Глава 2.10. пути стабилизации и повышения уровня жизни населения россии
План:
1. Оценка уровня жизни
2. Вопросы повышения благосостояния в основных направлениях социально-экономического развития на долгосрочную перспективу
3. Основные положения Концепции повышения уровня жизни
4. Контрольные задания и задачи для самопроверки
5. Литература
Оценка уровня жизни
Повышение уровня жизни россиян важнейшая программная задача социальной политики Российского государства. В числе приоритетов правительства — восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса на селения. Для этого разработаны основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Решение этих и других проблем позволит стабилизировать уровень жизни россиян, а затем развернуть вектор в сторону его повышения. В основных направлениях социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния — увеличение частного потребления (видимо, имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее чем на 80%.
Предполагается устранить деформации в структуре распределения доходов. Реальные денежные доходы населения, как ожидается, вырастут к 2005 г. примерно в 1,5 раза, а в последующие 5 лет повышаться ежегодно на 6-8%. В результате планируемого перераспределения доходов они должны увеличиваться опережающими темпами у наименее обеспеченных слоев. Ожидается, что численность лиц с доходом ниже прожиточного минимума снизится к 2005 г. в 1,5-2 раза, а затем еще на 25-35%.
Задачи эти непростые. У большинства населения длительное время продолжается снижение уровня жизни. За годы современных реформ примерно у 60% уровень жизни упал, у 25-30% — изменился незначительно и лишь у 15-20% вырос, в том числе у 3-5% россиян этот рост оказался очень значительным.
Не менее важной задачей является преодоление несправедливости в распре делении доходов. Их дифференциация в 90-х гг. значительно выросла. По этому показателю Россия вошла в число стран с наиболее выраженным неравенством населения. Из этого вытекает необходимость повышения уровня доходов наименее обеспеченных, в том числе оказания помощи слабо защищенным слоям населения.
Выше обозначенное — следствие значительного ухудшения в 1990-1998 гг. общей экономической и социальной ситуации в стране. Ресурсы для обеспечения уровня жизни уменьшились. Валовой внутренний продукт (ВВП) снизился при мерно на 40%. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 30%. Фонд оплаты труда составил всего 37% к уровню 1990 г. Калорийность питания снизилась примерно на 10%, потребление белков — на 20%. Объем платных услуг уменьшился на 75%. Общая численность безработных составляет примерно 14% от экономически активного населения. Все это привело к снижению ожидаемой продолжительности жизни за рассматриваемый период с 69 до 65 лет.
В результате на рубеже нового тысячелетия сформировался крайне низкий уровень жизни людей. В среднем на личные денежные доходы в 2000 году можно бы ло купить менее 2-х наборов товаров и услуг, входящих в прожиточный минимум (ПМ). Это существенно ниже, чем в дореформенном 1991 г. Тогда покупательная способность денежных доходов составляла 3,4 набора ПМ. Вместо широко представленных ранее слоев со средними доходами в настоящее время преобладают семьи с низким уровнем достатка.
У большинства населения основные расходы направлены на текущее потребление продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости. У него не остается достаточных средств на оплату услуг и на сбережения, без которых в настоящее время трудно рассчитывать на достойные жилищные условия, образование и здравоохранение, пополнение имущества и товаров длительного пользования. В целом низкие инвестиционные возможности россиян, затрудняют для государства развитие экономики и социальной сферы.
Определенные надежды вселяет то, что в 2000 г. в стране наметилась тенденция повышения уровня жизни. По сравнению с 1999 г. прожиточный минимум увеличился на 18,4%, а среднедушевые денежные доходы выросли на 32,5%. В результате их покупательная способность поднялась на 11,7%. За период с IV квартала 1999 по IV квартал 2000 гг. прожиточный минимум повысился на 178,4, а среднедушевые денежные доходы на 533,1 рублей, т.е. их рост на 1 рубль потребительской корзины составлял примерно 3 рубля.
Доходы населения выросли во всех основных социальных слоях. Доля бедных в IV квартале 2000 г. сократилась по сравнению с аналогичным периодом 1999 го да примерно на 5%. Эта часть населения перешла в низкообеспеченные и средние слои. Удельный вес последних составил примерно 29 и 22% соответственно при росте среднего слоя примерно на 3 процентных пункта. Доля относительно обеспеченных россиян составила примерно 7% и выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,4 процентных пункта.
Рост доходов населения сопровождался существенным сокращением задолженности по заработной плате. Так, в IV квартале 1999 г. соотношение величины общей среднемесячной задолженности по заработной плате со среднемесячным фондом начисленной заработной платы составляло 60,5%, т.е. задолженность фактически составляла около двух третей месячного фонда заработной платы. В IV же квартале прошлого года это соотношение сократилось почти вдвое и составило примерно 35,2%. Таким образом, задолженность едва превышала одну треть месячного фонда заработной платы. В конце 2000 года задолженность оказалась ни же уровня II и III кварталов, что характеризует устойчивую тенденцию к ее полному преодолению.
В целом за год покупательная способность заработной платы и пенсий выросла с 1,71 и 0,59 до 2,09 и 0,85 прожиточного минимума.
Покупательная способность денежных доходов за год выросла во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. Однако ее уровень значительно различался по федеральным округам и составлял в IV квартале 2000 года от 2,9 в Цен тральном до 1,43 набора ПМ в Дальневосточном округах .
В двух федеральных округах: Центральном и Уральском, покупательная способность денежных доходов населения превышала среднероссийский уровень соответственно на 47 и 16%, в остальных — ее уровень был ниже общероссийского.
Субъекты Российской Федерации значительно отличаются по уровню жизни на селения и динамике покупательной способности денежных доходов. В 9 из них (Москва, республики Коми и Северная Осетия-Алания, Красноярский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская и Пермкая области) ее среднее значение характеризовало относительную обеспеченность людей. Во всех этих субъектах за год покупательная способность выросла.
В 68 субъектах Российской Федерации среднее значение покупательной способности характеризовало уровень низкообеспеченности. В большинстве из них покупательная способность денежных доходов за год выросла. Однако в Санкт-Петербурге, республиках Алтай, Башкортостан, Саха (Якутия), Хакасия, Воронежской, Камчатской, Магаданской, Мурманской, Новгородской и Свердловской областях ее уровень снизился.
Еще в 11 субъектах Российской Федерации денежных доходов в среднем не хватало на 'потребительскую корзину прожиточного минимума, а покупательная способность населения соответствовала в среднем уровню бедности. В большинстве регионов этой группы за год уровень жизни у людей повысился. Отрицательная динамика покупательной способности доходов наблюдалась в республике Ингушетия и Чукотском автономном округе.
Вопросы повышения благосостояния в основных