Особенности модели государственного регулирования экономики в Китае
С 1979 г. Китай приступил к реформированию хозяйственной системы в рыночном направлении. Значение рынка в экономике и ее открытость внешнему миру резко повысились. Развитие заметно ускорилось: в 1979-1996 гг. Среднегодовой прирост ВВП достиг 9,9%, ощутимо усилилась мощь государства, значительно возрос уровень жизни народа. Эти успехи в немалой степени обусловлены огромной ролью государственного регулирования.
При переходе от планового хозяйства к рыночному в экономике Китая обнаружились следующие черты:
сосуществование новой и старой экономических систем;
быстрый рост сопровождается инфляцией;
темпы развития ускорены;
роль рыночных отношений и степень интернационализации хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих работников предприятий к управлению отстает от развития макроэкономической ситуации.
Регулирование в Китае не означает всестороннего вмешательства государства в экономическую деятельность, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям:
1. Экономический рост, находящий выражение в повышении общего уровня развития, увеличении производства продуктов, повышении производительности труда, совершенствовании структуры спроса и предложения и т.д.
2. Экономическая стабильность. Это означает поддержание стабильности цен, поддержание и повышение уровня занятости, обеспечение сбалансированности доходов и расходов в бюджете и внешней торговли, достижение баланса между валовым предложением и валовым спросом.
3. Экономическая справедливость. Это понятие тесно связано с моральными критериями и ценностями. В обычном восприятии оно означает справедливое распределение общественного богатства, в том числе справедливое распределение доходов, обеспечение добросовестной конкуренции и т.д.
Макроэкономическое регулирование в Китае преследует одну общую комплексную цель развития экономики и общественного благосостояния.
В конце 80-х годов постепенно определилось, что цель регулирования заключается прежде всего в поддержании экономической стабильности, с тем чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства. Основное содержание макроэкономического регулирования можно представить следующим образом.
1. Рациональные темпы роста. Чрезмерно высокие темпы могут нарушить баланс, привести к падению эффективности, росту цен. Необходимо привести темпы роста в соответствие с мощью государства и поддерживать их относительную стабильность.
В ходе реформы среднегодовой прирост ВВП Китая составил 9,9%, что на 3,8 процентных пункта выше, чем в предшествующие реформе годы (1953-1978 гг.). При этом в отдельные годы прирост превысил 13% (1984 - 15,2%, 1985г. - 13,5, 1992 - 14,2, 1993 г. - 13.5%), а в трех - был менее 6%, опустившись до самой низкой отметки в 3,8% в 1990 году.
Отсюда следует, что прирост ВВП целесообразно поддерживать на уровне 8-9% в год.
2. Обеспечение разумных коэффициентов накопления (капиталовложений) и масштабов строительства. В 1981-1996 гг. Среднегодовой прирост валового потребления составил 17Ю9%, валовых капиталовложений - 19,7% (в том числе в основные средства - 22,9%).
Коэффициент капиталовложений (т.е. их доля в ВВП) всегда был довольно высоким. Начиная с 1978 года он не опускался ниже 32%, при этом в 1993-1995 гг. Держался у отметки 40% (1993 г. - 43,3%, 1994 г. - 39,9, 1995 - 40,5%).
Среди всех факторов наибольшее влияние на развитие экономики оказали масштаб и коэффициент капиталовложений в основные средства производства.
Высокий уровень коэффициента капиталовложений в основные средства обусловлен рядом причин - огромными потребностями в инвестициях в период всесторонней индустриализации, ростом объема вложений средств населением, притоком иностранных инвестиций.
Однако в такой ситуации масштабы строительства могут превысить реальные возможности, что в свою очередь ведет к «перегреву» экономики и снижению эффективности капиталовложений.
3. Обеспечение приемлемого уровня цен. Завышенное предложение денег и широкое кредитование повлекли за собой рост инфляции. Однако с введением ограничительных мер ситуация значительно улучшилась.
Контроль над ценами является одной из важнейших целей политики регулирования. Внедрение рыночных отношений и ускорение развития повлекли за собой стремительный рост цен.
4. Финансовые поступления и расходы. В 1996 году прирост финансовых поступлений достиг 18%, а расходов - 16%. Тем самым была преодолена тенденция превышения темпов роста расходов над поступлениями.
5. Размеры и структура экспорта и импорта. С начала реформ влияние масштаба и структуры внешней торговли, а также платежного баланса на экономику страны продолжали возрастать. Среднегодовой рост внешнеторгового оборота в 1979-1995 гг. Составил 16,6% (при этом экспорта - 17,4%, импорта - 15,8%), превысив темпы экономического роста. Из года в год увеличивается приток иностранного капитала, что благоприятно сказывается на темпах экономического развития Китая. В последние годы продолжали возрастать валютные запасы страны. На конец 1996 года они превысили 105 млрд. долл.
В целом меры государственного регулирования призваны поддерживать баланс между валовым предложением и спросом и являются гарантией нормального экономического развития.
В качестве основной формы государственного управления экономикой в Китае выбрано косвенное регулирование. Это означает регулирование и контроль правительством народнохозяйственных показателей и их динамики экономическими методами и рычагами, обеспечение с помощью правовых и административных средств здоровой конкуренции и противодействие монополизму, поддержание развития экономики в заданных правительством рамках.
Косвенные методы регулирования предполагают следующие изменения:
переход от прямого (директивного) к косвенному управлению хозяйственной деятельностью предприятий;
переход от управления на микроуровне к макрорегулированию;
переход от непосредственного утверждения объектов строительства, распределения денежных и материальных средств к разработке направлений и планов развития, а также регулированию и контролю за их осуществлением.
Основными средствами здесь являются финансовая политика, налоги, кредитование, налоги на прибыль, трансфертные операции, цены, заработная плата, премии и др. Причем успех может быть достигнут только в случае выбора экономических методов, соответствующих конкретному периоду развития.
В 1990-х гг. Была усилена политика государственного регулирования экономики, направленная на ограничение инфляции, что дало следующие положительные результаты:
Произошла постепенная ликвидация «перегрева» экономики.
Снижены темпы инфляции.
Сохранены высокие темпы роста в условиях проведения политики «мягкого» ограничения валютного и финансового предложения. Темпы прироста ВВП снизились с 12,6% в 1994 году до 10,2% в 1995 г. и 9,7% в 1996 г., оставшись по-прежнему самыми высокими в мире. Иными словами, успешное ограничение инфляции не повлекло за собой застоя в экономическом развитии.
Постепенно улучшилась финансовая ситуация в стране.
Стабилизировался рынок, и на этой основе сохранилась тенденция роста. В 1996 году реальный объем потребления возрос на 12,2 %. Сейчас в условиях усиления конкуренции на рынке потребительских товаров многие предприятия снижают цены на свою продукцию в целях достижения ее большей конкурентоспособности.
Продолжают расти доходы населения.
Средства и методы регулирования экономики в Китае постоянно совершенствуются. В этой области уже накоплен определенный опыт:
необходимо избегать в целях предотвращения отрицательных последствий резких мер;
акцент надо делать на экономические методы регулирования, не упуская, однако, из вида возможность их сочетания с административными и правовыми.
В Китае до 2010 года будет сформирована социалистическая рыночная система, развернута всесторонняя индустриализация страны, значительно возрастет государственная мощь.
Политика государственного регулирования в этот период будет характеризоваться следующими чертами:
Поддержание долгосрочной стабильности и смягчение негативных последствий циклических колебаний.
В 90-е годы разница между высшим и низшим темпами прироста ВВП составила всего 4%, что связано с благоприятным воздействием госрегулирования.
2. Соответствие содержания и основных направлений государственного регулирования экономическому положению страны. Многочисленные противоречия и трудности, существующие сейчас в экономике, вызваны нерациональностью структур, что наиболее заметно отражается в несоответствии выпускаемой продукции рыночному спросу. Поэтому совершенствованию производственных структур должно быть уделено особое внимание.
Валютная и финансовая политика наряду с линией ограничения инфляции должна предусматривать поддержку таких слабых отраслей, как сельское хозяйство, транспорт и связь, ускоренное развитие базовых отраслей и новейших технологий, рост предприятий, занимающих устойчивые позиции на рынке и имеющих высокую экономическую отдачу.
В инвестиционной политике особое внимание должно уделяться поддержанию соответствующего коэффициента капиталовложений, улучшению структуры инвестиций и повышению их эффективности.
Во внешнеэкономической политике вместе с поддержанием торгового и платежного баланса необходимо предусмотреть увеличение экспорта конкурентоспособными отраслями, улучшение структуры внешней торговли и повышение эффективности использования иностранных инвестиций.
Региональная политика должна постепенно разрешить проблему несбалансированности развития районов страны и создать условия для всеобщего благосостояния.
Преобладание экономических методов государственного регулирования. Среди них особая роль должна отводиться финансовой политике, налогам, трансфертам и их сочетанию. В то же время следует расширить использование правовых и административных средств.