Экономическая политика государства и ее виды
Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:
- устойчивый рост национального производства;
- поддержание эффективного размера занятости;
- стабилизацию уровня цен;
- обеспечение внешнеторгового баланса.
В зависимости от конкретных объектов гос. регулирования гос-во проводит необходимую экономическую политику.
Основные виды эк. политики:
+ антицикличекая;
+ структурная: формирование современной прогрессивной и эффективной структуры НЭ;
+ амортизационная;
+ инвестиционная;
+ науч.техническая и информационная;
+ фискальная;
+ монетарная;
+ ценовая;
+ внешнеэк-кая;
+ социальная;
+ конкурентная;
+ региональная;
+ экологическая.
8.Государственные институты и механизм регулирования НЭ.
Традиционно различают 3 вида государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную.
Система органов государственной власти по управлению социально-экономическим развитием страны включает центральные и местные органы.
Центральные органы гос власти и управления:
А)Верховный Совет Украины – высший законодательный орган. Принимает и вносит изменения в законодательные акты, определяет основы государственной экономической политики, утверждает госбюджет.
Б)Президент страны – формирует стратегию соц-но-экон-ого развития, осуществляет правовое регулирование экономики, координирует деятельность.
В)Кабинет Министров – Высший исполнительный орган гос власти. Обеспечивает реализацию законов, координирует деятельность всех министерств и ведомств.
Местные органы власти – самостоятельные участники экономических отношений, управляют местным бюджетом, распоряжаются природными ресурсами, обеспечивают управление минимальных соц стандартов.
Органы местного самоуправления – представлены советами народных депутатов (областные, городские, районные, сельские).
Органы исполнительной власти на местах – гос администрации области, города, района, села.
9.Повышение конкурентоспособности государства как цель государственного регулирования НЭ.
Государственное регулирование НЭ в конечном итоге направлено на повышение конкурентоспособности государства.
Национальная конкурентоспособность – это возможность страны в условиях свободных и прозрачных рыночных отношений производить товары и услуги, которые соответствуют международным требованиям, а так же повышать реальные доходы своего населения.
Основные препятствия на пути обеспечения конкурентоспособности украинской экономики: узкий внутренний рынок; фискальная направленность налоговой политики; отсутствие стимулов инновационно-инвестиционной деятельности ; тенезация экономики ; распространение коррупции;Неспособность системы государственного управления защитить отечественных товаропроизводителей.
Важнейший критерий конкурентоспособности НЭ- это сводный индекс конкурентоспособности. Это комплексный интегральный показатель сравнительной конкурентоспособности стран, расчитываемый на основе относительных величин (количественные оценки основных экономических показателей и качественной оценки экспертов).
По этому показателю: 1 место занимает США, 2 место- Швейцария, 3 место – Дания. Украина – 73 место.
Основой современной конкурентоспособности являются инновации – технико-технологические, организационные, структурные, институциональные.
Основные конкурентные преимущества Украины:
-высокий уровень образования трудоспособного населения
-развитая сеть научных учреждений
-наличие достаточно крупных запасов природных ресурсов.
Выделяют 2 основные модели инновационного развития страны:
а)индустриальная (пассивная роль государства, предпочтение отдается рыночным регуляторам)
б)постиндустриальная (активная роль государства, гос заказы на научно- исследовательские разработки).
Гос инновационная политика – это комплекс экономических, организационных, правовых мероприятий гос-ва, направленных на внедрение результатов НТП производства.
Основная цель инновационной политики государства – объединение НТ и инновационной политики.
Принципы гос инновационной политики:
- Ориентация на инновационный путь развития
- Определение гос приоритетов инновационного развития
- Формирование нормативно- правовой базы для поддержания конкуренции
- Эффективное применение рыночных механизмов инновационной деятельности
Способствование развитию инновационной инфраструктуры.
Организационные формы реализации инновационной деятельности:
1)университетско- промышленные исследовательские центры – объединяют финансовую, материально- техническую базу промышленности с квалифицированными ВУЗовскими кадрами.
Государство финансирует НаучТехн программы на конкурентной основе.
2)технопарки – акционерные компании, занимающиеся патентированием, лицензированием, предоставлением консультаций при проведении исследовательских работ.
3)Технополисы – территориальные формы интеграции науки и производства, обеспечивают высокие темпы НТР территории.
4)инновационные инкубаторы – создаются на базе технополисов, для инкубаторов формируются особо благоприятные условия( обучение, современное оборудование, новые технологии).
5) венчурные (рискованные) предприятия – это малые предприятия, специализирующиеся на разработке научных идей и их внедрения в новую продукцию.
Приоритетные направления инновационного развития в Украине:
1) создание энергосберегающих технологий
2)применение перспективных информационных и электронных технологий.
3) разработка новых биотехнологий для сельского хозяйства, пищевой, фармацевтической промышленности.
4) создание научных основ охраны здоровья населения.
5) изобретение и практическое применение новых материалов.
10.Сущность и формы демократии
Демократия -форма общественной власти и государства, основанная на признании народа, как источника власти.
Основные принципы демократии:
-равноправность всех граждан;
-наделение граждан социальными, политическими и национальными, и др. правилами и свободами, закрепленные в законах и традициях;
-право на участие в управлении государством и обществом;
-подчинение меньшинства большинством.
Характерные черты демократии:
-юридические признаки и суверенитет верховной власти народа;
-периодичность выбора основных органов государства;
-принятие решения большинством.
Основой демократии в НЭ является:
- экономическая демократия, означающая реальную возможность и право, реализовать свои права собственности;
- право индивида на собственные усмотрения выбирать сферу деятельности.
Экономическая демократия- это теория, практика и последствие воплощение принципов демократии в экономических отношениях.
На уровне НЭ развитие экономической демократии предполагает:
-наличие органов социального партнерства или экономического самоуправления;
-процесс привлечения профсоюзов к укреплению предприятий;
-контроль за определенной сферой хозяйственной деятельности( социальная,политическая);
-развитие демократической НЭ тормозит бюрократическое общество.
Следует различать бюрократию, как элемент системы и бюрократизм.
Бюрократия- система экономических, социальных, политических и административно управленческая основа на разграничении полномочий власти с целью формирования единого управленческого центра. Для координации всех элементов.
Бюрократизм — монополизация в корыстных целях основных рычагов власти в руках определенной работы и ориентации низких звеньев на формально выполнение приказов.
В современных условиях модели демократии делится на:
-индивидуалистская; (источник власти — личность)
-плюралистический; ( групповые) — источник власти — группа;
-коллективистские (народ, нация, класс).
Существуют такие разновидности демократии:
- деспотичная демократия- абсолютно ни кем, ни чем не ограниченная власть большинства;
-тоталитарная демократия — власть большинства требуется полное подчинение личности и стремится к установлению всеобщего контроля;
-конституционная демократия — власть большинства заключается в определенные рамки, ограничивается полномочиями и функционирует при помощи конституции.
Существуют формы демократии:
-прямая демократия — непосредственное участие граждан в подготовке обсуждения, принятие, реализация решений. Применяется при решении вопросов местного значения, когда от граждан не нужно специальной подготовки.
-Плебисцитная демократия — предполагает открытие волеизъявления народа, но только на определенной фазе подготавливает решение. (референдум)
-представительская демократия — наиболее сложная форма политического участия граждан. Предполагает опосредованное введение граждан в процесс принятия решений через правительство, которое выбирает в законодательной или исполнительной органов власти.
11.Современная демократия и проблемы ее становления
Демократия западного образца сформировалась из либеральной политической системы и унаследовала ее основные организационные принципы:
-конституционализм
-разделение власти
-индивидуальная свобода
-права человека
Современная демократия существенно отличается от нее, она построена на синтезе идей, концепций, форм организации. Она объединяет традиционные либеральные ценности с идеями социального, коммунистического христианского и других движений.
Назначение демократии- стимулировать разнообразность взглядов, плюрализм мнений в обществе, предоставить возможность гражданам свободно выражать свои интересы.
Если обобщить разнообразные концепции плюралистической демократии то можно выделить следующие основные элементы:
1.Заинтересованная группа- центральный элемент демократической политической системы, гарантирующий реализацию интересов, прав и свобод человека.
2.Общая свобода как результат взаимодействия разных групп и их компромиссов.
3.Соперничество и баланс групповых интересов
4.«Разумный эгоизм» личные и групповые интересы должны взаимодействовать
5.государство как орган отвечающий за нормальное функционирование всех элементов общественной системы
6.Диффузия- разделение власти между центрами политического влияния
7.Демократическая организация самих групп как условие представления интересов граждан входящих в эти группы
Принципиальная проблема демократии это то каким образом демократия взаимодействует с природой человека, или исходт из реальной противоречивой природы современной личности, ограниченности ресурсов, запретов, комплексов или ориентируется на определенный идеал человека.
12.Экономический порядок и экономическая свобода
Конкретными формами проявления экономической демократии, является экономический порядок и экономическая свобода.
Экономический порядок- это качественная характеристика состояния соц-эк системы относительно морально-этических и политических норм.
Свобода в широком смысле это способность отдельного человека, трудоспособного коллектива, отдельных соц. Групп принимать решени в действовать в соответствии с собственными интересами и целями с учетом объективных условий и общечеловеческих интересов и принципов жизнедеятельности.
Экономическая свобода в широком смысле это формы и варианты экономического повдения предпринимателей, семьи, отдельных граждан, в выборе сферы, применения своих способностей
Основой экономической свободы является:
-плюрализм форм собственности
-наличие политической свободы
-законодательство ориентироваанное на права человека
-экономический прогресс
-минимализация безработицы
Экономическая свобода домашнего хоз-ва,это самостоятельное принятие решений относительно потребления материальных и духовных благ, свобода выбора потребностей.
Экономическая свобода наемных работников- ограничена правом собственности только на свою раб силу, свобода выбора сферы приложения своих способностей.
Экономическая свобода производителя- возможность выбора хозяйственной деятельности и и организации хозяйства, структуры и объема производства, условий реализации, распределение прибылей. Такая свобода должна сочетаться с экономической ответвтвенностью за качество товаров и услуг, за выполнение условий договора, за соблюдение законодательства.
Эк. свобода потребителей- возможность свободного выбора качественных товаров и услуг, средств удовлетворения своих потребностей в зависимости от велечины доходов и цен
Эк. свобода гос-ва- возможность формировать свою экономическую политику и воплощать ее в жизнь. Выполнять основные ункции продиктованные интересами нации а не отдельных соц. Групп
Экономическая свобода информационной сферы- реализация СМИ право распоряжения средствами и имуществом, независимое осуществление информ. Деятельности, запрет на использование экономических рычагов с целью влияния на участников информационного процесса