Тема 1. Предприятия малого и среднего бизнеса как хозяйствующий субъект
Основой экономики любого государства являются предприятия, которые производят продукцию, работы, услуги. Производство продукции осуществляется не для удовлетворения собственных нужд, а для того, чтобы ее реализовать и получить прибыль. Реализовать продукцию предприятие может только в том случае, если на нее имеется спрос. Следовательно, предприятие, с одной стороны, удовлетворяет общественные потребности, а с другой делает это с целью получения прибыли.
Предприятия имеют конкретные названия - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п. Они отличаются размерами, организационно-правовыми формами, относятся к разным отраслям и формам собственности. Тем не менее, любое предприятие является сложной системой, объединяющей производственные ресурсы.
Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ.
В составе ресурсов выделяется пять основных видов, пять факторов производства: живой труд, средства труда, предметы труда, предпринимательская способность, информация.
Ресурсы средств труда, которыми располагает предприятие, являются с точки зрения их денежной оценки его основным капиталом. Средства труда участвуют в производственном процессе многократно и по частям переносят свою стоимость на конечную продукцию.
Ресурсы предметов труда предприятия – это необходимые для нормального хода производственных процессов запасы сырья, материалов, топлива и иных материальных ресурсов. В денежной оценке ресурсы предметов труда образуют важнейшую часть оборотного капитала предприятия.
К ресурсам живого труда, которыми располагает предприятие, относится его персонал, рабочая сила, определяемая как способность человека к труду. Рабочая сила в процессе производства потребляется в форме затрат живого труда, измеряемых рабочим временем, как естественной мерой целенаправленной деятельности работников.
|
|
Предпринимательская способность (организация) – это фактор, который позволяет увязать между собой труд, средства труда, предметы труда.
Информация является самой молодой из производственных факторов. Информация представляет собой сведения или знания, снимающие неопределенность. Этот фактор в последние годы выходит на первое место, потому что применение его в управлении производством повышает эффективность использования остальных факторов.
Деятельность любого предприятия может быть представлена как процесс преобразования некоторого набора исходных ресурсов в конечный результат.
В рыночной экономике большое значение придается рациональному (эффективному) использованию ресурсов.
Развитие малого бизнеса выступает необходимым условием существования и функционирования современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Мировой опыт доказал, что без этого сектора экономики невозможно гармоничное развитие экономики в целом, так как он определяет темпы экономического роста, структуру и качество до 40-50% валового национального продукта.
Изучение проблем малого бизнеса невозможно без определения самого понятия, раскрытия его сущности и функций. В западной и отечественной экономической литературе встречается разная трактовка данного понятия, и оно часто употребляется с различной смысловой нагрузкой. Кроме понятия малый бизнес в экономической литературе используются и такие понятия, как мелкий бизнес, предпринимательство, малое предпринимательство, малое предприятие. Все эти понятия не тождественны. Проанализируем существующие в экономической мысли позиции экономистов различных школ и направлений, трактующих выделенные нами понятия.
В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах английского экономиста начала восемнадцатого века Р.Кантильона. По Кантильону, предприниматель – это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск – это главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствии со спросом на различных товарных рынках.
Несколько иначе рассматривал данное понятие один из основателей классической школы политической экономии А.Смит. Под предпринимателем он понимал, в первую очередь, собственника предприятия. Соответственно трактовалась им цель предпринимательской деятельности – получение предпринимательского дохода. Такое понимание этих категорий было исторически оправдано, так как основной формой функционирующей собственности в то время была семейная малая и средняя фирма, в которой капитал воспроизводился, как правило, хозяином производства, его родственниками и друзьями.
Подытожил исследования Смита и предложил свою точку зрения К.Маркс. Он считал, что предпринимательская деятельность – реальный антиобщественный механизм эксплуатации рабочего класса, приводящий к поляризации труда и капитала, бедности и богатства. Именно поэтому К. Маркс признает, что общество изобилия возможно лишь тогда, когда предпринимателю предоставлена возможность накапливать капитал и обеспечивать экономический рост, - но только за счет собственного труда.
Представитель французской школы физиократии Ж.Б. Сей (к.XVIII – н.XIXвв.) делал акцент на различии дохода на капитал и предпринимательского дохода. Он считал, что функции предпринимателя заключаются в умении соединять, комбинировать факторы производства. Целью и результатом такой деятельности является предпринимательский доход. В отличие от представителей классической школы политической экономии и Маркса основную функцию предпринимателя Ж.Б. Сей видел не в извлечении прибавочной стоимости (прибыли), а в организации и управлении воспроизводством в рамках обычной хозяйственной деятельности.
Француз К. Бодо (физиократ) развил идеи Р. Кантильона. Он отмечал, что предприниматель должен обладать определенными знаниями и информацией, а Тюрго, другой французский экономист, добавил к знаниям капитал, так как последний служит основой развития производства.
С экономических позиций малый бизнес является сложным многопрофильным объектом для исследования и с этой точки зрения сущность малого бизнеса раскрывается в трех аспектах – как экономическое явление, как экономическая категория и как сфера хозяйственной деятельности. Как экономическое явление малый бизнес – это совокупность малых предприятий и частных лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью в сфере производства и распределения материальных благ и услуг. Главным критерием к определению сущности малого бизнеса как экономического явления будет являться организационно-экономическая характеристика малого бизнеса. Как экономическая категория малый бизнес выражает рыночные отношения между юридическими и физическими лицами, где хотя бы одна из сторон является малым предприятием/индивидуальным предпринимателем, ведущими экономическую деятельность по поводу производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг с целью получения дохода и удовлетворения определенных потребностей людей. Как сфера деятельности субъектов хозяйствования малый бизнес выражает разновидность экономической деятельности по созданию продукции и ее рыночной реализации в условиях конкуренции и является формой мелкого производства в условиях рынка.
Предпринимательство и бизнес связаны друг с другом, но являются всё же разными понятиями. Бизнес – это более общее понятие процесса создания новой стоимости, прибыли предпринимателя. В процессе бизнеса используется уже имеющаяся к этому времени идея, патент, собственное изобретение предпринимателя. С другой стороны в уже готовом, функционирующем бизнесе постоянно должны применяться новые технологии, более эффективные способы организации бизнеса. Все это возможно при наличии предпринимательства или можно сказать духа предпринимательства. В уже работающем бизнесе основные его владельцы должны создавать условия, чтобы каждый сотрудник организации чувствовал себя предпринимателем. Когда в организации умирает дух предпринимательства, то есть исчезает так называемый четвертый фактор производства, этот бизнес умирает под прессом конкурентов и новых технологий. Хотя если под предпринимательством понимать проявление предприимчивости не только в хозяйственной сфере (при производстве продукции), но и во всех других, например, в административной сфере (создание уникальных методов государственного администрирования) или образовательной (создание инновационных методик обучения), то естественно понятие «предпринимательство» окажется шире понятия «бизнес». Поэтому сразу оговоримся, что будем рассматривать предпринимательство только в хозяйственной сфере.
Следовательно, государство при регулировании малого бизнеса и малого предпринимательства должно понимать их различия и отдельно разрабатывать инструментарий регулирования, в том числе поддержки, для малого бизнеса в целом и для малого предпринимательства в частности.
Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров, а также о группе индивидуальных предпринимателей. Каждая из этих четырех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политики, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или концентрируя более мелких партнеров с одной стороны, а с другой, объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров.
Малый бизнес, в том числе индивидуальное предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. Сектор малого бизнеса представляет самую разветвленную сеть предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малый бизнес как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Фирмы, отличающиеся по размеру, играют различную роль в обеспечении устойчивости и конкурентоспособности рыночной экономики, имеют различные риски и преимущества (см. табл. 1).