Государственное регулирование деятельности в торговле и общественном питании

В настоящее время современные рыночные отношения практически в любой стране регулируются государственным законодательством. В настоящее время происходит усиление государственного регулирования предпринимательства изменение организационных форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса.

Торговые предприятия, приобретая товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического оснащения, включаются в гражданский оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок. Таким образом, эффективное и устойчивое развитие торговых предприятий невозможно без выполнения комплекса мер по совершенствованию правовой среды, в которой осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность.

Все законодательные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

В системе федеральных законов главную юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности на территории страны.

Особое место в законодательной сфере занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, являющийся исходной базой для развития всего текущего законодательства применительно к различным сферам деятельности, в том числе и торговой.

В настоящее время в торговле установлены правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии сертификации и защиты прав потребителей. Действуют следующие виды законов:

¾ «О сертификации продукции и услуг»;

¾ «О стандартизации»;

¾ «Об обеспечении единства измерений»;

¾ «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур»;

¾ «О рекламе»;

¾ «О защите прав потребителей»;

¾ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;

¾ «О личных подсобных хозяйствах»;

¾ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

¾ «О товарных биржах и биржевой торговле» и т.п.

Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Указы Президента издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр отношений, к которым относятся вопросы валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, таможенной деятельности, а также ценообразования, налогообложения, порядок формирования и уровня компетенции исполнительных органов власти конкретных территорий.

Правительство РФ на основании - и во исполнение Гражданского кодекса, законов, указов Президента РФ принимает постановления, направленные на совершенствование деятельности торговых предприятий в соответствии с изменяющейся рыночной ситуацией.

К ним относятся следующие постановления Правительства РФ:

¾ «Правила продажи отдельных видов товаров»;

¾ «Правила продажи товаров по образцам»;

¾ «Правила комиссионной торговли продовольственными товарами»;

¾ «Правила продажи товаров длительного пользования в кредит»;

¾ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т.д.

Процесс правового регулирования торгового предпринимательства осуществляется не только путём разработки основных законов РФ, утверждения указов Президента, постановлений Правительства, но и через нормативные акты, принятые соответствующими министерствами РФ, а также Государственной налоговой службой, Госстандартом России.

Практическая реализация всех аспектов государственного регулирования торгового предпринимательства осуществляется через соответствующие федеральные и территориально-исполнительные органы. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятие соблюдает закон. Однако они могут и должны выступать в качестве органов, контролирующих правомерность хозяйственной деятельности предприятия, принятого законодательства.

Контроль за соблюдением торговыми предприятиями принятых законодательных актов возложен на Министерство торговли РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых структур и другие компетентные органы государственного управления.

Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком формирования цен, качеством и безопасностью товаров является департамент Госторгинспекции министерства торговли РФ. Права и обязанности Госторгинспекции, её организационная структура, методы осуществления и оказания услуг в сфере общественного питания определены Постановлением Правительства РФ «О государственной инспекции по торговле и качеству товаров и защите прав потребителей».

Стратегической целью государства в торговой сфере является создание необходимых условий для совершенного контроля за потребительским рынком, его экономической безопасностью. При этом сам механизм государственного воздействия должен обеспечивать конкуренцию везде, где это необходимо. Такой подход означает отказ со стороны государственных структур от непосредственного управления торговыми предприятиями.

Государственное регулирование общественного питания представляет собой вмешательство государственной системы в функционирование предприятий, воздействие на их экономику посредством административных и экономических методов.

Под административными методами понимаются действия исполнительной власти, рычагом управления которой являются законодательные и нормативные акты. Экономическое регу­лирование осуществляется через валютно-финансовые, денежно-кредитные, бюджетно-налоговые и другие рычаги управления.

В основу регулирования качества услуг общественного питания и отношений между субъектами хозяйствования и госу­дарством заложены законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности сторон. Базой для разра­ботки документов является Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О защите прав потребителей».

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» разработаны и утверждены специальным Постановлением Правительства РФ «Правила оказания услуг общественного питания», которые являются обязательными для всех исполнителей услуг общественного питания.

На право осуществления услуг общественного питания требуется специальное разрешение - лицензия, получаемая в ус­тановленном государством порядке с соблюдением требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензированию подлежит деятельность предприятий общественного питания по предоставлению услуг в целом, а также продажа отдельных видов товаров, например алкогольной и табачной продукции.

Лицензирование - это способ защиты субъектов рынка от действий непрофессиональных участников, форма регулирова­ния и контроля государства за деятельностью субъекта.

Субъектами общественного питания являются юридиче­ские лица различных организационно-правовых форм, осуще­ствляющие торговую деятельность (торговые организации), объединения торговых организаций, а также граждане, осуще­ствляющие торговую деятельность (индивидуальные предпри­ниматели).

Принимая на себя обязанности по оказанию услуг общественного питания, субъект торговой деятельности обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных и противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

Ассортиментный перечень производимой продукции общественного питания, как и перечень оказываемых услуг, определяется исполнителем самостоятельно, но по согласованию с организациями, контролирующими условия предоставления услуг и их реализацию. В местах оказания услуг владелец вправе устанавливать правила поведения для потребителей, не противоречащие действующему законодательству (ограничение или запрещение курения, нахождение в верхней одежде и т. д.).

При оказании услуг общественного питания исполнитель должен довести до сведения потребителя следующую информа­цию, размещенную в удобных для ознакомления местах:

¾ предприятие, где оказываются услуги, должно иметь вывеску с указанием полной информации о предприятии и собственнике;

¾ для индивидуальных предпринимателей обязательно наличие информации о государственной регистрации и на­именование зарегистрировавшего его органа;

¾ сведения о номере, сроке действия лицензии и органе, ее выдавшем;

¾ полные данные об оказываемых услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора (перечень услуг и условия их оказания, цены и условия оплаты услуг и т. д.);

¾ сведения о сертификации услуг;

¾ информацию о продуктах и технологии производства продукции собственного производства, покупных товарах;

Другую дополнительную информацию по просьбе потребителя, если она не является коммерческой тайной.

Потребителем услуг общественного питания является лю­бой желающий, и условия оказания их, в том числе и цена, ус­танавливаются одинаковыми для всех. Однако Федеральными законами и правовыми актами государства допускается предос­тавление льгот отдельным категориям потребителей. Перечень категорий граждан и предоставляемые льготы и преимущества определяются нормативными актами Российской Федерации и органами местной власти в границах своего влияния.

Особое внимание уделяется качеству покупных товаров и пищевых продуктов и товаров, используемых в общественном питании для приготовления продукции собственного произ­водства и реализуемых потребителю.

Качество пищевых продуктов определяется как совокуп­ностью их характеристик, способных удовлетворить потребности человека в еде при обычных условиях их использования.

Качество и безопасность пищевых продуктов регулируются специальным федеральным законом, государственными стандартами, санитарными и ветеринарными нормами и правилами, которые устанавливают требования к качеству и безопасности продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, перевозок, хранения и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.

Контроль качества и безопасности осуществляется в отношении следующих пищевых продуктов, используемых в общественном питании:

¾ пищевые продукты в целом (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые в пищу, вода и т. д.);

¾ продукты детского питания (предназначены для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечают физиологическим потребностям детского организма);

¾ продукты диетического питания (предназначены для лечебного и профилактического питания);

¾ продовольственное сырье, используемое для изготовления пищевых продуктов;

¾ пищевые добавки и их соединения, вводимые в пищевые продукты в процессе изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) для со­хранения качества пищевых продуктов;

¾ биологически активные добавки, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введенные в состав пищевых продуктов;

¾ материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами (упаковка, технологическое оборудование, приборы и устройства, тара, посуда, столовые принадлежности).

Нарушение выполнения правил оказания услуг общественного питания в любой его части может повлечь серьезные последствия, вплоть до лишения права собственника на ведение коммерческой деятельности.

Появление на рынке потребительских услуг субъектов хо­зяйствования различных форм собственности привело к их полной хозяйственной самостоятельности и изменило взаимоотношения между ними и органами государственной власти.

Государственное регулирование и контроль на рынке товаров и услуг осуществляют органы, наделенные правами кон­троля в соответствии со своей компетентностью по направлени­ям, определенным государством. Контроль должен проводиться согласно нормативным документам и носить правовой характер.

Вопросы для обсуждения

1) В чем заключаются сущность и значение торгового предприятия?

2) Чем отличаются понятия «предприятие», «фирма» и «организация»?

3) Какие функции выполняет торговое предприятие?

4) От каких факторов зависит объем выполняемых предприятием функций?

5) Какие выделяют особенности функционирования торговых предприятий?

6) Перечислите основные признаки классификации торговых предприятий.

7) Что понимается под материально-вещественной структурой торгового предприятия?

8) В чем сущность и различие индивидуальных, партнерских и корпоративных предприятий?

9) Какие факторы влияют на выбор организационно-правовой формы деятельности?

10) По каким параметрам различают крупные, средние и малые предприятия?

11) Что является правовой основой регулирования торговой деятельности?

12) В чем сущность лицензирования деятельности предприятий общественного питания?

13) В отношении каких пищевых продуктов, используемых в общественном питании, осуществляется контроль качества и безопасности?


Наши рекомендации