолжительность цикла внедрения (обычно один год).

При этом, если уровень затрат является значительным или существуют определенные риски в проекте, то обычно учитывается ставка дисконтирования. Смысл дисконтирования заключается в следующем - привести будущие денежные потоки к настоящему времени. С экономической точки зрения ставка дисконтирования — это норма доходности на вложенный капитал В более простых случаях, когда затраты окупаются за малый период времени (обычно менее года), ставка дисконтирования в расчетах либо не учитывается, либо принимается равной средней ставке по кредиту за тот же период времени. Однако, может быть использован и другой аналогичный метод определения величины дисконтной ставки.

Все учитываемые эффекты разделяются на прямые и косвенные. Прямые эффекты обычно характеризуются снижением трудовых, стоимостных показателей и непосредственно влияют на увеличение прибыли.

Косвенные эффекты проявляются через другие факторы, которые способствуют увеличению числа клиентов, улучшению имиджа организации, снижают уровень брака в производстве, уменьшают количество рекламаций клиентов, снижению затрат на сырье и материалы, уменьшению сумм штрафов и неустоек и т.д.

При обосновании выбора предложенного решения необходимо обосновать методику расчета показателей экономической эффективности. Как правило это трудовые, стоимостные показатели, а также срок окупаемости вложений.

К трудовым показателям относятся следующие:

1) абсолютное снижение трудовых затрат:

∆T=TО - Т1 ,

где: TО - трудовые затраты до реализации предложений, чел/ч.;

T1 - трудовые затраты после реализации предложений, чел/ч;

2) коэффициент относительного снижения трудовых затрат:

КТ = ∆T / TО * 100%

3) индекс снижения трудовых затрат или индекс повышение производительности труда:

YТ = TО / То

4) индекс повышение производительности труда:

YТ = TО / Т1

К стоимостным показателям относятся: абсолютное снижение стоимостных затрат (∆С), коэффициент относительного снижения стоимостных затрат (КС), индекс снижения стоимостных затрат (YС), которые рассчитываются аналогично.

Помимо рассмотренных показателей целесообразно также рассчитать срок окупаемости затрат на внедрение предложенных решений (TОК):

TОК = КП / ∆С ,

где:КП – затраты на реализацию предложенных в работе решений.

Результаты расчета показателей экономической эффективности необходимо представить в наглядной форме (таблицы, графики и т.д.). Здесь же следует определить улучшение качественных характеристик процесса управления соответствующим объектом и оценить влияние автоматизированного комплекса задач на эффективность деятельности органов управления и конечные результаты.

При анализе экономической эффективности инвестиционных проектов обычно используют следующие показатели:

· NPV (Net present value) - чистый приведенный доход или чистая приведенная стоимость, что зависит от формулировки.

· IRR (Internal rate of return) - внутренняя норма доходности или внутренняя норма рентабельности, что тоже зависит от формулировки.

При этом, чаще всего используют показатель NPV . Под термином "приведенный" подразумевается, что доход от инноваций приведен на начальный момент времени по следующей формуле

Некоторые подходы к оценке эффективности предложенных решений - student2.ru ,

где:

NCF(i) - чистый денежный поток на i-том интервале планирования;
Re - ставка дисконтирования (в десятичном выражении).

Если полученный нами показатель NPV больше нуля, это значит, что предложения будут окупаться и приносить прибыль. Если NPV меньше нуля, то это значит, что экономическую прибыль от предложенных решений мы не получим, а деньги целесообразно инвестировать в другой проект или положить в банк. При всей простоте расчета этого показателя существуют и определенные недостатки, связанные с невозможностью оценки уровня рисков.

Если NPV - это относительный показатель, то показатель IRR (внутренняя норма доходности, или внутренняя норма рентабельности) является абсолютным показателем. По существу, это то значение коэффициента дисконтирования, при котором показатель NPV равен нулю. IRR, собственно, определяет процентную ставку от реализации проекта, что позволяет потом сравнивать эту ставку со ставкой окупаемости с учетом рисков. Если рассчитанная окупаемость превышает окупаемость с учетом рисков, то инвестиции имеют смысл. Этот показатель позволяет не только принимать решения по каким-то конкретным проектам, но и сравнивать проекты с абсолютно разными уровням финансирования и с разными бюджетами.

В том случае, если невозможно оценить экономический эффект от предложенных решений, используют метод аналогий. Например, очень трудно оценить экономическую эффективность от проведения ребрендинга фирмы, но известны методы оценки эффективности рекламных кампаний, которые можно использовать с некоторым приближением к расчетам экономической эффективности от проведения ребрендинга. Наконец, в самых сложных случаях используют метод экспертных оценок, который позволяет оценить экономический эффект в определенных условиях путем оценки будущих доходов от предложенных решений.

Наши рекомендации