D) Оценке результативности труда и трудового поведения
8. Форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимаются решения о дальнейшем служебном росте, перемещении или увольнении работников, называется:
a) аттестацией;
b) оценкой;
c) экзаменом;
d) тестированием.
9. Ф. Тейлор подвергал анализу … в процессе наблюдения над производственным персоналом:
a) Морально-психологический климат в коллективе;
b) Условия распределения полномочий;
c) Единицы времени, отведенные на осуществление производственных операций;
d) Процесс планирования и контроля выполненных операций.
10. Для определения оценки качества персонала устанавливается комплексный эталонный показатель, с которым посредством метода … сравнивается профессиональный уровень оцениваемого кандидата:
a) хронометража;
b) мозгового штурма;
c) бенчмаркинга;
d) одномоментных наблюдений.
СЕМИНАР 6: МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА (4 часа)
Методические рекомендации по изучению темы. При изучении данной темы необходимо исследовать взаимосвязь мотивации и стимулирования, изучить категории «потребности», «мотивы», «стимулы». Слдедует рассмотреть теории мотивации персонала.
Необходимо рассмотреть стимулы как инструменты согласования интересов конкретного сотрудника с задачами организации.
Вопросы для обсуждения:
1. Соотношение мотивации и стимулирования.
2. Содержательные теории мотивации.
3. Процессуальные теории мотивации.
4. Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом.
5. Современные системы стимулирования как инструменты согласования интересов конкретного сотрудника с целями организации.
6. Методы управления персоналом.
7. Механизм оптимального соотношения материального и нематериального стимулирования.
8. Стимулирование гибким графиком работы.
Терминологический словарь: мотивация, стимулирование, мотив, стимул, потребность, интерес, ожидание, содержательные теории мотивации, процессуальные теории мотивации, трудовой коллектив, оплата труда, мотивационные факторы, гигиенические факторы, методы управления персоналом, административные методы, экономические методы, социологические методы, психологические методы, правовые методы.
Задание для самостоятельной работы:
1) Охарактеризуйте различия между теориями мотивации А. Маслоу и Ф. Герцберга.
1) Охарактеризуйте тип мотивации работника соглао модели В. Герчикова, заполнив табл. 10.
Тип мотивации | Характеристика |
Инструментальный | |
Профессиональный | |
Патриотический | |
Хозяйский | |
Избегательный |
Основная литература:
1. Албастова Л.Н. Технологии менеджмента: учеб. пособие /Л.Н. Албастова, В.Г. Игнатов, В.Н. Некрасов. – Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.- 304 с.
2. Веснин В.Р. Менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. – 512 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2014. – 670 с.
4. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 800 с.
5. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.
6. Макарова И.А. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 424 с.
7. Рофе А.И. Экономика труда: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с.
8. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.
9. Федосеев В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / В. Н. Федосеев. - М.- Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 208 с.
Дополнительная литература:
1. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний. – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН», 2005. – 253 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2012. – 848 с.
3. Бухалков М.И. Управление персоналом. - М. : Инфра-М, 2008. - 400 с.
4. Быков В., Сергеева И. Привлекательность предприятия как важнейший фактор обеспечения стабильности кадрового потенциала (на материалах нефтегазовой отрасли) // Управление персоналом. – 2010. - № 12. – С. 49-52.
5. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: Проспект, 2009. – 688 с.
6. Гордиенко Ю. Ф. Управление персоналом / Ю. Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 67 с.
7. Даниленко Н. Система снимает смытость ожиданий работников. // Упарвление персоналом. – 2012. - № 22 (296). – С. 46-50.
8. Друкер П. Классические работы по менеджменту. Пер. с нагл. – М.: Московская школа управления «Сколкова». Альпина Бизнес Букс, 2008. – 220 с.
9. Друкер П.Ф., Макьярелло Дж.А. Менеджмент.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 704 с.
10. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 349 с.
11. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 352 с.
12. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 320 с.
13. Егоршин А.П. Карьера одаренного менеджера / А.П. Егоршин, С.Г. Филимонова. – М.: Университетская книга; Логос, 2007. – 408 с.
14. Коргова М.А. История менеджмента: учебное пособие / М.А. Коргова, А.М. Салогуб. – Изд. 2-ое, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 236 с.
15. Маслоу А. Маслоу о менеджменте. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
16. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. — М.: «Совершенство», 1997. — 320 с
ТЕСТЫ К СЕМИНАРУ 6:
1. Нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы называется:
a) Потребностью;
b) Мотивом;
c) Стимулом;
d) Интересом.
2. Потребности в образовании, принадлежности к социальной группе, самовыражении характерзиуются как:
a)Материальные;
b) Биологические;
c) Первичные;
d) Духовные (социальные).
3. Теория А. Маслоу включает следующие основные предпосылки:
a)Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые можно сгруппировать по определенным признакам;
b) Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей;
c) Обычно чловек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
4. Потребности существования, связи и роста исследуются в теории мотивации:
a) Ф. Герцберга.;
b) Д. МакКлелланда;;
c) К. Альдерфера;
d) Д. МакГрегора.
5. Гигиенические факторы в теории Ф. Герцберга:
a) Мотивируют к более производительной деятельности;
b) Включают заработную плату, благоприятные условия труда, признание профессиональных достижений;
c) Определяют удовлетворенность работника рабочим местом;
d) Не мотивируют к более производительному труду, но выступают необходимым условием поддержания требуемой производительности труда.
6. В теории ожиданий В. Врума ожидания можно рассматривать как:
a) Оценку данной личностью вероятности определенного события;
b) Затраты труда;
c) Фактор удовлетворения или приобретения желаемого;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
7. В теории мотивации С. Адамса работник сравнивает собственное вознаграждение с:
a) Собственным вознаграждением за прошедшй период;
b) Вознаграждением предприятия;
c) Вознаграждением руководителя;
d) Вознаграждением другого работника, выполняющего аналогичную или схожую работу.
8. Показатели качества трудовой жизни включают:
a) Оплату труда;
b) Рабочее место и условия труда;
c) Служебную карьеру, условия продвижения и роста;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
9. Способ осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения организационных целей называется:
a) мотивом;
b) интересом;
c) методом управления;
d) стимулом.
10. Административные методы:
a) Являются способом осуществления воздействий на персонал на основе использования экономических принципов;
b) Основаны на способах мотивации общественного воздействия на людей посредством «мнения коллектива»;
c) Базируются на власти, дисциплине и взысканиях;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
11. Различают четыре основные формы стимулов:
a) Моральные, материальные, психологические, административные;
b) Стимул, мотив, интерес, потребность;
c) Принуждение, моральное поощрение, материальное поощрение, самоутверждение;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
12. Дисциплинарная ответственность применяется в случае:
a) Несоблюдения внутренних нормативных документов;
b) Совершения административных правонарушений;
c) Нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
13. Конкретные переживания тех или иных событий в жизи человека, зависящие от его склонностей, привычек и психологического состояние называются:
a) Поведением;
b) Чувствами;
c) Эмоциями;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
14. Стимулирование внутренней мотивации возможно за cчет:
a) Повышения разнообразия умений и навыков;
b) Повышения важности работы;
c) Усиления обратной связи;
d) Все вышеуказанные ответы верны
СЕМИНАР 7. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК НА ПЕРСОНАЛ. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ (2 часа)
Методические рекомендации по изучению темы. При рассмотрении данной темы необходимо проанализировать виды издержек на персонал и роль оплаты труда в восстановлении трудовых затрат.
Следует рассмотреть подходы к оценке стоимости рабочей силы и проанализировать структуру компенсационного пакета.
Вопросы для обсуждения:
1. Виды издержек на персонал.
2. Роль оплаты труда в восстановлении трудовых затрат.
3. Методы оценки стоимости человеческих ресурсов.
4. Подходы к оценке стоимости человеческих ресурсов.
5. Анализ категорий «интенсивность», «полезность» и «эффективность труда».
6. Затратный подход к оценке стоимости рабочей силы.
7. Рыночный подход к оценке стоимости рабочей силы.
8. Оплата труда в соответствии с ключевыми показателями эффективности и стандартами результативности труда для каждого рабочего места.
Терминологический словарь: бестарифная оплата труда, восстановительные издержки на рабочую силу, интенсивность труда, квалификационные грейды, ключевые показатели эффективности (КПЭ), марксистская концепция стоимости рабочей силы, оплата труда, первоначальные издержки на рабочую силу, простое воспроизводство рабочей силы, расширенное воспроизводство рабочей силы, стоимость рабочей силы, тарифная оплата труда, трудозатраты, трудовая теория стоимости, эффективность труда.
Задание для самостоятельной работы:
5) Экономисты-классики (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что основными затратами в формировании цены на товар являются трудовые затраты. Насколько, на ваш взгляд, актуальна теория трудовой стоимости в современной концепции ценообразования? При какой технологии производства (капиталоемкой или трудоемкой) трудовые затраты имеют перевес?
6) Каким образом можно оценить с экономической позиции труд помощника руководителя?
Основная литература:
1. Албастова Л.Н. Технологии менеджмента: учеб. пособие /Л.Н. Албастова, В.Г. Игнатов, В.Н. Некрасов. – Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.- 304 с.
2. Веснин В.Р. Менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. – 512 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2014. – 670 с.
4. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 800 с.
5. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.
6. Макарова И.А. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 424 с.
7. Рофе А.И. Экономика труда: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с.
8. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.
Дополнительная литература:
1. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний. – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН», 2005. – 253 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2012. – 848 с.
3. Даниленко Н. Система снимает смытость ожиданий работников. // Упарвление персоналом. – 2012. - № 22 (296). – С. 46-50.
4. Друкер П. Классические работы по менеджменту. Пер. с нагл. – М.: Московская школа управления «Сколкова». Альпина Бизнес Букс, 2008. – 220 с.
5. Друкер П.Ф., Макьярелло Дж.А. Менеджмент.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 704 с.
6. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 349 с.
7. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 352 с.Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 320 с.
8. Егоршин А.П. Карьера одаренного менеджера / А.П. Егоршин, С.Г. Филимонова. – М.: Университетская книга; Логос, 2007. – 408 с.
9. Коргова М.А. История менеджмента: учебное пособие / М.А. Коргова, А.М. Салогуб. – Изд. 2-ое, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 236 с.
ТЕСТЫ К СЕМИНАРУ 7:
1. Согласно трудовой теории стоимости:
a) Затраты труда определяют меновую стоимость товаров;
b) Затраты труда создают стомиость, определяющую не только заработную плату, но также прибыль и ренту;
c) Стомиость определяется производственными затратами, которые редуцируются к затратам труда;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
2. Согласно марксистской концепции прибавочной стоимости экономический смысл найма работика заключается в том, что
a) В процессе производства наемный работник создает новую стоимость, которая больше стоимости рабочей силы;
b) Трем факторам производства (труду, капитатулу и земле) соответствуют и три источика дохода - заработная плата, прибыль и рента;
c) Меновая стоимость товара пропорциоальна труду, затраченному на его производство;
d) Заработная плата изменяется в зависимости от сложности трудовой деятельности.
3. Стоимость готового продукта, по утверждению К. Маркса, содержит:
a) Стоимость всех факторов производства;
b) Стоимость фактора предпринимательство;
c) Стоимость рабочей силы и прибавочную стоимость;
d) Нет правильых ответов.
4. Прирост выпуска продукции в натуральом выражении, полученный в результате применения одной дополнительной единицы труда (в частости, найма нового работика), представляет собой:
a) Предельный продукт труда;
b) Предельный продукт труда в денежной форме;
c) Предельные издержки на трудовой ресурс;
d) Нет правильных ответов.
5. Покупая трудовой фактор (то есть, нанимая дополнительых работиков), предприятие должно сравнивать доходность этого фактора с издержками на его покупку, точнее - … :
a) Предельные издержки на трудовой ресурс (MRCl);
b) Предельный продукт труда (MPl) с предельными издержками на трудовой ресурс (MRC);
c) Предельный денежный продукт труда (MRP) с предельными издержками на трудовой ресурс (MRC);
d) нет правильных ответов.
6. Собственником фактора труд считается:
a) Лицо. которое предлагает трудовые услуги на рынке труда и использует их в процессе созидательной деятельности согласно договору;
b) Предприятие, использующее рабочую силу для решения экономических и производственных целей;
c) Индивидуальый предприниматель;
d) Верны ответы a) и b).
7. Затратный подход к вознаграждению труда предполагает оплату труда в соответствии с:
a) Трудовыми затратами;
b) Эффективностью труда на рабочем месте;
c) Производительностью труда;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
8. Цена труда характеризуется как … :
a) Заработная плата;
b) Процент;
c) Рента;
d) Предпринимательский доход.
9. Реальная заработная плата:
a) Представляет собой сумму денег, получаемую за выполенение определенной трудовой услуги;
b) Выражается в том количестве товаров и услуг, которые могут быть куплены на номинальную заработную плату;
c) Представляет собой среднерыночную заработную плату;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
10. Различия в размере оплаты труда зависят от ряда факторов, среди которых:
a)природные способности человека;
b) профессионально-квалификационный уровень: знания, умения и навыки;
c) фактическая эффективность труда;
d) все вышеуказанные ответы верны.
СЕМИНАР 9: ОПЛАТА ТРУДА ПЕРСОНАЛА (2 часа)
Методические рекомендации по изучению темы. При изучении данной темы необходимо рассмотреть сущность оплаты труда, компоненты стоимости рабочей силы, компенсационный пакет и его структуру, существующие системы оплаты труда.
Необходимо проанализировать структуру оплаты труда работника.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и функции оплаты труда в рыночной экономике.
2. Корпоративная компенсационная политика: сущность, цели и виды.
3. Грейдирование и тарифно-разрядная система оплаты труда: взаимосвязь и отличия.
4. Структура оплаты труда раотника.
5. Взаимосвязь мотивации и стимулирования.
6. Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом.
7. Современные системы стимулирования как инструменты согласования интересов конкретного сотрудника с целями организации.
8. Механизм оптимального соотношения экономического и неэкономического стимулирования в системе управления персоналом.
Терминологический словарь: оплата труда, рабочая сила, стоимость рабочей силы, простое воспроизводство рабочей силы, расширенное воспроизводсвто рабочей силы, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, компенсационный пакет, грейдирование, тарифно-разрядная система, нормативня система оплаты труда, бестарифная система оплаты труда, сдельная система оплаты труда, повременная система оплаты труда, основная заработная плата, дополнительная заработная плата, базовый оклад, премия, коээфициент трудового участия, положение об оплате труда, мотив, стимул, стимулирование, мотивация, теория мотивации, материальное стимулирование, нематериальное стимулирование, стимулирование карьерой, стимулирование участием в управлении, организационное стимулирование.
Задание для самостоятельной работы:
2) Объясните сущность заработной платы с позиции простого воспроизводсвта рабочей силы.
3) Объясните сущность заработной платы с позиции расширенного воспроизводсвта рабочей силы.
4) Раскройте условия, при которых распределение оплаты труда происходит по коэффициенту трудового участия (КТУ).
5) Рассмотрите, в каких случаях эффективна сдельная оплата труда.
6) Представьте сравнительную характеристику систем заработной, заполнив табл. 10.
Система | Условия | Преимущества | Недостатки |
Нормативная | |||
Тарифная | |||
Бестарифная | |||
Сдельная | |||
Повременная | |||
Премирование |
7) Представим, что рыночная оплата одного часа труда переводчика экономических статей равна 300 ден. ед. Стоимость затрат на один час труда переводчика Петрова равна 400 ден. ед., Иванова – 250 ден. ед. Перечислите возможные факторы, по которым стоимость трудовых затрат Петрова превышает рыночную стоимоть оплаты труда по данной профессии. Предложите варианты действий для снижения трудовых затрат переводчику Петрову.
8) Разработайте модель оплаты труда помощника руководителя в коммерческой фирме, учитывая с учетом нерегулярной загруженности его трудового дня.
Основная литература:
2. Албастова Л.Н. Технологии менеджмента: учеб. пособие /Л.Н. Албастова, В.Г. Игнатов, В.Н. Некрасов. – Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.- 304 с.
3. Веснин В.Р. Менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. – 512 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2014. – 670 с.
5. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 800 с.
6. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.
7. Макарова И.А. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 424 с.
8. Рофе А.И. Экономика труда: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с.
9. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-ое, доп. и перераб. / Под общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.
Дополнительная литература:
1. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний. – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН», 2005. – 253 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2012. – 848 с.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – 7-е изд., доп. – М.: Норма, 2014. – 448 с.
4. Даниленко Н. Система снимает смытость ожиданий работников. // Упарвление персоналом. – 2012. - № 22 (296). – С. 46-50.
5. Друкер П. Классические работы по менеджменту. Пер. с нагл. – М.: Московская школа управления «Сколкова». Альпина Бизнес Букс, 2008. – 220 с.
6. Друкер П.Ф., Макьярелло Дж.А. Менеджмент.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 704 с.
7. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 349 с.
8. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 352 с.Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2008. – 320 с.
9. Егоршин А.П. Карьера одаренного менеджера / А.П. Егоршин, С.Г. Филимонова. – М.: Университетская книга; Логос, 2007. – 408 с.
10. Коргова М.А. История менеджмента: учебное пособие / М.А. Коргова, А.М. Салогуб. – Изд. 2-ое, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 236 с.
ТЕСТЫ К СЕМИНАРУ 8:
1. Совокупность существующих в организации рычагов и условий, призванных стимулировать производительную деятельность работников и способствовать удовлетворению их личных потребностей, называется:
a) Компенсационной политикой;
b) Компенсационым пакетом;
c) Материальным стимулированием;
d) Оплатой труда.
2. Базовая заработная плата (постоянная часть денежного вознаграждения) складывается из:
e)Должностного оклада и бонусов;
f) Должностного оклада и КТУ;
g) Должностного оклада и премиальных;
h) Должностного оклада и надбавок.
3. Позиционирование должностей, т.е. их распределение в иерархической структуре предприятия в соответствии с ценностью данной позиции для предприятия называется:
a) Грейдированием;
e) Тарифной сеткой;
f) Структурированием;
g) Нормированием.
4. Повременная оплата используется там, где:
a) Труд можно измерить, структурировать на этапы, операции и т.п.;
b) Результат труда можно измерить в натуральном или стоимостном выражении;
c) Трудно измерить и контролировать качество или количество труда, а трудовой день загружен с разной интенсивностью;
d) Возможен всокий процент от продажи продукции.
5. Афоризм «нам делают вид, что платят, а мы делаем вид, что работаем» подтверждается:
a) При сдельной оплате труда;
b) При возможности получить процент от продаж;
c) При дифференцированной оплате труда;
d) При повременной оплате труда.
6. Сдельная заработная плата:
a) Снижает издержки по контролю;
b) Требует контроля за текущей деятельностью;
c) Не стимулирует интенсивность труда;
d) Нет правильных ответов.
7. Стоимость рабочей силы равна стоимости:
a) Всех факторов производства;
b) Рыночной цене оплаты труда;
c) Предпринимательского труда;
d) Всех средств существования, необходимых работнику для востановления способности к труду.
8. В теории Ф. Герцберга заработная плата относится к … факторам повышения производительности труда:
a) Гигиеническим;
b) Мотивационным;
c) Гигиеническим и мотивационным;
d) Нет правильных ответов.
9. Потребности существования, связи и роста исследуются в теории мотивации:
a) А. Маслоу;
b) Д. МакКлелланда;
c) К. Альдерфера;
d) Ф. Герцберга.
10. В теории справедливости работник сравнивает свое вознаграждение:
a) С собственными показателями в динамике;
b) С эталонными показателями в данной профессиональной группе;
a. С затраченными усилиями и вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу;
b.Все вышеуказанные ответы верны.
11. Дополнительная заработная плата включает:
a) Минимальный размер оплаты труда;
b) Вознаграждение за конечный результат;
c) Доплаты, надбавки и компенсации;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
12. Материальная помощь выплачивается:
a) Из прибыли организации;
b) Из фонда менеджера;
c) Из фонда материального поощрения;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
13. Эффективность применения повременной оплаты зависит от ряда факторов:
a) Уровня трудовой и исполнительской дисцплины;
b) Уровня квалификации персонала;
c)Платежеспособности организации по оплате труда;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
СЕМИНАР 9. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (4 часа)
Методические рекомендации по изучению темы. При изучении данной темы необхдимо рассмотреть цели и виды профессионального обучения, изучить методы профессионального обучения вне рабочего места и технологии профессионального развития персонала на рабочем месте.
Следует проанализировать соответствие карьерных ожиданий сотрудников целям организации и рассмотреть неформальное обучение как фактор развития персонала и повышения производительности труда.
Вопросы для обсуждения:
1. Виды компетенций. Управление компетенциями персонала.
2. Выявление потребностей в обучении.
3. Методы профессионального обучения вне рабочего места: лекции; программированные курсы обучения; конфернции; семинары; решение конкретных задач из производственной практики; деловые игры; построение моделей; кружки качества.
4. Технологии развития персонала на рабочем месте: направленное приобретение опыта, инструктаж, консультирование, наставничество, коучинг, ротация, делегирование полномочий, использование работников в качеств ассистентов, стажеров, обогащение труда, количественное расширение трудовых функций.
5. Анализ соответствия карьерных ожиданий сотрудников целям организации.
6. Неформальное обучение как фактор развития персонала и повышения производительности труда.
7. Управление карьерой как метод стимулирования персонала.
8. Экономическая эффективность системы профессионального обучения.
Терминологический словарь: общие и профессиональные компетенции, потребность в обучении, персонал как стратегический вид ресурсов, корпоративное обучение, профессиональное обучение, профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка, профессиональное обучение, вертикальная мобильность, методы профессионального обучения вне рабочего места, лекция, семинар, конференция, технология развития персонала на рабочем месте, инструктаж, консультирование, наставничество, коучинг, ротация, делегирование полномочий, ассистент, стажер, обогащение труда, расширение трудовых функций, взаимодополняющие компетенции, горизонтальная карьера, вертикальная карьера, карьерное ожидание, формальное обучение, неформлаьное обучение, управление карьерой .
Задание для самостоятельной работы:
1) Выявите отличие между общими и профессиональными компетенциями.
2) Охарактеризуйте виды профессионального обучения:
- Профессиональная подготовка;
- Повышение квалификации;
- Переподготовка.
3) Охарактеризуйте методы профессионального обучения вне рабочего места, заполнив табл. 11.
№ п/п | Методы профессионального обучения | Характеристика |
Лекции | ||
Программированный курс обучения | ||
Семинары | ||
Конференции | ||
Решение конкретных задач из производсвтенной практики | ||
Деловые игры | ||
Построение моделей | ||
Кружки качества | ||
Стажировка |
4) Охарактеризуйте методы профессионального обучения на рабочем месте.
5) Перечислите факторы эффективного делегирования полномочий.
6) Приведите пример гибкого разделения труда на основе распределения заданий по приниципу взаимодополняющих компетенций.
7) Прочитайте статью «Арчибальд Патт и «Успешный технократ» (Стрельцов А. Арчибальд Патт и «Успешный технократ». // Управление персоналом. – 2012. – 23(297). – с. 34 – 51.) и ответьте на вопросы:
- Почему некоторые специалисты не стремятся к занятию руководящей должности;
- Почему профессионалы развиваются до уровня своей некомпетентности.
Основная литература:
1. Албастова Л.Н. Технологии менеджмента: учеб. пособие /Л.Н. Албастова, В.Г. Игнатов, В.Н. Некрасов. – Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.- 304 с.
2. Веснин В.Р. Менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. – 512 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2014. – 670 с.
4. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 800 с.
5. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-ое изд., испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 592 с.
6. Макарова И.А. Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR-менеджмента: учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 424 с.
7. Стрельцов А. Арчибальд Патт и «Успешный технократ». // Управление персоналом. – 2012. – 23(297). – с. 34 – 51.
8. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. – М.: КНОРУС, 2012. – 624 с.
Дополнительная литература:
1. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний. – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН», 2005. – 253 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-ое изд. – СПб.: Питер, 2012. – 848 с.
3. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М.: Проспект, 2009. – 688 с.
4. Гордиенко Ю. Ф. Управление персоналом / Ю. Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 67 с.
5. Друкер П. Классические работы по менеджменту. Пер. с нагл. – М.: Московская школа управления «Сколкова». Альпина Бизнес Букс, 2008. – 220 с.
6. Друкер П.Ф., Макьярелло Дж.А. Менеджмент.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 704 с.
7. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 349 с.
8. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 352 с.
9. Егоршин А.П. Карьера одаренного менеджера / А.П. Егоршин, С.Г. Филимонова. – М.: Университетская книга; Логос, 2007. – 408 с.
10. Зеленова О.И. Организационная культура и лидерство. – Москва: РУДН, 2008.
11. Котляр Б., Петрова В. Из рабочего класса – в средний класс. // Служба кадров и персонал. – 2010. - № 10. – С. 11-15.
12. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. — М.: «Совершенство», 1997. — 320 с.
ТЕСТЫ К СЕМИНАРУ 9:
1. Систематический обучающий процесс, в ходе которого работники приобретают или изменяют навыки, умения, знания, называется:
a) Профессиональным обучением;
b) Профессиональным развитием;
c) Профессиональной подготовкой;
d) Нет правильных ответов.
2. Метод обучения, представляющий собой разъяснение и демонстрацию приемов работы на рабочем месте, называется:
a) консультирование;
b) инструктаж;
c) наставничество;
d) инструктаж и консультирование.
3. В качестве пассивных методов обучения можно выделить:
a) чтение лекций;
b) Конференции, семинары;
c) тренинги;
d) стажировку.
4. Основная задача коучинга заключается в том, чтобы:
a) Стимулировать профессиональное обучение вне рабочего места;
b) Стимулировать более жесткую дисциплину труда;
c) Стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
5. Для эффективного делегирования полномочий необходимо соблюдение следующих условий:
a) Четкой организации труда;
b) Компетентности менеджера;
c) Стремления персонала к профессиональному развитию, его готовности выполнять новые или качественно более сложные трудовые функции;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
6. Потребность в обучении выявляется на основе:
a) Профессионального несоответствия персонала занимаемой должности;
b) Отсутствия стремления персонала к профессиональному развитию;
c) Более высокого профессионального уровня персонала по сравнениюс занимаемой должностью;
d) Нет правильных ответов.
7. Эффективное делегирование полномочий предполагает:
a) Распределение полномочий в соответствии с профессиональным уровнем персонала;
b) Распределение полномочий ниже профессионального уровня персонала;
c) Распределение полномочий выше профессионального уровня персонала;