Особенности организации бухгалтерского учета в торговле и общественном питании.

Организация и принципы учета товарных операций

Осуществление производства невозможно без реализации созданных товаров. Товарные операции охватывают движение товаров от производителя до его конечного потребителя. Этот процесс представляет собой определенный цикл хозяйственной деятельности по приобретению, транспортировке, хранению и реализации товаров. Торговые операции могут осуществлять любые организации, как специализированные торговые, так и неспециализированные, для которых торговля не является основным видом деятельности.

Продажа товаров - основной источник дохода от торговой деятельности. Общая сумма проданных товаров за конкретный период называется товарооборотом. В зависимости от того кто, в каком количестве и с какой целью покупает товар, товарооборот может быть:

- оптовым;

- розничным.

Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров партиями в целях дальнейшей перепродажи или переработки.

Розничный товарооборот - это реализация товаров непосредственно потребителям. В состав розничного товарооборота входит также мелкооптовый товарооборот, который представляет собой реализацию товаров мелкими партиями или поштучно для различных субъектов в целях удовлетворения их внутренних потребностей.

Основным объектом учета в торговле являются товары. Порядок учета товарно-материальных запасов определен МСБУ 2 «Запасы» и СБУ 7 «Учет запасов». Для правильной организации учета товаров необходимо уяснить порядок их оценки.

Товары, как и другой любой актив, отражаются в учете только при наличии следующих критериев признания (необходимых характеристик для возможности включения учетного элемента в баланс или отчет о прибылях и убытках организации):

- при наличии вероятности получения экономической выгоды по данному активу в будущем;

- при возможности оценки фактических затрат на приобретение или производство объекта учета.

Товары признаются в балансе только тогда, когда существует вероятность притока будущих экономических выгод от их использования. Экономические выгоды от использования могут поступать в организации разными путями, например:

- товары могут быть реализованы, при этом выгодой будет получение выручки от реализации товаров;

- товар может быть использован для обмена на другие активы или в качестве средства погашения существующих обязательств субъекта, выгода при этом в экономии фактических денежных средств, сокращении обязательств или поступлении новых активов;

- товары могут быть также использованы для выплаты в качестве дивидендов и др.

Основание для прекращения отражения в учете товаров в качестве активов - это утрата будущей экономической выгоды, заложенной в нем первоначально.

В отличие от многих других активов товар может быть отражен в отчетности организации лишь при переходе данной организации права собственности на него.

Определение момента перехода права собственности на товары и рисков, связанных с этими товарами, является одним из основополагающих моментов при учете товаров. Этот момент определяется, как правило, договором поставки, оговаривающим ее условия.

Товары, как и все запасы, оцениваются по наименьшей из себестоимости возможной чистой стоимости реализации.

Себестоимость товаров включает все затраты на приобретение, переработку, прочие затраты, произведенные в целях доведения товаров до их текущего состояния и места их текущего расположения.

В торговых фирмах с целью получения информации, позволяющей осуществлять административный и бухгалтерский контроль, ведется аналитический учет товаров по материально-ответственным лицам. Только в этом случае достигается практическая реализация принципа персональной ответственности каждого лица за вверенные ему ценности.

Аналитический учет товаров по каждому материально-ответственному лицу может вестись по следующим трем схемам:

а) индивидуальная (попредметная) - фиксируется движение каждой единицы товаров, она применяется, как правило, в комиссионной и консигнационной торговле, где материально-ответственное лицо должно отчитаться за каждую товарную единицу. Этот вариант применим также в розничной торговле при компьютеризации учета реализации товаров.

б) натурально-стоимостная - фиксируется движение и остатки товаров по отдельным наименованиям в натуральном и стоимостном измерении. Применяется, как правило, для учета товаров и тары на складах т.к. здесь движение товаров и тары фиксируется в первичных документах, в которых указывается наименование, цена и количество товаров и тары.

а) стоимостная - применяется, как правило, в розничной торговле, реализующих широкий ассортимент товаров. При расчете с населением за наличный расчет документальным подтверждением служит кассовый чек, где указывается только стоимость реализованного товара. Поэтому в таких предприятиях аналитический учет товаров ведется по каждой торговой единице и материально-ответственным лицам только в суммовом выражении.

Товары в аналитическом учете могут оцениваться по покупным или продажным ценам. Здесь надо соблюдать принцип единства оценки при оприходовании и списании выбытия товаров, т.е. у материально-ответственного лица товары могут учитываться только в одной из двух видов цен. На выбор учетной цены товаров влияет вид товарооборота (оптовый или розничный) и возможность учета реализованных товаров по каждому наименованию в количественно-суммовом выражении. В оптовой торговле, а также в розничной торговле при возможности организации учета реализации каждой товарной единицы, учет товаров ведется по покупным ценам. Только в тех случаях, когда продажа товаров осуществляется в розницу, и нет возможности учесть, сколько и каких товаров по наименованиям и цене продано, возникает необходимость учета товаров по продажным ценам. Учет товаров по продажным ценам создает простой способ контроля сохранности товаров и денежной выручки от реализации товаров, тогда как учет по покупным ценам предполагает усиление внутреннего контроля со стороны администрации за полнотой поступления выручки и недопущению мошенничества и краж со стороны материально-ответственных лиц.

В учетной политике торговой фирмы должны быть установлены порядок оценки товаров в синтетическом и аналитическом учете, схема учета товарных запасов и метод исчисления себестоимости реализованных товаров.

· Особенности бухгалтерского учета на предприятиях

Общественного питания

Основным назначением предприятий общественного питания является производство собственной продукции (приготовление пи­щи) для последующей ее реализации покупателям или организациям.

Собственная продукция представляет собой готовые изделия и полуфабрикаты, произведенные на кухне или в производственных цехах предприятий (организаций) общественного питания путем теп­ловой или холодной обработки сырья. Наряду с продукцией собст­венного производства предприятиями общественного питания реали­зуются и некоторые покупные товары.

Покупными товарами являются продукты питания, приобретае­мые со стороны без всякой обработки. Продукция собственного про­изводства предназначена непосредственно для продажи потребителю, в том числе и через розничную сеть, принадлежащую данному пред­приятию общественного питания, или другим предприятиям (органи­зациям) розничной торговли. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей» Министерством экономики и торговли Республики Казахстан были разработаны «Правила про­изводства и реализации продукции (услуг) общественного питания», определяющие и регулирующие отношения между потребителями и исполнителями в сфере услуг общественного питания, а также требо­вания, обязательные к исполнению юридическими и физическими

лицами, занимающимися производством и реализацией продукции (услуг) в сфере общественного питания.

Согласно этим Правилам предприятия общественного питания обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потре­бителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. Эта информация должна содержать:

- фирменное наименование организации, место ее нахождения (юридический адрес), тип, класс, режим работы предприятия;

- перечень услуг и условия их оказания;

- цены и условия оплаты услуг;

- наименование предполагаемой продукции общественного пи­тания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

- сведения о массе (объеме) порций готовых блюд и другой про­дукции предприятия общественного питания;

- наличие лицензии;

- сведения о сертификации услуг.

Предприятия общественного питания обязаны оказывать потребите­лю услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и требованиям заказа.

В целях защиты интересов потребителей в вопросах качества произ­водимой продукции и оказываемых услуг был принят Закон Республики Казахстан «О стандартизации и сертификации».

Основной задачей любой сертификации является подтверждение со­ответствия той или иной услуги, предоставляемой населению, требовани­ям стандартов и санитарных норм.

Вся продукция и услуги предприятий общественного питания долж­ны соответствовать требованиям нормативной документации: санитарно-гигиеническим и технологическим; безопасности продовольственного сырья и продуктов; экологической, противопожарной и электробезопасно­сти. Размещение производственных помещений и оборудования должно обеспечивать последовательность проведения технологического процесса производства и реализации продукции.

Предприятия общественного питания осуществляют свою деятель­ность на основе принятого устава и полученной лицензии на право заня­тия данной деятельностью (производством и реализацией произведенной продукцией).

Услуги общественного питания могут оказываться различного типа предприятиями (ресторанами, барами, столовыми, закусочными и т.д.), которые, в свою очередь, делятся на классы: люкс, высший, первый). Тип и класс предприятия определяются собственником или руководи­телем предприятия. Данное деление зависит от типа предприятия, места его расположения, объема предоставляемых потребителю услуг, степени материально-технической оснащенности. Присвоение и под­тверждение соответствия предприятия выбранному типу и классу осу­ществляется (при наличии лицензии) местными исполнительными ор­ганами в виде выдачи свидетельства.

К предприятиям класса люкс относят рестораны и бары с уникаль­ным характером архитектурно-художественного решения сооружений, с наиболее высоким уровнем обслуживания посетителей и широким ассор­тиментом изготовляемой и реализуемой продукции.

К предприятиям высшего класса относят рестораны, кафе, бары так­же с высоким уровнем обслуживания посетителей и широким ассорти­ментом изготовляемой продукции.

К первому классу относятся все остальные предприятия обществен­ного питания с меньшим объемом услуг: предприятия (кафе, бары, столо­вые, буфеты предприятий), работающие по методу самообслуживания; также кафе, столовые, филиалы столовых, буфеты предприятий, располо­женные как на территории производственных предприятий, учреждений, учебных заведений, так и вне ее, но обслуживающие их сотрудников или учащихся.

Предприятия общественного питания всех типов и классов осущест­вляют свою производственную (производство готовой продукции) и тор­говую (реализация произведенной продукции) деятельность на основе составленных меню и прейскуранта, руководствуясь требованиями меж­государственного стандарта (ГОСТ Р 50762-95) к ассортименту кулинар­ной продукции для предприятий различных типов и классов, а также ас­сортиментным минимумом, согласованным с санитарной службой.

Бухгалтерский учет на предприятиях общественного питания при­зван отражать деятельность по двум направлениям: с одной стороны, это процессы производства, а с другой, - процессы торговли (реализации). Особенностью общественного питания является тесная связь процессов производства и реализации продукции.

Процесс производства является одним из важнейших этапов, на ко­тором создается продукция (блюда, изделия и полуфабрикаты, выпускае­мые в результате производственной деятельности), он, как правило, осу­ществляется в специально отведенных, оборудованных и подготовленных для этих целей местах (производство или кухня).

Процесс реализации для предприятия составляет заключитель­ный этап движения товара, когда он достигает своей конечной цели - потребления.

Наши рекомендации